Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан на апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 апреля 2022 г.
по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан к Умалатову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на общую сумму 950, 80 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан (далее - Межрайонная ИФНС России N 14 по Республике Дагестан) обратилась в суд с административным иском к Умалатову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на общую сумму 950, 80 рублей.
Одновременно с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Дагестан подано ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд, ссылаясь на уважительность причин его пропуска.
Определением судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 6 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от 12 апреля 2022 г, в удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Дагестан о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд административным иском о взыскании с Умалатова А.А. обязательных платежей отказано.
В кассационной жалобе, направленной через суд первой инстанции 6 июня 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 июня 2022 г, Межрайонная ИФНС России N 14 по Республике Дагестан ставит вопрос об отмене апелляционного определения Верховного Суда Республики Дагестан от 12 апреля 2022 г, как незаконного.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления. С учетом характера и сложности административного дела, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно кассационных жалобы, представления лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от 12 апреля 2022 г. определение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 6 августа 2021 г. оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание в жалобе на незаконность только судебного акта суда апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела без проведения судебного заседания, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю постановленные судебные акты подлежащими отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обращаясь с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Дагестан подано ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд, ссылаясь на уважительность причин его пропуска.
Судья Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан, разрешая вопрос о принятии административного иска к производству суда о взыскании с Умалатова А.А. обязательных платежей вместе с ходатайством о восстановлении срока на подачу такого заявления, пришел к выводу об отсутствии уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, в связи с чем отказал в удовлетворении такого ходатайства, вопрос о принятии административного искового заявления налогового органа в установленные сроки административного судопроизводства не разрешил.
С такими выводами судьи первой инстанции согласилась апелляционная инстанция.
Вместе с тем, полагаю выводы нижестоящих судов ошибочными, противоречащими нормам процессуального права.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
В силу части 2 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В соответствии с нормами главы 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предварительное судебное заседание является процедурой, проводимой в стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству.
Согласно части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья вправе провести предварительное судебное заседание. Такое заседание может быть назначено при возникновении необходимости уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; определения достаточности доказательств по административному делу; выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства (пункт 11 части 3 статьи 135, часть 1 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, из смысла приведенных выше правовых норм в совокупности можно сделать вывод о том, что вопрос о восстановлении процессуального срока по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций разрешается судом после возбуждения административного дела, отказ в восстановлении срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, а не основанием для уклонения от принятия административного иска в порядке части 1 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд.
При таком положении, поскольку суд первой инстанции разрешилвопрос пропуска срока обращения с административным иском на стадии принятия его к производству, с позицией которого согласилась апелляционная инстанция, определение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 6 августа 2021 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 апреля 2022 г. нельзя признать законными, в связи с чем данные судебные акты подлежат отмене с направлением административного материала в суд первой инстанции на рассмотрение со стадии принятия административного иска.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 6 августа 2021 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 апреля 2022 г. отменить, направить материал по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан к Умалатову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на общую сумму 950, 80 рублей на рассмотрение со стадии принятия административного иска.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.