Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Семкиной З.И, Божефатовой В.Н, Дмитриевой Е.Л. на решение Советского районного суда города Брянска от 21 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 14 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Божефатовой В.Н, Семкиной З.И, Дмитриевой Е.Л. к Брянской городской администрации, комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Брянскому центру научно-технической информации - филиала федерального государственного бюджетное учреждение "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации о признании недействующим постановления, оспаривании отчета.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Брянской городской администрации от 22 декабря 2009 года N 2581-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по городу Брянску (отопление, горячее водоснабжение)" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по городу Брянску (приложение).
Постановлением Брянской городской администрации от 27 января 2010 года N 82-п внесены изменения в постановление Брянской городской администрации от 22 декабря 2009 года N 2581-п, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по городу Брянску согласно приложению.
Так, уровень норматива для жилых домов с централизованной системой отопления и без приборов учета тепловой энергии при продолжительности отопительного периода 198 дней и средней температуре за отопительный период минус 1, 2° C на 1 кв.м общей площади, составил 0, 1572 Гкал, на 1 кв.м общей площади в месяц - 0, 0131 Гкал.
Расчеты норматива потребления коммунальных услуг по городу Брянску, изложенные в приложении к постановлению Брянской городской администрации от 27 января 2010 года N 82-п, является действующим по настоящее время.
Постановление Брянской городской администрации от 22 декабря 2009 года N 2581-п вступило в силу 1 января 2010 года, опубликовано 29 января 2010 года.
Божефатова В.Н, Семкина З.И, Дмитриева Е.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили признать:
- недействующим с даты принятия постановление Брянской городской администрации от 22 декабря 2009 года N 258-п "О нормативах потребления коммунальной услуги по г. Брянску (отопление, горячее водоснабжение) (в ред. постановления администрации г. Брянска от 27 января 2010 года N 82-п) и соответствующие ему последующие постановления, в части утверждения средневзвешенного норматива тепловой энергии 0, 1572 Гкал на 1 кв.м с учетом отопительного периода 198 дней для жилых домов с централизованной системой отопления и без приборов учета тепловой энергии;
- недействующим с даты принятия постановление Брянской городской администрации от 22 декабря 2009 года N 258-п "О нормативах потребления коммунальной услуги по г. Брянску (отопление, горячее водоснабжение) (в ред. постановления администрации г. Брянска от 27 января 2010 года N 82-п) и соответствующие ему последующие постановления, в части утверждения средневзвешенного, разбросанного на 12 месяцев, норматива тепловой энергии 0, 0131 Гкал на 1 кв.м;
- недействительными с даты утверждения, подготовленный Брянским отделением Западного филиала Федерального государственного учреждения "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Средне-Окском регионе" Министерства энергетики Российской Федерации отчет обследования объектов жилищно-коммунального хозяйства в целях оценки нормативов потребления коммунальных услуг в г. Брянске от 21 января 2009 года и отчет разработки нормативов потребления коммунальных услуг (отопление) по жилым домам и общежитиям г. Брянска от 21 января 2009 года;
- возложить на комитет по ЖКХ Брянской городской администрации обязанность установить дифференцированно уровень годового и месячного норматива потребления тепловой энергии отопительного периода для многоквартирных жилых домов и жилых домов без приборов учета тепловой энергии с централизованной системой отопления исходя их показателей, содержащихся в их паспортах и проектной документации.
В обосновании заявленных требований указали, что оспариваемые отчеты послужили основанием для принятия постановления Брянской городской администрации от 22 декабря 2009 года N 258-п "О нормативах потребления коммунальной услуги по г. Брянску" и других последующих постановлений.
Данным постановлением утвержден уровень средневзвешенного норматива потребления тепловой энергии для жилых домов с централизованными системами отопления в г. Брянске без приборов учета тепловой энергии, с учетом отопительного периода 198 дней в год - 0, 1572 Гкал кв.м, в месяц - 0, 0131 Гкал на кв.м. Годовой норматив разбросан на 12 месяцев (0, 1572:12=0, 0131). Соответственно, месячный норматив отопительного периода составляет 0, 1572/7 = 0, 0224 Гкал кв.м. Вместе с тем, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 22 декабря 2009 года N 258-п годовой средневзвешенный норматив 0, 1572 Гкал кв.м тепловой энергии для жилых домов необоснованно завышен, увеличивает плату за услугу отопления и нарушает права административных истцов.
