Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Согомоняна О.С, Согомоняна С.О, Согомоняна А.О, Согомоняна С.О. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 8 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Согомоняна О.С, Согомоняна С.О, Согомоняна А.О, Согомоняна С.О. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным заключения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Согомонян О.С, Согомонян С.О, Согомонян А.О, Согомонян С.О. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просили признать незаконным заключение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области (далее - Управление) от 12 марта 2021 года о невозможности принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации Согомонян О.С, Согомонян С.О, Согомонян А.О, Согомонян С.О.; обязать принять решение по заявлениям, принятым к рассмотрению в апреле 2018 года.
В обоснование административного иска указали, что являются гражданами Республики Армения, с 18 ноября 2008 года Согомонян О.С. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), а его дети - Согомонян С.О, Согомонян А.О, Согомонян С.О. - членами семьи участника.
Согомонян О.С. и члены его семьи обратились с заявлениями от 12 апреля 2018 года о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В ответ на заявление им сообщили, что решением от 10 июля 2018 года свидетельство участника Государственной программы было аннулировано, а заключениями от 11 июля 2018 года их дела сняты с рассмотрения в связи с отсутствием условий для принятия положительных решений.
Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 8 июля 2019 года названные заключения признаны незаконными, возложена обязанность повторно рассмотреть заявления.
Считают, что решение суда не исполнено. При повторном рассмотрении заявлений приняты заключения, в которых Управление вновь ссылается на аннулирование свидетельства участника Государственной программы.
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 21 сентября 2021 года административный иск удовлетворен, заключения Управления от 12 марта 2021 года о невозможности принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации признано незаконным, на Управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявления о приеме в гражданство Российской Федерации
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 8 февраля 2022 года названное решение отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 апреля 2022 года, Согомонян О.С, Согомонян С.О, Согомонян А.О, Согомонян С.О. просят отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, заявители ссылаются на нерассмотрение их заявлений по существу, неисполнение решения Коминтерновского районного суда города Воронежа от 8 июля 2019 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве) гражданство Российской Федерации может быть приобретено, в том числе, в результате приема в гражданство Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона о гражданстве в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Согомонян О.С, Согомонян С.О, Согомонян А.О, Согомонян С.О. являются гражданами Республики Армения.
18 ноября 2008 года административный истец Согомонян О.С. получил свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В качестве членов его семьи в свидетельстве указаны Согомоняны С, Аргишти, Саши.
27 июля 2017 года Согомонян О.С. получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации, сроком на 3 года до 27 июля 2020 года.
12 апреля 2018 года Согомонян О.С. и членов его семьи - Согомоняны С, Аргишти, Саши подали документы о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 7 статьи 14 Закона о гражданстве.
Решением Управления от 10 июля 2018 года свидетельство участника Государственной программы было аннулировано в связи с неоднократным в течение одного года привлечением Согомоняна С.О. к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом").
Заключениями Управления от 11 июля 2018 года сняты с рассмотрения заявления Согомоняна С.О. и членов его семьи о приеме в российское гражданство.
Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 8 июля 2019 года названные заключения признаны незаконными, на Управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Согомоняна О.С. и членов его семьи от 12 апреля 2018 года о приеме в гражданство Российской Федерации. В удовлетворении требований о признании незаконным решения от 10 июля 2018 года об аннулировании свидетельства участника Государственной программы отказано.
Во исполнение судебного решения заявления Согомоняна О.С. и членов его семьи от 12 апреля 2018 года о принятии в гражданство Российской Федерации были повторно рассмотрены с вынесением заключения от 12 марта 2021 года, согласно которому принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации Согомоняна О.С. и членов его семьи по заявлениям от 12 апреля 2018 года признано невозможным ввиду отсутствия законных оснований для приобретения российского гражданства. Заявителям сообщено, что ввиду аннулирования свидетельства участника Государственной программы были утрачены основания для приёма в гражданство Российской Федерации, предусмотренные частью 7 статьи 14 Закона о гражданстве.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что оспариваемое заключение от 12 марта 2021 года о невозможности принятия решений о приеме в гражданство Российской Федерации не соответствует действующему законодательству и вступившему в законную силу решению Коминтерновского районного суда города Воронежа от 8 июля 2019 года.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие оснований для рассмотрения заявлений Согомоняна О.С. и членов его семьи о приеме в гражданство Российской Федерации по существу, поскольку свидетельство участника Государственной программы аннулировано и оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 14 Закона о гражданстве, для приема названных лиц в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке не имеется.
Судебная коллегия находит принятый судом апелляционной инстанции судебный акт правильным по существу с учетом следующего.
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, устанавливаются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325.
Подпунктом "з" пункта 14 названного положения предусмотрено, что при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части 7 статьи 14 Закона о гражданстве иностранные граждане и лица без гражданства должны предоставить, в частности, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", либо копию свидетельства участника Государственной программы, если заявитель является членом семьи участника этой программы.
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (пункт 8 Положения). Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю (абзац первый пункта 9 Положения).
В данном случае свидетельство участника Государственной программы было аннулировано, следовательно, были аннулированы и все правовые последствия, связанные с правом участника Государственной программы и членов его семьи на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе по состоянию на дату подачи заявления от 12 апреля 2018 года.
Поскольку свидетельство участника Государственной программы было аннулировано, его представление в миграционный орган вместе с заявлением от 12 апреля 2018 года не означало подачу заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, как это требуется в соответствии с пунктом 8 Положения.
Обнаружив указанное обстоятельство после фактического приема заявлений Согомоняна О.С. и членов его семьи от 12 апреля 2018 года, Управление пришло к правильному по существу выводу о невозможности принятия решений о приеме Согомоняна О.С. и членов его семьи в гражданство Российской Федерации, что по правовым последствиям равнозначно решению, предусмотренному абзацем первым пункта 9 Положения.
Иное толкование закона означало бы возможность принятия иностранных граждан в гражданство России в упрощенном порядке без установленных законом оснований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 8 июля 2019 года Управлением было исполнено в пределах свое компетенции, заявления Согомоняна О.С. и членов его семьи от 12 апреля 2018 года о приеме в гражданство Российской Федерации повторно рассмотрены с учетом требований Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Обязанность по принятию какого-либо конкретного решения судом на Управление не возлагалась.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Согомоняна О.С, Согомоняна С.О, Согомоняна А.О, Согомоняна С.О. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.