Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (материалы поступили 1 июня 2022 г.) жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО на вступившие в законную силу решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда Ставропольского края от 9 февраля 2022 г., вынесенные в отношении исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО (далее также - государственный инспектор в области охраны окружающей среды, должностное лицо административного органа) N N от 21 июня 2021 г. исполнительный директор акционерного общества "Кавминкурортресурсы" (далее также - АО "Кавминкурортресурсы", общество) ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Кроме того, по результатам рассмотрения данного дела об административном правонарушении государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО внесено представление N N от 21 июня 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда Ставропольского края от 9 февраля 2022 г, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО N N от 21 июня 2021 г. и представление этого же должностного лица N N от 21 июня 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, изменены.
Из указанных актов исключены выводы о допущении исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" ФИО нарушений: не приобщен в установленном порядке к лицензии СТВ N горноотводный акт от 9 октября 2018 г. N N; отсутствует проект зоны санитарной охраны 1 пояса скважины N N; не проведены в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения изоляционно-ликвидационные работы по скважинам NN N, N, N, N, N по причинам неудовлетворительного технического состояния или технической, организационной и экономической нецелесообразности их дальнейшего использования; не обеспечена в установленном порядке регистрация геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод "адрес", "адрес" и "адрес" участков "адрес" месторождения в территориальном фонде геологической информации по ЮФО; не обеспечена сдача отчета геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод "адрес", "адрес" и "адрес" участков "адрес" месторождения в территориальный фонд геологической информации по ЮФО; не обеспечено внесение изменений в Технологическую схему разработки "адрес" месторождения минеральных вод в части уровней допустимой добычи минеральных вод, не превышающих утвержденных запасов минеральных вод от 2020 года, а также изменения проектных решений в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования водоприемной части скважин, и решений по схеме и режиму водозабора; не представлено в установленном порядке в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ "ТФГИ по ЮФО" паспортов на скважины и актов ликвидации и консервации скважин.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФИО, не соглашаясь с выводами об изменении вынесенных ею постановления, представления и приводя доводы о незаконности состоявшихся по делу судебных актов, просит отменить решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2021 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда Ставропольского края от 9 февраля 2022 г.
Исполнительный директор АО "Кавминкурортресурсы" ФИО в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы должностным лицом административного органа уведомлен, возражение на нее в установленный срок не представил.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении с учетом приведенной правовой нормы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2021 г..N 109 и приказа от 31 марта 2021 г..N 156 во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО от 2 марта 2021 г..N N Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Кавминкурортресурсы", в ходе которой установлено, что исполнительным директором общества ФИО допущены нарушения законодательства о надерах при эксплуатации Кисловодского месторождения минеральных вод, а именно: не приобщен в установленном порядке к лицензии N горноотводный акт от 09 октября 2018 г..N, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; не представлены в установленном порядке сведения для включения скважин NN N, N, N N, N, N, Nбис, N N, располагающихся в пределах "адрес" месторождения, в лицензию на пользование недрами, что является нарушением пунктов 2.3, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; допущено бурение двух водозаборных скважин N и N в 2018 году за пределами лицензионных водозаборных участков недр, предоставленных в пользование согласно пункту 2.1 приложения N к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 73 фототаблицы); отсутствует горноотводная документация, в том числе горноотводный акт в уточненных границах по скважинам N N-сульфатная, N что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; отсутствует проект зоны санитарной охраны 1 пояса скважины N, что является нарушением пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; не проведены в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения изоляционно-ликвидационные работы по скважинам N N по причинам неудовлетворительного технического состояния или технической, организационной и экономической нецелесообразности их дальнейшего
использования, что является нарушением пунктов 4.1.4, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; не обеспечена в установленном порядке регистрация геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод "адрес", "адрес" и "адрес" участков "адрес" месторождения в территориальном фонде геологической информации по ЮФО, что является нарушением подпункта 2 пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; не обеспечена сдача отчета геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод "адрес", "адрес" и "адрес" участков "адрес" месторождения в территориальный фонд геологической информации по ЮФО, что является нарушением пунктов 7.1.1, 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; не обеспечено внесение изменений в Технологическую схему разработки Кисловодского месторождения минеральных вод в части уровней допустимой добычи минеральных вод, не превышающих утвержденных запасов минеральных вод от 2020 года, а также изменения проектных решений в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования водоприемной части скважин, и решений по схеме и режиму водозабора, что является нарушением пункта 3.2.5, 3.4 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; не обеспечено в полном объеме проведение полного химического анализа проб минеральной воды, а именно отсутствуют исследования по компонентам: кобальт, тиосульфат, гидрофосфат.