Решением Советского районного суда города Брянска от 21 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 14 декабря 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 9 апреля 2022 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 27 сентября 2022 года, Семкина З.И, Божефатова В.Н, Дмитриева Е.Л, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просят судебные акты отменить. Указали, что годовой средневзвешенный норматив для жилых домов 0, 1571 Гкал на 1 кв.м с учетом продолжительности отопительного периода 205 (198) дней, указанный в обжалуемом постановлении, в расчетах от 21 января 2009 года отсутствует. Неправильно применена формула расчета месячного норматива 2009 года, так как административный ответчик количества тепловой энергии потребляемой за один отопительный период разделил на площадь жилых помещений 5000120, 27 кв.м вместо суммарной общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общей площади жилых домов, которая скрыта. В отчетном томе в итоговой таблице площадь жилых помещений занижена, вместо 5108527, 42 кв.м указана 5000120, 27 кв.м, что привело к увеличенному нормативу тепла 0, 0131 Гкал/кв.м ежемесячно в течение календарного года. В отчетах (расчетах) административного ответчика средневзвешенный норматив отопления фактически является среднезавышенным, так как при расчетах учитывались в основном многоквартирные и жилые дома постройки до 1999 года.
Расчеты норматива 2009 года после 16 апреля 2013 года не соответствуют формулам в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года. В отчете обследования объектов ЖКХ завышена общая площадь; в экспертных расчетах учитывались жилые дома с наибольшей площадью без учета нежилой площади; увеличено Q - количество тепла на 2, 8 %, при этом Q нежилой площади не увеличилосьБрянская городская администрация в пределах своих полномочий установиланормативы потребления тепловой энергии, которые являются средними для всего жилого фонда, тем самым выравнивая коммунальные платежи во всем муниципальном образовании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, процедура принятия и введения в действие не нарушена. Расчеты норматива потребления коммунальных услуг по г. Брянску, изложенные в приложении к постановлению Брянской городской администрации от 27 января 2010 года N 82-п являются действующими по настоящее время. На период утверждения оспариваемых постановлений, нормативы потребления устанавливались органами местного самоуправления самостоятельно. Оспариваемое постановление принято Брянской городской администрацией с учетом дифференциации нормативов потребления тепловой энергии в жилых домах в зависимости от их этажности, степени благоустройства, а также иных конструктивных и технических особенностей, в связи с чем не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актам, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13, пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306 (пункты 13, 19).
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрена возможность применения метода аналогов, экспертного метода, расчетного метода (пункт 20 Правил N 306).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению установлена в таблице 6 приложения N1 к Правилам N 306 и предусматривает категории жилых помещений в многоквартирных домах, дифференцированных по годам постройки (до 1999 года постройки включительно и после 1999 года постройки), по этажности, по материалам стен (многоквартирные дома и жилые дома со стенами из камня и кирпича, многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков; многоквартирные дома и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и иных материалов).
Согласно пункту 33 Правил N 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 приложения N 1 к Правилам N 306 объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 56 Устава г. Брянска в систему муниципальных правовых актов города Брянска входят постановления и распоряжения главы города Брянска, городской администрации, правовые акты иных должностных лиц местного самоуправления г. Брянска.
Глава городской администрации в пределах своих полномочий издает постановления городской администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области, а также распоряжения городской администрации по вопросам организации работы городской администрации. Указанные правовые акты вступают в силу со дня подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом и указанными постановлениями (распоряжениями (статья 59 Устава).
Согласно решению Брянского городского совета народных депутатов от 28 апреля 2006 года N 403 "Об утверждении положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации" Комитет является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим проведение государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; действует на основании Положения; является органом исполнительной власти и финансируются из средств бюджета.
Судами установлоено, что по заказу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации Западный филиал государственного учреждения "Управления по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Средне-Окском регионе" Министерства энергетики Российской Федерации в качестве экспертной организации осуществило обследование объектов жилищно-коммунального хозяйства в г. Брянске в целях оценки нормативов потребления коммунальных услуг (отчет 21 января 2009 года) и разработало норматив потребления коммунальных услуг по жилым домам и общежитиям г. Брянска (отчет от 21 января 2009 года).
