Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи кассационную жалобу Гайниева Ильфата Наиловича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-9887/2021 по иску Гайниева Ильфата Наиловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Татарстан о признании права на досрочное установление страховой пенсии по старости, включении в льготном исчислении периодов работы и службы в рядах Советской Армии, компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения истца Гайниева И.Н. и его представителя адвоката Аухадеевой Т.Х, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гайниев И.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное установление страховой пенсии по старости, включении в льготном исчислении периодов работы и службы в рядах Советской Армии, компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что ответчиком отказано в предоставлении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, рекомендовано обратиться за назначением пенсии по достижении общеустановленного возраста. С решением отдела установления пенсий ОПФР по РТ (г. Набережные Челны) истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Просит обязать включить в льготном исчислении (1 год 6 месяцев за 1 год) в специальный стаж период работы с 19 июня 1989 года по 30 июня 1995 года в качестве инженера в передающем цехе N1 в Петропавловск-Камчатском радиоцентре Елизовского района Камчатского края и службу в рядах Советской Армии с 07 апреля 1987 года по 24 апреля 1989 года, и назначить досрочную страховую пенсию с 24 декабря 2020 года; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей (уточненные исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года в исковых требованиях Гайниева Ильфата Наиловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Татарстан о признании права на досрочное установление страховой пенсии по старости, включении в льготном исчислении периодов работы и службы в рядах Советской Армии, компенсации морального вреда, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2022 года решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Гайниевым И.Н, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении требований.
Истец Гайниев И.Н. и его представитель адвокат Аухадеева Т.Х. в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить судебные акты и удовлетворить требования.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Гайниева И.Н. и его представителя адвоката Аухадеевой Т.Х, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, решением пенсионного органа от 19 марта 2021 года истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего севера.
Ответчиком не был включен в общий страховой и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии но старости период работы с 19 июня 1989 года по 30 июня 1995 года в должности инженера в передающем цехе N1 в Петропавловск-Камчатском радиоцентре, Елизовского района Камчатского края. После поступления сведений, подтверждающих стаж работы в районе Крайнего Севера, решением пенсионного органа N от 19 октября 2021 года спорный период работы с 19 июня 1989 года по 30 июня 1995 года в должности инженера в передающем цехе N1 в Петропавловск-Камчатском радиоцентре, Елизовского района Камчатского края был засчитан в стаж на соответствующих видах работ (в районах Крайнего Севера), всего засчитано в календарном порядке 6 лет 12 дней. В стаж работы в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностям, ответчик не включил период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 7 апреля 1987 года по 24 апреля 1989 года в должности лейтенанта.
Согласно архивной справке N от 25 февраля 2021 года, выданной Центральным архивом филиала Западного военного округа, п. Власиха, Московской области, Гайниев И.Н. проходил военную службу в качестве лейтенанта в отдаленной местности Камачатской области с 7 апреля 1987 года по 24 апреля 1989 года.
Разрешая требования и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из отсутствия оснований для включения периода службы истца в рядах Советской армии в специальный стаж, поскольку действующим законодательством возможность такого зачета не предусмотрена в настоящее время и не была предусмотрена в период прохождения истцом военной службы.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Право на зачет времени действительной срочной военной службы в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 предусмотрено не было.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 названного выше Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно указанным нормам закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых, пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 этого Федерального закона, засчитывается, в том числе, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В период службы истца действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".
Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 01 марта 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", который в пп. "д" п. 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.
Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
С 01 января 1968 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым в п. 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" принято Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее - Положение от 03 августа 1972 года N 590).
В соответствии с пп. "д" п. 16 названного Положения от 03 августа 1972 года N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11, так и Положение от 03 августа 1972 года N 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 03 августа 1972 года N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом, назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", которым включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми, как указано выше, включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.
Ныне действующий с 01 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
В связи с вышеизложенным доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут явиться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку не свидетельствуют об их незаконности и необоснованности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О и др.).
Также, вопреки ошибочному мнению истца, не имеется оснований и для применения в споре постановления от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", поскольку истец проходил военную службу в звании лейтенанта и не являлась военным строителем, соответственно, не относится к перечисленной в указанном Постановлении категории лиц.
Ссылки истца на подпункт "в" пункта 30 Приказа Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, также не состоятельны и основаны на неверном толковании норм права.
Статья 30 названной Инструкции предусматривает порядок зачета определенных периодов трудовой и иной деятельности, в частности, непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, военных строителей, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (при условии поступления на работу не позднее шести месяцев, а военнослужащих срочной службы не позднее трех месяцев после увольнения в запас или отставку в указанных районах и местностях), в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, а не в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости. Закон РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в спорные периоды военной службы истца, не предусматривал наличие у лица непрерывного трудового стажа в качестве обстоятельства, имеющего значение при оценке его пенсионных прав.
При этом судебная коллегия отмечает, что статья 44 раздела VI "Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере" Инструкции от 22 ноября 1990 года не содержит положений о возможности зачета периодов военной службы в стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных основаниях.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись ранее истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гайниева Ильфата Наиловича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.