Также отсутствует полный анализ газов минеральных вод, что является нарушением пункта 3.5, 4.1.10 условий пользования недрами к лицензии N от ДД.ММ.ГГГГ; измерение дебита источника "Нарзан" и скважин, а также дебита газа Кисловодского месторождения объемным методом в нарушение требований Технологической схемы (стр. 120) осуществляется с применением не аттестованных мерных емкостей и секундомерами не прошедших государственную поверку, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..; не соответствует технологической схеме разработки месторождения фактическое оборудование устьев эксплуатационных скважин N N-бис, а именно (на скважинах N N-бис над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, скважинные водомеры на оголовках скважин отсутствуют; на скважине N над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник с фланцем, в который врезан кран, манометр, отсутствует скважинный водомер на оголовке скважины; на скважине N над коренной задвижкой имеется закрытый отвод, перед краном для отбора воды установлен дополнительный кран, отсутствует скважинный водомер на оголовке скважины; на скважине N наличие коренной задвижки не установлено, непосредственно от оголовка скважины имеется закрытый отвод, манометр установлен перед задвижкой, водомер на оголовке отсутствует; на скважине N над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, водомер на оголовке скважины отсутствует, перед основным водомером врезано ответвление на водомер питьевого бювета "Народный", байпас с задвижкой вторым водомером отсутствуют, манометр установлен после водомера; на скважине N-Э скважинный водомер на оголовке скважины отсутствует, обвязка выполнена с нарушением (имеется не предусмотренный проектными решениями отводящий минералопровод (байпас) необорудованный водомером, отсутствует одна из задвижек в надкаптажном сооружении скважины N; на наблюдательной скважине N над коренной задвижкой
имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, в одно из ответвлений которого врезан кран с разветвлением на манометр и датчик давления, имеется съёмный фланец. Отсутствует водомер и манометр. В устьевой части оголовка скважины имеется заглушенный отвод непредусмотренный технологической схемой), что является нарушением пункта 3.5 условий пользования недрами к лицензии N 12 февраля 2018 г..(пункт 67-81 фототаблицы); не обеспечено ведение достоверного учета добытых минеральных вод: отсутствуют приборы учета (водомеры) на устье скважин, что является нарушением пунктов 3.2.6, 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии N от 112 февраля 2018 г..; не представлено в установленном порядке в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ "ТФГИ по ЮФО": паспортов на скважины; актов ликвидации и консервации скважин, что является нарушением пункта 7.1.1 и 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г..
Изложенные обстоятельства явились основанием для привлечения исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" ФИО к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и внесения представления. Должностное лицо административного органа пришло к выводу о доказанности вины исполнительного директора общества ФИО в нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Судья городского суда, проверяя законность и обоснованность вынесенных по делу постановления и представления по жалобе исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" ФИО, пришла к выводу о том, что не приобщение в установленном порядке к лицензии N горноотводного акта от 09.10.2018 N; отсутствие проекта зоны санитарной охраны 1 пояса скважины N-НП; не проведение в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения изоляционно-ликвидационные работы по скважинам N N по причинам неудовлетворительного технического состояния или технической, организационной и экономической нецелесообразности их дальнейшего использования; не обеспечение в установленном порядке регистрации геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодского месторождения в территориальном фонде геологической информации по ЮФО; не обеспечение сдачи отчета геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодского месторождения в территориальный фонд геологической информации по ЮФО; не обеспечение внесений изменений в Технологическую схему разработки Кисловодского месторождения минеральных вод в части уровней допустимой добычи минеральных вод, не превышающих утвержденных запасов минеральных вод от 2020 года, а также изменений проектных решений в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования водоприемной части скважин, и решений по схеме и режиму водозабора; не представление в установленном порядке в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ "ТФГИ по ЮФО": паспортов на скважины; актов ликвидации и консервации скважин не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем в указанной части обжалуемые акты признаны незаконными.
Выводы судьи городского суда поддержал судья краевого суда, отказав, тем самым, в удовлетворении жалобы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО на вынесенное по делу решение.
