Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Арзамасовой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шумкиной Н.К. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 марта 2022 года по гражданскому делу N 2(1)-2410/2021 по иску Шумкиной Н.К. к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шумкина Н.К. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, указав, что 10 марта 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) N от 19 марта 2021 года ей отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. По мнению ответчика, специальный стаж истца составляет 28 лет 05 месяцев 06 дней. При этом ответчик не зачел следующие периоды: с 17 января 2011 года по 31 декабря 2011 года - в должности медсестры филиала МУЗ "ЦГБ г.Бузулука" - Детский санаторий "Луч", мотивируя, что указанный санаторий не относится к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в упреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2002 года N. Также работодатель не представил сведения с кодом льгот.
С решением ответчика она не согласна, поскольку одним из профилей медицинского учреждения, где она трудилась, является лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата - травматология и ортопедия, что нашло свое отражение в лицензиях, Уставе учреждения. Кроме того, значительную часть контингента санатория в спорные периоды составляли больные с болезнями опорно-двигательного аппарата (костно-мышечной системы и соединительной ткани).
Также ответчиком не включены периоды работы истца в ортопедическом отделении в качестве медсестры с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, которые должны быть включены в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев, с указанием на то, что работодатель не отчитался за льготный характер работы. Однако по списку N ее должность включена в перечень должностей, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение "медицинская сестра перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом и т.д, то есть отделение ортопедическое включено в список отделений, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе и наименование ее должности - медицинская сестра.
Ссылаясь на изложенное и уточнив исковые требования, Шумкина Н.К. просила суд признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, обязать включить в ее специальный стаж вышеуказанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости со второй половины 2020 года.
Определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 12 ноября 2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика УПФРв г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) на надлежащего - Государственное Учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области.
Определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 1 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ "Бузулукская больница скорой медицинской помощи".
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 марта 2022 года, в удовлетворении искового заявления Шумкиной Н.К. к Государственному Учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости отказано.
В кассационной жалобе Шумкина Н.К. просит отменить решение и апелляционное определение отменить, исковые требования удовлетворить, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационного суда не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций решением начальника УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) N от 19 марта 2021 года Шумкиной Н.К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 28 лет 05 месяцев 06 дней, вместо требуемых 30 лет.
Пенсионным органом не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца с 17 января 2011 по 31 декабря 2011 года в должности медицинской сестры палатной филиала СУЗ "ЦГБ г. Бузулука" - Детский санаторий "Луч". Период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности медицинской сестры ортопедического отделения Бузулукской центральной районной больницы зачтен без применения льготного исчисления стажа (один год как один год шесть месяцев).
Судом установлено, что согласно трудовой книжке Шумкина (Яковлева) Н.К. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в различных учреждениях здравоохранения: с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности медицинской сестры ортопедического отделения Бузулукской центральной районной больницы; с 17 января 2011 по 31 декабря 2011 года в должности медицинской сестры палатной филиала СУЗ "ЦГБ г.Бузулука" - Детский санаторий "Луч".
Из представленных в материалы дела учредительных документов филиала СУЗ "ЦГБ г.Бузулука" - Детский санаторий "Луч", а также лицензий и приложений к ним, установлено, что основными направлениями деятельности данного санатория являются: повышение уровня здоровья детского населения; внедрение современных методов диагностики, лечения в реабилитации пациентов; гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований Шумкиной Н.К. о включении в специальный стаж периодов работы с 17 января 2011 по 31 декабря 2011 года, суд первой инстанции исходил из того, что Детский санаторий "Луч" по профилю осуществляемой медицинской деятельности не относятся к категории санаториев, поименованных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых в должности медицинской сестры дает право на досрочное назначение пенсии по старости".
Отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы истца с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности медицинской сестры ортопедического отделения Бузулукской центральной районной больницы в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что Шумкина Н.К. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 26 ноября 1998 года. Вместе с тем, предоставленными в материалы дела документами (трудовая книжка от 19 августа 1991 года, справка от 10 марта 2021 года, выписка из ИЛС ЗЛ от 15 марта 2021 года) не подтвержден факт работы Шумкиной Н.К. в должностях в структурных подразделениях Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
Кроме того, в сведениях, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Шумкиной Н.К, представляемых работодателем в Пенсионный фонд РФ отсутствует указание кода льготной профессии спорного периода.
Поскольку у истца отсутствовала требуемая продолжительность специального стажа, судом также обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, также отметив, что специальный стаж работы истца в период с 17 января 2011 года по 31 декабря 2011 года не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что с учетом требований статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, Предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", вопрос о включении того или иного периода работы в специальный стаж может разрешаться на основании законодательства, действовавшего как во время выполнения указанной работы, так и на момент обращения за пенсией:
В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 16 июля 2014 года Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лед", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Согласно действовавшему в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года правовому регулированию (Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066) в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включалась работа, в том числе медицинских сестер, в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений").
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, действующее с 1 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Таким образом, из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях (курортах) определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Работа по медицинским специальностям в санаториях иных, помимо приведенных в указанном перечне профилей, после 1 ноября 1999 года не включается в указанный специальный стаж.
Согласно ранее действовавшему пункту 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев), один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в них в течение полного рабочего дня.
Наименование структурного подразделения "Ортопедическое отделение" не относится к Перечню структурных подразделений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, так же, как и наименование должности медицинская сестра ортопедического отделения не предусмотрено разделом "Наименование должностей" Перечня структурных подразделений, утверждённого постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года N1066.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права, дана оценка всем обстоятельствам дела, выводы судов являются правильными, оснований для отмены либо изменения состоявшихся судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица не является виной работника и не может служить основанием для отказа во включении указанных периодов работы в специальный трудовой стаж были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке. Судом второй инстанции верно отмечено, что основанием для отказа в зачете спорного периода работы в льготном исчислении явилось совокупность несоответствия должности истицы должностям, предусмотренным Списком, работа в которых исчисляется в льготном порядке как один год за один год и шесть месяцев, и отсутствия кода льготы в сведениях персонифицированного учета.
Доводы о том, что апелляционная инстанция необоснованно отклонила письмо Министерства здравоохранения Оренбургской области от 02 июня 2021 года, указывающее на осуществление Детским санаторием "Луч" медицинских услуг, медицинской помощи больным с последствиями полиомиелита, больным с нарушением опорно-двигательного аппарата, больным ревматизмом, со ссылкой на то, что данное письмо не дает оснований для вывода о специализированном профиле деятельности санатория в указанный период, поскольку изложенные в ней сведения противоречит Уставу и лицензии, штатному расписанию, согласно которым в санатории отсутствует отделение ревматологии, а также специализированное отделение по лечению больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, подлежат отклонению, поскольку переоценка доказательств и установленных судом обстоятельств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции. При этом не усматривается, что судом второй инстанции допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, в частности, требований статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые могли бы в силу части 3 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием для отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании приведенных норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шумкиной Н.К. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
Л.В.Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.