Отчеты направлены заказчику для использования в его деятельности.
С 2011 года Брянское ЦНТИ - филиала ФГБУ "РЭА" Минэнерго России является правопреемником Брянского отделения Западного филиала государственного учреждения "Управления по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Средне - Окском регионе" Министерства энергетики Российской Федерации в результате реорганизации предприятия; действует на основании Положения от 1 сентября 2011 года N 49, осуществляет деятельность в области мониторинга и экспертизы в области энергетики.
На основании отчета Западного филиала государственного учреждения "Управления по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Средне-Окском регионе" Министерства энергетики Российской Федерации, составленного в целях оценки нормативов потребления коммунальных услуг объектами жилищно-коммунального хозяйства, оценены - 120 домов, в том числе: 1-2 этажные дома, материал стен - "дерево", стандартная планировка -12 домов; 1-2 этажные дома, материал стен - "дерево", с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. = 1) - 5 домов; 1-2 этажные дома, материал стен - "дерево", с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) - 5 домов; 1-2 этажные дома, материал стен - "кирпич или шлакоблок", стандартная планировка - 267 домов; 1-2 этажные дома, материал стен - "кирпич или шлакоблок", с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. = 1) - 28 домов; 1-2 этажные дома, материал стен - "кирпич или шлакоблок", с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв.) - 66 домов; 1 этажные дома, материал стен - щитовые, с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) - 8 домов; 1 этажные дома, материал стен - щитовые, стандартная планировка - 6 домов; 1 этажные дома, материал стен - щитовые, с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. = 1) - 5 домов; 1 этажные дома, материал стен - каркасно-засыпной - 1 дом; 1 этажные дома, материал стен - дерево - кирпич, стандартной планировки - 1 дом; 1 - этажные дома, материал стен - дерево - кирпич, с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. = 1) - 1 дом; 1 этажные дома, материал стен - крупно - панельные, с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. = 1) - 1 дом; 2 - этажные дома, материал стен - "силикатный блок" стандартная планировка - 8 домов; 2 - этажные дома, материал стен "крупно-панельные" стандартная планировка - 7 домов; 2 - этажные дома, материал стен "крупно-панельные" с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. = 1) - 1 дом; 2 - этажные дома, материал стен - "блочно
- кирпичный", стандартная планировка - 1 дом; 2 этажные дома, материал стен "блочный", с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) - 1 дом; 3-4 этажные дома, материал стен - "крупно - блочный", "шлакоблочный", стандартная планировка - 5 домов; 3-5 этажей, материал стен - "кирпич", стандартная планировка - 658 домов; 3-5 этажные дома, материал стен - "киприч" с планировкой отлично от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) - 60 домов; 3-5 этажные дома, крупнопанельные, стандартная планировка - 431 домов; 5 этажные дома, круплнопанельные с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) - 19 домов; 5-ти этажные дома, материал стен - "крупно - блочный" стандартная планировка - 16 домов; 14- ти этажные дома, материал стен "монолит", "кер/бетон блок", стандартная планировка, постройка после 1999 - 3 дома; 17-ти этажные дома, материал стен - "монолит", стандартная планировка - 1 дом; 17-ти этажные дома, материал стен "монолит", с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) - 1 дом; дома выше 5 - ти этажей, материал стен "кирпич", стандартная планировка 1-05 домов; дома выше 5 этажей, материал стен - "кирпич" с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) - 23 дома; дома выше 5 - ти этажей, крупнопанельные, стандартная планировка -74 домов; дома выше 5 - ти этажей, крупнопанельные, с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) - 4 дома; дома 9-ти этажные, кирпичные, с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) после 1999 - 2 дома; дома 10 - ти этажные, кирпичные, с планировкой отличной от стандартной (S дома/S кв. " 1, 3) после 1999 - 1 дом Брянской городской администрацией был установлен объем потребляемого тепла.
При проведении обследования на начальном этапе весь жилищный фонд был разделен на 34 группы домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры. Для формирования групп использовались данные характеристик жилищного фонда 4-х районов г. Брянска.