Вместе с тем, изложенные выше выводы судей нижестоящих инстанций, полагавших, что имеются основания для изменения постановления и представления государственного инспектора в области охраны окружающей среды, не учитывают следующее.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В силу части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 данного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах, пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В силу части 5 статьи 12.1 Закона о недрах внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется по следующим основаниям: 1) возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено; 2) необходимость завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр; 3) изменение границ участка недр, предоставленного в пользование; 8) включение документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.
Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части пятой настоящей статьи осуществляется по инициативе пользователя недр. Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 и 7 части пятой настоящей статьи, осуществляется по инициативе пользователя недр либо органов, указанных в части шестой настоящей статьи, а по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 8 части пятой настоящей статьи, по инициативе органов, указанных в части шестой настоящей статьи (часть 7 статьи 12.1 Закона о недрах).
Как установлено в ходе проверки, в соответствии с приложением N 1 к лицензии N "Условия пользования недрами" лицензионные водозаборные участки недр представлены в составе 40 скважин, в том числе 11 эксплуатационных скважин (N N-бис), источник "Нарзан", а также 28 наблюдательных скважин (N N-сульфатная, N). Общая площадь представленных в пользование водозаборных лицензионных участков согласно горноотводной документации 06 августа 2015 г. N, который включен в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, составляет 0, 7888 га. Между тем, согласно горноотводному акту от 09 октября 2018 г. N, который представлен в ходе проверки, площадь горного отвода водозаборных участков составляет 0, 8517 га, что не соответствует пункту 2.1 приложения N 1 к лицензии.
Между тем, исключая из постановления и представления должностного лица вывод относительно не приобщения к лицензии N горноотводного акта от 09.10.2018 N, судьями нижестоящих инстанций не выяснено и не дана должная оценка тому, не свидетельствуют ли обстоятельства об увеличении площади горного отвода водозаборных участков, предоставленных в пользование, о возникновении у пользователя недр обязанности по принятию мер по внесению изменений в лицензию, в связи с чем вывод судебных инстанций о незаконности актов должностного лица в части вывода о не обеспечении исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" ФИО своевременного внесения изменений в лицензию на пользование недрами N об уточнении общей площади границ горного отвода водозаборных участков, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии N (Приложение N 1), является преждевременным.
В силу статьи 37 Закона о недрах государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 августа 2019 N 479, управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293 (далее - Положение N 293), действовавшим на момент проведения Управлением контрольно-надзорных мероприятий Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора); б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 12 Положения N 293 определено, что государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический надзор, имеют право в том числе, проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки; посещать для проведения проверок в установленном законодательством Российской Федерации порядке организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр, за исключением военных, оборонных и других режимных объектов, порядок посещения которых государственными инспекторами, осуществляющими государственный геологический надзор, определяется совместно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующими федеральными органами исполнительной власти; давать пользователям недр обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр; проводить необходимые расследования, организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного геологического надзора.
Согласно пункту 23 постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" государственный надзор в области обеспечения санитарной или горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что Росприроднадзор является уполномоченным органом исполнительной власти, который осуществляет проверку соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документов недропользователей.
Пунктом 4.1.8 приложения N 1 к лицензии "Условия пользования недрами" предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить содержание зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил.
Согласно пункту 1.6 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" организации зоны санитарной охраны (ЗСО) должна предшествовать разработка ее проекта.
В силу пункта 2 статьи 5, статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, для водных объектов (в том числе и подземных), используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Проверкой было установлено, что в обществе, исполнительным директором которого является ФИО, не обеспечена разработка проекта организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозаборных скважины и источников) и как следствие, содержание зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; в соответствии с проектной документацией организации зон санитарной охраны для эксплуатационных водозаборов Кисловодского месторождения скважина N-НП, которая работает на самоизливе, не включена в сводный проект зон санитарной охраны.
Между тем изложенные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии N от 12 февраля 2018 г, исходя из приведенных правовых норм, надлежащей правовой оценки также не получили.
Признавая необоснованным вывод о том, что не проведение в обществе в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения изоляционно-ликвидационных работ по скважинам N N является нарушением, судебные инстанции исходили из того, что Управлением Росприроднадзора не доказано, что перечисленные скважины находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и не подлежат использованию; для такой оценки состояния скважинного фонда недостаточно визуального осмотра инспектором Управления Росприроднадзора, а необходимо провести специальные исследования с привлечением специалистов гидрогеологических, строительных и иных специальностей и получением соответствующего экспертного заключения.
