Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказания, Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" на решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 1 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кривобока Е.В. к Федеральной службе исполнения наказания, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми, федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказания, Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми Мартыновой Л.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кривобок Е.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий его содержания под стражей; взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1 001 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что 23 мая 2019 года СЧ СУ МВД по Республике Коми ему было предъявлено обвинение по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты". Постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2019 года административному истцу была избрана мера пресечения в виде заключения под стражей. С 24 мая 2019 года по 30 декабря 2019 года находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в антисанитарных, унижающих человеческое достоинство условиях, с нарушением прав человека и установленных требований.
Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 1 марта 2022 года, с учетом определения об описке от 2 февраля 2021 года, административное исковое заявление частично удовлетворено.
Признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Кривобока Е.В. под стражей; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Кривобока Е.В. взыскана денежная компенсация в размере 300 000 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 11 апреля 2022 года через суд первой инстанции, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми просят состоявшиеся судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований или направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы указывают на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с административным иском, ненадлежащую оценку доказательств, необоснованность выводов судов о неоказании Кривобоку Е.В. надлежащей медицинской помощи.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, с 30 мая 2019 года по 30 декабря 2019 года Кривобок Е.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в камере N, общая площадь которой составляет 14, 5 кв.м, жилая 12, 9 кв.м, площадь санузла 1, 6 кв.м. Камера оборудована двумя двухъярусными кроватями.
Из справки о содержании административного истца с заключенными под стражу лицами в камере N режимного корпуса ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми следует, что в июне 2019 года в указанной камере содержалось 2-3 человека, в июле, августе, сентябре 2019 года - 4 человека, в октябре 2019 года до 15 октября 2019 года - 4 человека, в период с 15 октября 2019 года по 1 ноября 2019 года - 5 человек, в ноябре 2019 года - 3-4 человека, в декабре 2019 года - 2-4 человека, с 21 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года - 5 человек.
Таким образом, установлено, что условия содержания Кривобок Е.В. в камере N в ряде временных периодов не соответствовало санитарным нормам в камере на одного человека (1, 6 кв.м).
Согласно представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми информации: здание режимного корпуса ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми построено в 1979 году в соответствии с требованиями нормативных внутриведомственных и строительных документов того времени.
Освещение в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми смешанное: естественное, представленное оконными проемами, и искусственное, представленное светодиодными лампами дневного освещения, такими как ЛПО 2*36 Вт, РРО 1200 SMD 40 Вт.
22 августа 2019 года, специалистами филиала "ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России" проведена проверка параметров микроклимата и искусственного освещения на объектах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, которой установлено, что показатели искусственной освещенности соответствуют требованиям СанПиН 12.1/2.1.1.1278- 03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий".
Воздухообмен в камерах осуществляется за счет естественной вентиляции - через форточки, оборудованные в оконных проемах и искусственной приточно-вытяжной.
Количество оконных проемов в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми зависит от площади помещений. Все окна в камерах режимного корпуса выполнены согласно строительным нормам и правилам, а также соответствуют требованиям СП 308.1325800 2017, оборудованы форточками, предназначенными для соблюдения режима проветривания в камерах. Все открываемо-запираемые механизмы на форточках находятся в исправном рабочем состоянии.
Для поддержания микроклимата все камеры учреждения оборудованы искусственной приточно-вытяжной вентиляцией "Лето-зима" системы "Ремарк", автоматически запрограммированными на температуру от +22?С до +25?С, с указанием показателей на экране щита управления вентиляции. Данная система обслуживается специалистами-инженерами фирмы ООО "Эколог" и находится в исправном состоянии.
Отопление всех зданий и сооружений в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми централизованное, которое осуществляется от собственной котельной работающей на газовом топливе. Температурный режим в камерах составляет от +22?С до +25?С, что соответствует нормативным требованиям ГОСТ 30494-11 и СанПин 2.12.1002-00.
Водоснабжение учреждения холодной водой осуществляется из магистральных водопроводных сетей города Сыктывкара с постоянным давлением.
В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимыми химической и бактериологической лабораториями ОАО "Сыктывкарский водоканал" вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода" и ГН 2.1.5.1315-03 "ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственнопитьевого и культурно-бытового водопользования".
Оборудование камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми приведено в соответствии с требованиями пункта 42 приказа Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", а именно: двухъярусными кроватями; столами и скамейками с числом посадочных мест количеству лиц, содержащихся в камере; шкафами для продуктов питания; вешалками для верхней одежды; полками для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачками для питьевой воды; подставками под бачки для питьевой воды; радиоприемниками; урнами для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; напольными чашами Генуя; умывальниками; нагревательными приборами (радиаторами) системами водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывными сигнализацией.