Согласно отчету обследования объектов жилищно-коммунального хозяйства в целях оценки нормативов потребления коммунальных услуг от 21 января 2009 года обследование проводилось в период с 15 декабря 2006 года по 20 января 2007 года. Средняя температура наружного воздуха при проведении обследования составила +1, 1 о С. Данное заключение на 3, 4 о С выше средней расчетной температуры отопительного периода (- 2, 3 1 о С) для г. Брянска.
Для получения результатов по вновь сформированным уполномоченным органом группам проводились дополнительные обследования в декабре 2008 года. Для проведения обследования уполномоченным органом были предложены 120 жилых домов. По причинам отсутствия технической возможности установки переносного прибора учета, наличия в некоторых домах нежилых помещений, а также по ряду других объективных причин, энергетическое обследование выполнено по 81 домам г. Брянска, получающих отопление от разных котельных.
Проведен анализ сформированных групп домов на предмет разработки нормативов потребления коммунальных услуг в виде отопления экспертным методом. Критерием применения экспертного метода по утвержденным уполномоченным органом группам, является наличие не менее 10 домов в каждой рассматриваемой группе (объем предварительной выборки).
Для определения и разработки норматива отопления уполномоченным органом было принято решение о применении сочетания расчетного и экспертного методов.
Разработка норматива потребления коммунальных услуг в отношении отопления выполнена на расчетную температуру внутри жилого помещения равную 19 ° С, а в угловых комнатах жилых домов равную 20 ° С, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
После проведения анализа по площадям жилых домов установлено, что площадь угловых комнат по отношению к общей площади жилых домов составляет 6.87 %.
Средневзвешенный норматив отопления по 1 831 жилому дому для г. Брянска составил 0, 013108 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Согласно отчету разработки нормативов потребления коммунальных услуг (отопление) по жилым домам и общежитиям г. Брянска от 21 января 2009 года, средневзвешенный норматив потребления коммунальных услуг (отопление) расчетным методом для жилых и многоквартирных домов г. Брянска составил 0, 014551116 Гкал на 1 кв.м в месяц общей площади жилых помещений.
По каждой группе жилых и многоквартирных домов составил:
Группа N - (одноэтажный дом) 0, 028920001 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (двухэтажные дома) 0, 0272688 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (трех-четырех этажные дома) 0, 0167387 Гкал на 1 кв.м. в месяц
Группа N - (пяти-девяти этажные дома) 0, 0137912 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (десятиэтажные дома) 0, 013411759 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (двенадцатиэтажные дома) 0, 0127296 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (четырнадцатиэтажные дома) 0, 0127566 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (шестнадцати и выше дома) 0, 01640644 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Средневзвешенный норматив потребления коммунальных услуг (отопление) расчетным методом для общежитий города составляет 0, 026199 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
По каждой группе общежитий составил:
Группа N - (одноэтажный) 0, 0467354 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (двухэтажные) 0, 04334844 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (трех-четырех этажные) 0, 0267186 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (пяти этажные) 0, 02201356 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Группа N - (свыше пяти этажные) 0, 0226198 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Для определения норматива отопления Управлением по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Средне-Окском регионе за основной принят экспертный метод.
Средневзвешенный норматив потребления отопления для жилых домов г. Брянска определен в размере 0, 013108 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Согласно выводам заключения, нормативы потребления коммунальных услуг установлены в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и могут быть использованы уполномоченным органом г. Брянска для проведения анализа доступности этой величины для населения города и определения размера оплаты за коммунальные услуги.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции правильно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. Оснований дифференцированно установить уровень годового и месячного норматива потребления тепловой энергии отопительного периода для многоквартирных жилых домов и жилых домов без приборов учета тепловой энергии с централизованной системой отопления исходя их показателей, содержащихся в их паспортах и проектной документации не имеется. Результаты оспариваемых отчетов являются достоверными и могут быть использованы для анализа уполномоченным органом с целью дальнейшего установления и утверждения норматива.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не влияют на правильность применения судом норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено. Иное толкование норм права, несогласие с оценкой судом доказательств по делу не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 21 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семкиной З.И, Божефатовой В.Н, Дмитриевой Е.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.