Придя к такому выводу, судьи городского суда и краевого суда не учли, что должностным лицом административного органа приняты во внимание пояснения исполнительного директора общества о том, что скважина NНП ликвидирована 24 февраля 2016 г, скважины 68 и 103 не используются по техническим причинам (непроходимость ствола); скважины N N и N в связи с избыточностью информации; скважина N не наблюдается в связи со снижением ее уровня ниже поверхности земли и необходимости переоборудования ее оголовка; проектная документация на консервацию скважин, исполнительная документация, подтверждающая проведение изоляционно-ликвидационных работ, а также акты консервации скважин, оформленные в установленном порядке, не представлены; письмом Ставропольского филиала ФБУ "ТФГИ по ЮФО" от 22 марта 2021 N подтверждалось, что в территориальном фонде геологической информации по ЮФО отсутствуют паспорта на скважины и акты ликвидации и консервации скважин Кисловодского месторождения.
Придя к выводу о незаконности актов должностного лица в части признания нарушением исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" ФИО требований пунктов 3.3, 3.8 приложения N 1 к лицензии N, выразившемся в не обеспечении в установленном порядке регистрации геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод "адрес", "адрес" и "адрес" участков "адрес" месторождения в территориальном фонде геологической информации по ЮФО, судьи нижестоящих инстанций исходили из того, что 5 декабря 2013 г..в установленном порядке были зарегистрированы работы по переоценке Центрального участка Кисловодского месторождения, а затем, 30 мая 2017 г..были зарегистрированы работы по переоценке "адрес" "адрес" и "адрес" участков "адрес" месторождения. Вместе с тем, судебными инстанциями не учтено то, что в соответствии с пунктом 3.8 приложения N 1 к лицензии, согласно рекомендациям протокола ГКЗ Роснедра "Государственная экспертиза материалов переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального участка Кисловодского месторождения в Ставропольском крае" от 23 июля 2014 г..N, протокола ГКЗ Роснедра от 31 августа 2007 г..N по утверждению запасов Северного фланга Центрального участка и протокола ГКЗ Роснедра от 29 апреля 2009 г..N по утверждению запасов "адрес" участка "адрес" месторождения на период до конца 2017 года, в связи с необходимостью переоценки запасов в целом по Кисловодскому месторождению владельцу лицензии совместно с ООО " "данные изъяты"" следовало выполнить в течение 3, 5 лет (в срок до 31 декабря 2017 г..) по результатам опытно-промышленной эксплуатации и данных мониторинга комплексную переоценку запасов минеральных вод в целом по "адрес" месторождению, включая "адрес", "адрес", "адрес" и "адрес" участки.
Кроме того, письмом Ставропольского филиала ФБУ "ТГФИ по Южному федеральному округу" от 22 марта 2021 г..N подтверждалось, что в рамках проведения работ по переоценке запасов минеральных вод "адрес", "адрес", "адрес" участков "адрес" месторождения в установленном порядке не обеспечена регистрация геологоразведочных работ в территориальном фонде геологической информации по ЮФО.
Придя к выводу об отсутствии в действиях исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" ФИО нарушения, выразившегося в не обеспечении сдачи отчета геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод "адрес", "адрес" и "адрес" участков "адрес" месторождения в территориальный фонд геологической информации по ЮФО, судебные инстанции исходили из того, что на момент проведения проверки срок сдачи указанного отчета с учетом даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод Кисловодского месторождения, утвержденного протоколом ГКЗ N от 08 декабря 2020 г. не истек.
При этом судебными инстанциями не учтено, что согласно пункту 9 приказа Минприроды России от 04 мая 2017 г. N 216 "Об утверждении порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации" интерпретированная геологическая информация о недрах, о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующая ей первичная геологическая информация, представляется не позднее 6 месяцев не только с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, но и с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона о недрах, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше. В связи с этим следовало установить, какая из дат, указанных в названном приказе, наступила по геологоразведочным работам по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодского месторождения.