Питание осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми организовано в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время", приказом Минюста России от 17 сентября 2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", раскладкой продуктов, с соблюдением рекомендуемых правил по приготовлению пищи, кулинарных правил н санитарно-эпидемиологических требований.
Продукты суточных норм лицам, содержащимся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, доводятся в виде готовой пищи 3 раза в сутки на завтрак, обед, ужин в полном объеме по утвержденным раскладкам продуктов. В случаях отсутствия какого-либо продукта на складах с разрешения начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми производится его замена на продукты заменители в соответствии с нормами замен, утвержденными приказом N 189. Суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара ежедневно доводятся до лиц, содержащихся в учреждении, в полном объеме без замен.
В соответствии с приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" раскладки продуктов составляются на неделю, одни и те же блюда не повторяются 2-3 раз в неделю. Раскладки продуктов составляются по каждой норме отдельно и позволяют наиболее правильно и рационально использовать норм питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи.
Дежурный помощник начальника учреждения присутствует при каждой закладке продуктов в котел и совместно с медицинским работником проверяет с готовой пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов, фактический выход блюд, массу мясных и рыбных порций непосредственно в цехе (на местах ее выдачи), санитарное состояние помещений столовой. Результаты проверки записываются в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи, после чего дежурный помощник начальника учреждения дает разрешение на выдачу пищи осужденным, подозреваемым и обвиняемым, о чем делается запись. Готовая пища периодически проверяется начальником учреждения или его заместителем путем снятия пробы. Проверка заключается в определении ее вкусовых качеств и объема, готовности блюд, мясных (рыбных) порций, первых, вторых и третьих блюд.
В соответствии с требованиями СП 247.1323800.2016, утвержденными приказом Минстроя России от 15 сентября 2016 года N 245/пр, все жилые камеры режима корпуса лицам, содержащимся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми оборудованы 1 умывальником и 1 унитазом различной модификации. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в туалетах установлены напольные унитазы, что не противоречит требованиям внутриведомственных строительных правил. В соответствии с указаниями ФСИН России во всех камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми проведено ограждение санитарных узлов от жилых помещений на высоту от пола до потолка. Кабинки от пола на высоту 1 м 70 см выполнены в кирпичной кладке, далее до потолка перегородки закрыты листами фанеры. В одной из стенок имеется дверь. Лица, содержащиеся в учреждении, имеют достаточную степень изолированности для удовлетворения естественных потребностей в условиях приватности. Вода в камеры на хозяйственно-бытовые нужды подается под делением не ниже 2 атмосфер, что не может отражаться на соблюдении чистоты и порядка в санузлах (смывании нечистот).
Оператор видеонаблюдения на центральном посту системы охранного телевидения осуществляет видеообзор камер режимного корпуса и карцеров и охватывает камеру. В бытовом помещении (туалете) видеокамера не установлена.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей проводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Лица, содержащиеся в камерах следственного изолятора, могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету электрокипятильник бытовой заводского изготовления.
Таким образом, установлено, что в камерах в период содержания административного истца отсутствовало горячее водоснабжение, что объясняется тем, что в соответствии со строительными правилами 1979 года (год постройки), регламентирующими оснащение режимного корпуса ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми необходимыми коммуникациями, горячее водоснабжение предусматривалось только в банно-прачечных комбинатах, душевых и столовых учреждениях
Санитарная обработка лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, организована в соответствии с главой V пункта 45 приказа Минюста России N 189 от 14 октября 2005 года "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". Лица, содержащиеся в учреждении, проходят санитарную обработку согласно графику, утвержденному начальником учреждения, не реже 1 раза в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно. Одновременно осуществляется сдача носимых вещей в стирку. В этот же день чистое, глаженое белье возвращается в камеру для дальнейшего пользования. Горячая вода в дни помывки лиц, содержащихся в учреждении, подается постоянно.
Стены, потолки, полы в душевых помещениях учреждения обрабатываются моющими и дезинфицирующими средствами после каждой помывки лиц. Следов слизи и грибка на строительных конструкциях в душевых нет. Вода, подаваемая в душевые лейки, чистая, прозрачная, соответствующая требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода" и ГН 2.1.5.1315-03 "ПДК омических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования".
Санитарно-техническое состояние камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в том числе камеры N, удовлетворительное. Участков поражения строительных конструкций (стен, потолков, полов) грибком и плесенью нет. В камерах ежедневно проводятся текущие уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств. При соблюдении режима проветривания в камерах создается комфортный микроклимат по влажности ("сырости") и температуре.
Для соблюдения санитарно-противоэпидемических требований в учреждении ежегодно заключается договор с территориальными представительствами ООО "Дезинфекция" на оказание услуг дератизации и дезинсекции. Ежемесячно работники ООО "Дезинфекция" посещают учреждение для проведения дезинфекции всех объектов учреждения, в том числе камер режимного корпуса.
