Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Абазова Азамата Мухамединовича
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Ардавова Х. М. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике и судебному приставу-исполнителю его межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Абазову А. М. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ардавов Х.М. обратился в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным в части постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Кабардино-Балкарской Республике Абазова А.М. от 21.07.2021 о запрете на совершение регистрационных действий, вынесенного в рамках сводного исполнительного производства N-СД.
В обоснование заявленных требований указал, что судебный пристав-исполнитель Абазов А.М. постановлением от 21.07.2021 объявил запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из Единого реестра недвижимости, а также на государственную регистрацию ограничений и обременений в отношении принадлежащих должнику Ардавову Х.М. и расположенных в сельском поселении Зарагиж Черекского района Кабардино-Балкарской Республики следующего недвижимого имущества: зданий с кадастровыми номерами N.
Заявленные требования мотивированы тем, что им принимаются меры к погашению в рамках указанного исполнительного производства имеющейся задолженности, которая, составляя N руб. является явно ниже стоимости перечисленного недвижимого имущества. Просил суд с учетом уточнений, принятых судом, сохранив указанный запрет относительно зданий с кадастровыми номерами N, признать в остальной части постановление от 21.07.2021 незаконным.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2022 решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2021 отменено, по делу принято новое решение, которым постановление судебного пристава-исполнителя судебных приставов межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Кабардино-Балкарской Республике Абазова А.М. от 21.07.2021, вынесенное в рамках сводного исполнительного производства N-СД, признано незаконным в части объявления запрета на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений относительно следующих объектов недвижимого имущества:
здания площадью 21, 7 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 136, 4 кв.м, расположенного но адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 89, 2 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 81, 6 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино- Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 133, 2 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с. Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 77, 6 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 410, 4 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с. Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 17, 3 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 45, 7 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 133, 2 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 22, 4 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 72 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 109, 6 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино- Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 11, 3 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 151, 2 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 450, 3 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 325, 4 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 129, 2 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 133, 2 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино- Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 81, 6 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 56, 5 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 535 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 77, 7 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N;
здания площадью 81, 6 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с.Зарагиж, кадастровый N.
Не согласившись с постановленным судебным актом суда апелляционной инстанции судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Кабардино-Балкарской Республике Абазов А.М. обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе приводит доводы об его незаконности и необоснованности, просит его отменить и принять решение об отказе административному истцу в иске.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12.05.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 этого Кодекса.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительных листов ФС N и ФС N от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Нальчикским городским судом Кабардино-Балкарской Республики во исполнение вынесенного им в отношении Ардавова Х.М. приговора от 21.07.2016 в части взыскания с него в доход федерального бюджета N руб. и бюджета Кабардино-Балкарской Республики N руб, судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Кабардино-Балкарской Республике Кандохов А.М. постановлениями от 16.09.2016 возбудил исполнительные производства N-ИП и N-ИП соответственно, которые в этот же день объединил в сводное исполнительное производство с присвоением ему N-СД.
Постановлением от 21.07.2021 судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Кабардино-Балкарской Республике Абазов А.М. объявил запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из Единого реестра недвижимости, а также на государственную регистрацию ограничений и обременений в отношении принадлежащих должнику Ардавову Х.М. и расположенных в сельском поселении Зарагиж Черекского района Кабардино-Балкарской Республики следующего недвижимого имущества: здания с кадастровыми номерами
N сведения о кадастровой или рыночной стоимости отсутствуют, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб, N кадастровой стоимостью N руб.
Задолженность Ардавова Х.М. в сводном исполнительном производстве составляет N руб.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (статья 2, пункты 1 - 3 статьи 4, часть 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве).
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" закреплен принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, который заключается в том, что все применяемые в процессе исполнения меры принуждения должны быть адекватны требованиям, содержащимся в исполнительном документе.
В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы.
Приказом Минэнокомразвития России N 358 от 07.06.2016 предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости земельного участка на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект как наиболее вероятной цены, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом, суд не находит противоречий в позиции судов относительно доказанности факта превышения стоимости арестованного имущества размера взыскиваемой задолженности.
В материалах дела допустимые и достоверные доказательства иной, чем определенной в результате кадастровой оценки, стоимость имущества, на которое наложен оспариваемый запрет, не имеется. Актом о наложении ареста на имущество от 06.04.2017 судебным приставом исполнителем их стоимость определена самостоятельно, как предварительная, и составила общий размер N руб, что очевидно не соответствует установленной кадастровой.
Таким образом судебный пристав-исполнитель при вынесении обжалуемого постановления нарушил принцип соотносимости объема требований взыскания и мер принудительного исполнения, не обеспечил сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с законодательным установлением пределов возможного взыскания, что явилось обоснованным основанием для отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции и принятия обжалуемого судебного акта.
При этом, определяя объекты, на которые надлежит сохранить запрет, с кадастровыми номерами N кадастровой стоимостью N руб. и N кадастровой стоимостью N руб, суд апелляционной инстанции справедливо определилсоразмерность совершенных судебным приставом-исполнителем исполнительных действий требованиям по исполнительному документу. Судом апелляционной инстанции не нарушены права взыскателей на полное, правильное и своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, что позволяет сделать вывод об обеспеченности исполнения должником своих обязанностей в объеме требований исполнительных документов.
Судебным приставом исполнителем доказательства иной стоимости имущества не представлены, материалы дела не содержат.
Таким образом, вопреки утверждению административного ответчика в кассационной жалобе при рассмотрении и разрешении административного дела судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, дана оценка юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую проверку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения судебного акта суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Абазова А. М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.07.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.