Признавая вывод должностного лица административного органа о том, что исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" ФИО не обеспечено внесение изменений в Технологическую схему разработки "адрес" месторождения минеральных вод в части уровней допустимой добычи минеральных вод, не превышающих утвержденных запасов минеральных вод от 2020 года, а также изменений проектных решений в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования водоприемной части скважин, и решений по схеме и режиму водозабора, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, судья городского суда, с выводами которого согласился судья краевого суда, исходила из того, что административным органом не доказано, что схема водоотбора претерпела какие-либо изменения; вновь пробуренные скважины N-бис-РЭ и N-РЭ, с которыми и связано предстоящее изменение схемы водоотбора, недропользователем в настоящее время не введены в эксплуатацию, следовательно, оснований внесения изменений в Технологическую схему в данной части на момент проведения проверки не имелось. При этом также указано на то, что внесение изменений в Технологическую схему разработки Кисловодского месторождения минеральных вод в части уровней допустимой добычи минеральных вод не регламентировано сроками.
Однако при проверке законности и обоснованности вынесенных должностным лицом административного органа актов в указанной выше части судебными инстанциями не учтено, что согласно пункту 2.12 протокола ГКЗ в результате выполненной переоценки запасов подземных минеральных вод на участках Кисловодского месторождения, предоставленных в пользование обществу произошли изменения по раннее утвержденным запасам.
В этой связи, недропользователю следовало составить Технологическую схему разработки Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодского месторождения и согласовать ее в установленном порядке. Вопреки требованиям действовавшего на момент проверки постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 г. N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" технологическая схема разработки Кисловодского месторождения подземных минеральных вод в установленном порядке согласование и утверждение Комиссией не проходила. Кроме того, в рамках натурного обследования, проведенного 01 апреля 2021 г, установлено, что в нарушение раздела 3 Технологической схемы Кисловодского месторождения минеральных вод в пределах лицензионного участка ОАО "Кавминкурортресурсы" "Характеристика гидроминеральной базы ОАО "Кавминкурортресурсы" в пределах Кисловодского месторождения: каптаж, система доставки воды потребителям, качественный состав и эксплуатационные запасы минеральных вод", а также раздела 4.2 "Принципиальные положения и основные технические решения по схемам обустройства и режимам эксплуатации водозаборных участков" обвязка эксплуатационных скважин не соответствует проектным решениям, также выявлены несоответствия оборудования систем разводки минеральной воды (минералопроводов).
Относительно изменения проектных решений в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования водоприемной части скважин, по мнению судей городского и краевого суда, такие изменения согласно Технологической схеме являются допустимыми и не влияют на схему водоотбора. Запасы в рамках лицензии АО "КМКР" N утверждены протоколом ГКЗ N от 08 декабря 2020 г. и соблюдение лицензионных условий в данном случае подтверждается добычей минеральной воды в объемах, не превышающих нормы, установленные указанным протоколом.
Придя к такому выводу судебные инстанции не учли, что в рассматриваемом случае имеют значение не допустимость внесения изменений, а факт того, что при проведении проверки были обнаружены нарушения, выразившиеся в нарушений требований утвержденной в установленном порядке технологической схемы, а именно: устьевая обвязка скважины N выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник с заглушенным фланцем, после которого через три поворота установлен водомер, за которым через отводы расположены манометр и кран для отбора воды; устьевая обвязка скважины N выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник с заглушенным фланцем, после которого через три поворота установлен водомер, за которым через отводы расположены манометр и кран для отбора воды от оголовка скважины на уровне стяжки пола имеется непредусмотренный заглушенный отвод трубы. Устье в приямки скважины подтоплено водой, что указывает на негерметичность оборудования; устьевая обвязка скважины N-бис выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется закрытый отвод, перед краном для отбора воды установлен дополнительный кран. Водомер установлен после манометра и крана для отбора воды; устьевая обвязка скважины N-ОП выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник с фланцем, в который врезан кран, манометр отсутствует.
На потолке и стенах надка птажного сооружения имеется конденсат; устьевая обвязка скважины N выполнена в нарушение Технологической схемы: отсутствует коренная задвижка, непосредственно от оголовка скважины имеется закрытый отвод, манометр установлен перед задвижкой, водомер на устье скважины отсутствует; устьевая обвязка скважины N-бис выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, в который врезан кран с разветвлением на манометр и датчик давления; устьевая обвязка скважины N выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, в который врезан кран с разветвлением на манометр и датчик давления; устьевая обвязка скважины N-Э выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, перед основным расходомером врезано ответвление на водомер питьевого бювета " "данные изъяты"", байпас с задвижкой отсутствуют, манометр установлен после расходомера; устьевая обвязка скважины N-бис выполнена в нарушение Технологической схемы: в обвязке скважины отсутствует кран для отбора воды; устьевая обвязка скважины N-Э выполнена в нарушение Технологической схемы: на оголовке скважины, за коренной задвижкой отсутствует водомер. На момент проверки установлено наличие следов протечек. В надкаптажном сооружении скважины N-бис находится устьевая обвязка с учётно-измерительным оборудованием скважины N-Э, выполненная в нарушение Технологической схемы: над основным минералопроводом имеется параллельный ему байпас необорудованный водомером, отсутствует одна из задвижек.
