Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-313/2021 по иску Бузуртанова Б. Ю. к МВД по "адрес" о восстановлении жилищных прав, по кассационной жалобе Бузуртанова Б. Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В,
УСТАНОВИЛА:
решением Магасского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Бузуртанова Б.Ю. к МВД по "адрес" об обязании принять решение о восстановлении Бу4зуртаногва Б.Ю. на учете нуждающихся в улучшении жилищных= у4словий с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение Магасского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым требования Бузуртанова Б.Ю. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, указывая на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Выслушав пояснения истца Бузуртанова Б.Ю, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая заявленные Бузуртановым Б.Ю. исковые требования, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 24.12.2004гю N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пунктом 6 части 1 статьи 56, частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, исследовав представленные сторонами доказательства, признав установленным факт принятия истца ДД.ММ.ГГГГг. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований на том основании, что у ответчика отсутствовали правовые основания для снятия его с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отменяя решение суда, судебная коллегия апелляционного суда данный вывод суда признала необоснованным ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Отказывая в иске суд апелляционной инстанции указал, что оснований для возложения на МВД по "адрес" обязанности принять решение о восстановлении истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доказательств, свидетельствующих о решении вопроса о принятии истца на учет жилищно-бытовой комиссией МВД по РИ, истцом не представлено и материалы дела не содержат, к рапорту истца от указанной даты документы, предусмотренные п. 12 Порядка, не были приложены, в связи с чем у жилищно-бытовой комиссии при МВД Республики Ингушетия отсутствовали основания для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является необеспеченность его жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности (пункт 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
Таким образом, по общему правилу, необходимым условием реализации гражданином права на обеспечение жильем является признание этого гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановка на соответствующий учет.
В соответствии со статьей 30 Закона "О милиции" от ДД.ММ.ГГГГ N 1026 (действовавшего во время прохождения службы истца и утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставлялась соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Положением ст. 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентировался Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 345, согласно которому ведение учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществлялось путем формирования списков указанных лиц соответствующими органами внутренних дел по месту прохождения ими службы (далее - Положение).
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществлялась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением "адрес" и "адрес"), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (п. 3 Положения).
На основании п. 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 7 Положения).
Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (п. 8 Положения).
В соответствии с пунктом 9.1 Положения предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивалось после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.
Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом, исходя из смысла вышеприведенного положения пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ под не соответствующими действительности сведениями понимаются не любые сведения, содержащиеся в документах, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Бузуртанов Б.Ю. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях Министерства внутренних дел по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Министерства внутренних дел по "адрес" уволен с должности старшего инспектора по работе с личным составом ОМОН Министерства внутренних дел по "адрес" по болезни.
ДД.ММ.ГГГГ Бузуртанов Б.Ю. обратился с рапортом на имя врио командира ОМОН при МВД по "адрес" о постановке на учет для получения жилого помещения (л.д. 5). Данный рапорт содержит резолюцию от ДД.ММ.ГГГГ - "рассмотреть" а также имеет отметку о принятии рапорта датой ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОМОН при Министерстве внутренних дел по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение, на основании акта обследования жилищно-бытовых условий и других документов, приложенных к рапорту ходатайствовать перед руководством администрации "адрес" и Жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по "адрес" о постановке в очередь на получение жилья Бузуртанова Б.Ю, с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 6 человек.
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОМОН при Министерстве внутренних дел по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилищно-бытовой комиссией ОМОН Министерства внутренних дел по "адрес" принято решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и он поставлен на учет на получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 6 человек.
Судом первой инстанции также установлено, что Бузуртанов Б.Ю. проходил ежегодную перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления в жилищно-бытовую комиссию МВД по "адрес" документов в учётное дело.