В соответствии с требованиями приказа Минюста России от 27 июня 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" все камеры ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми оборудованы репродукторами. Громкость радио регулируется непосредственно в камере.
В соответствии с требованиями приказа Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся следственных изоляторах" за время пребывания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Кривобок Е.В. был обеспечен постельными принадлежностями в полном объеме.
Техническое состояние всех выданных принадлежностей (в том числе матраца) удовлетворительное. Стирка и обработка дезинфицирующими средствами постельных принадлежностей и личного белья осужденных проводится централизованно в прачечном отделении банно-прачечного комбината учреждения по корпусам в установленные графиком дни недели.
Ветхое, рваное, не соответствующее по размерам, технически не пригодное к эксплуатации белье, подозреваемым, обвиняемым и осужденным не выдается, а после комиссионного заключения заинтересованными службами учреждения списывается для утилизации.
В представления первого заместителя прокурора Республики Коми от 24 декабря 2019 года N указано, что в ряде камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в том числе в камере N, где содержался в указанный период Кривобок Е.В, подозреваемым и обвиняемым не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, камеры требуют проведения косметического ремонта.
В судебном заседании был допрошен свидетель Свидетель N1, содержащийся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, который показал, что приготовление еды для содержащихся в следственном изоляторе осуществляется из продуктов надлежащего качества, прогулки осуществляются ежедневно в течение одного часа, помывка в бане осуществляется один раз в неделю, также как и смена постельного белья, грибковых поражений в помещении бани не имеется, температурный режим в камерах и зимой, и летом поддерживается комфортным, никаких антисанитарных насекомых в помещения следственного изолятора он не наблюдал, недостатка в сливной воде не имеется. Вместе с тем, подтвердил отсутствие в камерах горячей воды, проблемы со стоматологом.
Свидетелей Свидетель N2, который в периоды с 28 июня 2019 года по 27 июля 2019 года, с 8 августа 2019 года по 20 ноября 2019 года, с 24 декабря 2019 года по 30 декабря 2019 года содержался в камере N с Крибоком Е.В. подтвердил плохую естественную освещенность камеры, отсутствие горячей и питьевой воды в камере, факты выдачи мокрого постельного белья, порванных матрацев, на которых спать было невозможно, отсутствие приватности в туалете, поскольку дверь была низкой, плохо закреплена. Свидетель указал, что он и Кривобок Е.В. несколько раз обращались за медицинской помощью к стоматологу, которая так и не была оказана.
Ненадлежащая организация деятельности по оказанию медицинской помощи, в том числе стоматологических кабинетов в МЧ-12, подтверждается представленными в материалы дела представлениями прокуратуры Республики от 21 июня 2019 года, 13 августа 2019 года, вынесенными в период нахождения Кривобока Е.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установилфакт нарушения условий содержания административного истца под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми: отсутствие в камерах горячего водоснабжения, невозможность использования туалетов в условиях приватности, отсутствие достаточного естественного освещения, невозможность соблюдения основных норм гигиены и санитарии; ненадлежащее оказание медицинской помощи.
Установив нарушение условий содержания Кривобока Е.В. учреждением ФСИН России, суды пришли к выводам о незаконном бездействии при обеспечении условий содержания под стражей и наличии оснований для присуждения компенсации.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанных принципов и нормам международного права, условий содержания под стражей, подтверждены совокупностью представленных и исследованных судами доказательств, согласуются с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков не опровергают выводы судов о нарушении условий содержания Кривобока Е.В.
Вопреки доводам административных ответчиков, нарушения, изложенные в представлениях прокуратуры Республики Коми, не сводятся к изложению обстоятельств нарушения условий содержания под стражей отдельных лиц в учреждении и неоказания им надлежащей медицинской помощи, а содержат выявленные нарушения во всем учреждении в целом, в том числе в камере N.
Определяя размер присужденной компенсации, суд первой инстанции с учетом степени нравственных и физических страданий административного истца, данных его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях содержания под стражей, а также требований разумности и справедливости, пришел к правомерному выводу о взыскании в пользу Кривобока Е.В. компенсации в размере 300 000 рублей.
Указанный размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями условий содержания.
Разрешая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока судом первой инстанции правомерно учтено, что положения статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации введены в действие с 28 января 2020 года. При этом первоначально с заявленным иском Кривобок Е.В. обращался в Коминтерновский районный суд города Воронежа 16 июня 2020 года, который 18 июня 2020 года был возвращен ему в связи с имеющимися недостатками, учитывая отсутствие ответов на жалобы, поданных им в период нахождения в СИЗО, суд счел причины пропуска срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уважительными.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных ответчиков в судах первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 1 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказания, Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.