Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Платонкиной И.Г. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Платонкиной И.Г. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области" о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Платонкина И.Г. обратилась в суд с названным административным иском, в котором просила взыскать с административного ответчика в ее пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что за время отбытия наказания в указанном исправительном учреждении заразилась новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем проходила лечение в период с 23 ноября 2020 года по 3 декабря 2020 года включительно.
Полагает, что заражение новой коронавирусной инфекцией имело место по причине нарушения сотрудниками данного учреждения санитарных норм и правил.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 октября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 28 марта 2022 года через Дмитровский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный общей юрисдикции 14 апреля 2022 года, Платонкина И.Г. просит отменить состоявшиеся по административному делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Выражает несогласие с выводами суда о пропуске срока на обращение в суд с административным иском; указывает, что была лишена возможности ознакомиться с возражениями административного ответчика, несмотря на ее ходатайства, судом не обеспечено ее участие в рассмотрении дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Платонкина И.Г. отбывает наказание по приговору суда в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области" (далее ФКУ ИК-1 УФСИН России по Московской области), за время отбытия наказания в указанном исправительном учреждении заразилась новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем проходила лечение в период с 23 ноября 2020 года по 3 декабря 2020 года включительно.
Согласно выписке из медицинской карты, Платонкина И.Г. находилась под наблюдением врачей медицинской части N 1; 17 ноября 2020 года у нее был взят анализ на "COVID-19" (положительный результат); 20 ноября 2020 года произведен осмотр врачом-инфекционистом, на момент осмотра жалобы отсутствуют, состояние удовлетворительное. Клинический диагноз: носительство "COVID-19". Рекомендовано лечение. Динамическое наблюдение. Контрольный анализ ПЦР на "COVID-19" отрицательный от 1 декабря 2020 года. 3 декабря 2020 произведен осмотр врачом-инфекционистом, на момент осмотра жалобы отсутствуют, состояние удовлетворительное.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между заболеванием административного истца и действиями (бездействием) административного ответчика. При этом учел представленные стороной административного ответчика доказательства соблюдения им санитарно-гигиенических норм, определяющих критерии безопасности факторов среды обитания человека, и принятия надлежащих мер по предупреждению распространения короновирусной инфекции. Также судом указано на пропуск срока для обращения в суд с административным иском.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно положениям части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных возложена на учреждения, исполняющие наказания (пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
В силу статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России.
Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 7 постановления Главного государственного санитарного врача-начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МЧС-50 ФСИН России N 1 от 22 марта 2020 года "О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение и распространение новой коронавирусной инфекции "COVID-19" обеспечено медицинское наблюдение на срок до 14 календарных дней всех подозреваемых, обвиняемых, осужденных, работников УФСИН Росси по Московской области при выявлении или ухудшении самочувствия с направлением на лечение в специализированное учреждение здравоохранения.
Согласно приказу начальника ФКУ-1 УФСИН России по Московской области от 1 апреля 2020 года "О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции", с 1 апреля 2020 года и до особого распоряжения личный состав переведен на казарменное положение, служба организована по четырнадцатидневному графику без возможности выхода за пределы учреждения.
Приказом начальника ФКУ-1 УФСИН России по Московской власти от 12 мая 2020 года "О дополнительных мерах по предупреждению Распространения коронавирусной инфекции" с 13 мая 2020 года и до особого распоряжения, в том числе ограничено проведение собраний, служебных совещаний с участием личного состава.
На основании постановления Главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России за двое суток этапирования подозреваемого, обвиняемого, осужденного производится забор анализа на "COVID-19", при положительном анализе (ПЦР) лицо снимается с этапа и направляется в специализированные учреждения здравоохранения.
Согласно правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, после личного обыска осужденные проходят комплексную санитарную обработку в соответствии с требованиями правил и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток.
При выявлении в карантинном отделении инфекционных больных, они немедленно изолируются в медицинскую часть, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с пунктом 11 постановления Главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России N 1 от 22 марта 2020 года усилены мероприятия по дезинфекционной обработке автотранспорта, используемого для доставки пищевых продуктов в учреждения, а также для конвоирования подозреваемых, обвиняемых, осужденных с использованием режима обработки при вирусных инфекциях.
Судами достоверно установлено, что в учреждении по месту отбытия наказания административного истца принимались меры, направленные на недопущение и распространение новой коронавирусной инфекции "COVID-19".
При этом судами также установлено, что в связи с заболеванием Платонкиной И.Г. ей оказывалась медицинская помощь, она находилась под динамическим наблюдением, проведен комплекс мероприятий, назначено лечение, исходя из состояния ее здоровья.
Из приведенных нормативных положений законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий, среди прочих, относится обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами.
С учетом изложенного полгать, что учреждением не были соблюдены права Платонкиной И.Г. в сфере охраны здоровья, не обеспечены надлежащие условия ее содержания в исправительном учреждении, оснований не имеется.
Выводы судебных инстанций основаны на установленных обстоятельствах и нормах закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о несогласии с выводами судов не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Доводы кассационной жалобы о необеспечении ее личного участия в рассмотрении дела по заявленным ею ходатайствам не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права, поскольку таких ходатайств Платонкиной И.Г. материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя жалобы с выводом о пропуске срока на обращение в суд не может повлечь пересмотр обжалуемых судебных актов, поскольку дело рассмотрено по существу заявленных требований, пропуск названного срока не являлся единственным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно, выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшихся по административному делу судебных актов нижестоящих инстанций не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Платонкиной И.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.