Из письма Министерства внутренних дел по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по имеющимся данным жилищно-бытовой комиссии МВД по "адрес" истец не состоит на учете в качестве нуждающегося для улучшения жилищных условий, а также отсутствует на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Оспаривая право истца состоять на жилищном учете, ответчик апеллировал наличием сомнений в подлинности представленной истцом копии протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОМОН при Министерстве внутренних дел по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ ввиду несоответствия оттиска печати, который визуально схож с оттисками печати, выданной подразделению ОМОН МВД по РИ в 2007 г, что по мнению МВД свидетельствует о несоответствии даты указанного протокола времени его фактического изготовления.
Данные возражения ответчика суд апелляционной инстанции нашел несостоятельными, вместе с тем, исходя из установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, судебная коллегия усмотрела, что у суда первой инстанции отсутствовали основания, влекущие удовлетворение исковых требований в связи с отсутствием в исследованном судом апелляционной инстанции учетном деле истца документов, которые истцу следовало с рапортом подать в жилищно-бытовую комиссию для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета, акта проверки жилищных условий Бузуртанова Б.Ю, отмечая, что в его рапорте о принятии на учет перечень предоставленных в жилищно-бытовую комиссию документов не приведен.
Между тем, правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органа внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты имеет дата приема его соответствующего заявления и приложенных к заявлению документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам, которая в двухмесячный срок с даты подачи заявления принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет, и в случае принятия сотрудника на учет, он подлежит постановке на учет с даты подачи заявления.
Судом оставлено без внимания, что ведение документации по работе жилищно-бытовых комиссий территориальных Управлений (отделов) органов внутренних дел, составление списков и ведение учетных дел сотрудников (пенсионеров), состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до ДД.ММ.ГГГГ является обязанностью сотрудников жилищно - бытовой комиссии органов внутренних дел.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие у ответчика сведений о постановке истца на жилищный учет, учетное дело на него было заведено, представленные Бузуртановым Б.Ю. документы не были возвращены комиссией, напротив, решением жилищно - бытовой комиссии ОМОН Министерства внутренних дел по "адрес", оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ следует, истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и он поставлен на учет на получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 6 человек.
Данное решение не оспорено и судом апелляционной инстанции недействительным не признано, напротив, возражения ответчика в данной части судом были опровергнуты.
В настоящее время истец является пенсионером МВД и инвалидом второй группы, длительный период времени полагал себя состоящим на учете лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением и поставленным на соответствующий учёт по месту прохождения службы до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом не опровергнуты утверждения истца Бузуртанова Б.Ю, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что истец проходил ежегодную перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления в жилищно-бытовую комиссию МВД по "адрес" документов в учётное дело.
В ином случае остается неясными основания заведения учётного дела на Бузуртанова Б.Ю. и какие впоследствии были приняты в отношении него решения относительно его сохранения на жилищном учете либо снятия с учета.
В соответствии с ч. 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств (ч. 7 ст. 67 ГПК РФ).
Между тем в нарушение названных норм гражданского процессуального законодательства суд апелляционной инстанции не предложил сторонам представить дополнительные доказательства, не поставил на обсуждение сторон вопрос об истребовании и исследовании оригиналов письменных документов, вызывающих у суда сомнения в их подлинности.
Суд, возложив на истца процессуальную обязанность по опровержению устных пояснений представителя ответчика, не учел, что дата приема соответствующего заявления сотрудника зафиксирована на рапорте, и также должна быть отражена в регистрационном журнале комиссии, который не был исследован судом.
При условии подачи в 2002 году рапорта о постановке на учет с документами, дополнительного предоставления документов, отражающих актуальную информацию о нуждаемости и об изменении состава семьи в истца, и принятия жилищной комиссией положительного решения, вывод суда об отсутствии оснований для постановки истца на жилищный учет ошибочен.
Когда именно Бузуртановым Б.Ю. был предоставлен необходимый пакет документов в целях постановки на учет судом не установлено. Тогда как именно факт обращения истца с рапортом о постановке на учет с предоставлением полного пакета документов, а также наличие нуждаемости истца Бузуртанова Б.Ю. на момент подачи рапорта в улучшении жилищных условий, имеет юридическое значение при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 сентября 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.