На основном минералопроводе, перед водомером имеется непредусмотренный отвод, заглушенный фланцем; устьевая обвязка скважины N-ПЭ-бис выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, в одно из ответвлений которого врезан кран с разветвлением на манометр и датчик давления, имеется съёмный фланец. В устьевой части оголовка скважины имеется заглушенный отвод непредусмотренный технологической схемой. Согласно визуальному обследованию, оголовок скважины в неудовлетворительном состоянии; скважина N-П-бис расположена в пригороде "адрес", в "адрес" на общем участке с эксплуатационной скважиной N-ПЭ-бис, является наблюдательной. Скважина не предусмотрена Технологической схемой, отсутствует в лицензии на пользование недрами СТВ 01246 МЭ. Устьевая обвязка скважины оборудована шаровым краном, краном для отбора воды и фланцем с резьбой; устьевая обвязка скважины N-ПЭ выполнена в нарушение Технологической схемы: над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, в одно из ответвлений которого врезан кран с разветвлением на манометр и датчик давления, имеется съёмный фланец. Отсутствует водосчётчик (водомер) и манометр. В устьевой части оголовка скважины имеется заглушенный отвод, непредусмотренный технологической схемой. Согласно визуальному обследованию, оголовок скважины имеет следы коррозионного износа; скважина N-НП " "данные изъяты"" расположена в пригороде "адрес", в ущелье реки Аликоновка, находится внутри надкаптажного сооружения в виде каменного сооружения, закрытого люком и накрытого навесом. Скважина, согласно Технологической схемы и лицензии на пользование недрами N указана как наблюдательная, работает на самоизлив в оборудованный приямок и фактически является эксплуатационной скважиной. Учет добытых подземных минеральных вод не осуществляется.
Документы, подтверждающие проведение периодического контроля за состоянием надкаптажных сооружений "адрес" месторождения отсутствуют.
Изложенные обстоятельства надлежащей правовой оценки судей городского и краевого суда не получили.
Наличие паспорта водозаборной скважины, то есть геологической документации объектов и пунктов наблюдения (в том числе скважин), является обязательным исходя из смысла пункта 7 части 2 статьи 20 Закона о недрах, а также пункта "а" Приложения N 1 к Приказу Минприроды России от 24 октября 2016 года N 555 "Об утверждении Перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых", согласно которым представление паспорта скважины в территориальный фонд геологической информации является необходимой обязанностью пользователя недр, в связи с чем не может быть состоятельным вывод судебных инстанций и о том, что не представление в установленном порядке в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ "ТФГИ по ЮФО" паспортов на скважины не является нарушением.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1-30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пересмотр вынесенных по делу судебных постановлений, решений, вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, как одна из стадий производства по делу об административном правонарушении, направлен на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 -30.8 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При рассмотрении настоящего дела судьями нижестоящих инстанций требования приведенных выше процессуальных норм не выполнены, что не отвечает задачам производства по делу об административном правонарушении.
Допущенные судьей Ессентукского городского суда Ставропольского края и судьей Ставропольского краевого суда Ставропольского края нарушения являются существенными.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Соответствующая норма содержится в пункте 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 3.1 постановления от 17 июля 2002 г. N 13-П (подтвержденной в постановлении от 11 мая 2005 г. N 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
С учетом изложенного, поскольку допущенные судьями нижестоящих инстанций нарушения процессуальных норм имеют существенный (фундаментальный) характер, решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2021 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда Ставропольского края от 9 февраля 2022 г, вынесенные в отношении исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" ФИО подлежат отмене, а дело возвращению в Ессентукский городской суд Ставропольского края на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, проверить доводы жалобы заявителя и в соответствии с требованиями законодательства принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО удовлетворить.
Решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2021 г, решение судьи Ставропольского краевого суда Ставропольского края от 9 февраля 2022 г, вынесенные в отношении исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Ессентукский городской суд Ставропольского края на новое рассмотрение.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Аветисова Е.А, судья краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.