Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу начальника УВМ УМВД России по Курской области Казака О.И. на вступившее в законную силу решение судьи Курского областного суда от 16 февраля 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной отнесенностью "Алькор Персонал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2021 года общество с ограниченной ответственностью "Алькор Персонал" (далее по тексту - ООО "Алькор Персонал", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Курского областного суда от 16 февраля 2022 года постановление судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2021 года отменено, дело об административном правонарушении в отношении ООО "Алькор Персонал" возвращено на новое рассмотрение в районный суд.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник УВМ УМВД России по Курской области Казак О.И. просит об отмене решения судьи областного суда, приводя доводы о его незаконности.
ООО "Алькор Персонал", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, возражения на нее в установленный срок не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом названного пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении основанием для привлечения ООО "Алькор Персонал" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 24 августа 2021 года обстоятельства, свидетельствующие о том, что 20 июля 2021 в 17 часов 05 минут при отработке поданных работодателями в адрес Управления по вопросам миграции УМВД России по Курской области уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами, было установлено, что ООО "Алькор Персонал" 18 апреля 2021 года заключило гражданско-правовой договор на выполнение работ с гражданином Республики Казахстан Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; в установленный законом срок (20 апреля 2021 года) направило уведомление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - УМВД России по Курской области. Однако направленное Обществом уведомление не соответствует установленной форме уведомления министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения Общества к административной ответственности постановлением судьи районного суда от 24 ноября 2021 года.
Проверяя законность постановления судьи районного суда по жалобе законного представителя Общества Абгаряна А.М, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда пришел к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения и отмены постановления судьи районного суда с направлением дела на новое рассмотрение.
При этом судья областного суда исходил из того, что имеющаяся в материалах доверенность от 18 июля 2021 года на имя Прониной О.Н, извещенной о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, носит общий характер и не содержит указания на полномочия по участию в конкретном деле об административном правонарушении. Какие-либо сведения, фиксирующие вручение соответствующего извещения ООО "Алькор персонал" о составлении протокола об административном правонарушении, в том числе по месту регистрации вышеуказанного юридического лица, в материалах дела отсутствуют. Учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, и поскольку вина ООО "Алькор Персонал" в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве, судьей областного суда принято решение о возвращении дела на новое рассмотрение в районный суд.
Однако с такими выводами согласиться нельзя.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами.
Системный анализ положений статьи 25.4 и статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям части 1 статьи 25.5 названного Кодекса для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Приведенные нормы позволяют сделать вывод, что участие защитника зависит от волеизъявления законного представителя юридического лица, которое наделяет его соответствующими полномочиями, в том числе на конкретной стадии производства по делу.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, не является недостатком протокола.
В материалах дела имеется уведомление от 26 июля 2021 года, составленное должностным лицом административного органа о времени и месте составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление было получено 27 июля 2021 года защитником Общества Прониной О.Н, представившей соответствующую доверенность.
Указанная доверенность, помимо прочего, предоставляет защитнику Общества полномочия на получение копий определений, постановлений и других документов, в том числе, в органах МВД Российской Федерации, в отделениях по вопросам миграции.
Таким образом, предоставление защитником доверенности должностному лицу административного органа, получение защитником извещения свидетельствует о наделении Прониной О.Н. законным представителем юридического лица соответствующими полномочиями.
Составление 24 августа 2021 года в отношении Общества протокола об административном правонарушении в отсутствие его законного представителя и защитника согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенной правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Копия протокола в адрес Общества направлена 24 августа 2021 года.
Вместе с тем фактические обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении и приведенные выше требования законодательства не были учтены судьей областного суда, что привело к неверным суждениям о том, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу.
Исходя из изложенного, решение судьи Курского областного суда от 16 февраля 2022 года, состоявшееся в отношении ООО "Алькор Персонал" по настоящему делу об административном правонарушении подлежит отмене.
При этом подлежит отмене и постановление судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2021 года о привлечении Общества к административной ответственности, отмененное названным выше решением судьи областного суда, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было отменено постановление о привлечении к административной ответственности.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенных нарушений путем возвращения дела на новое рассмотрение ввиду следующего.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место 27 апреля 2021 года (дата получения уведомления отделом по вопросам миграции согласно данным Почты России).
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанных норм по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 16 февраля 2022 года, состоявшиеся в отношении ООО "Алькор Персонал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.