Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алейникова О.Ю. на решение Фокинского районного суда города Брянска от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Алейникова О.Ю. к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу "Западный" названного учреждения, отделению территориального отдела "Брянский" филиала "Западный", начальнику отделения Семененко Н.В, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными решения, действий.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения Алейникова О.Ю, его представителя Третьяк-Харчевниковой Ж.Б. судебная коллегия по административным делам
установила:
Алейников О.Ю. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным и отменить решение отделения территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение) от 24 марта 2021 года N об отказе во включении в список на предоставление жилых помещений; признать за ним право на обеспечение жилым помещением согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в форме предоставления жилого помещения; обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации восстановить (внести) Алейникова О.Ю. в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, на основании решения Брянского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2010 года по делу N-з и предоставить Алейникову О.Ю. жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование административного иска указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 1 августа 1985 года по 31 июля 2010 года, в настоящее время является подполковником запаса.
Решением Брянского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2010 года он признан нуждающимся в жилом помещении, однако в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не значится, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.
По результатам рассмотрения его заявления от 8 февраля 2021 года о предоставлении жилого помещения на состав семьи 4 человека принято оспариваемое решение, с которым он не согласен, поскольку не учтено решение Брянского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2010 года.
Решением Фокинского районного суда города Брянска от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 февраля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 апреля 2022 года, Алейников О.Ю. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что решение суда от 5 февраля 2010 года не исполняется, жилым помещением он не обеспечен; считает неправильными выводы суда о том, что он состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях; утверждает, что после вынесения решения суда был исключен из названного реестра. Оценка доказательствам, подтверждающим данные обстоятельства, судом, по мнению заявителя, не дана, не истребованы сведения о том, сколько лиц, претендующих на получение субсидии, значится в очереди перед ним.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Алейников О.Ю. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1 августа 1985 года по 31 июля 2010 года.
Приказом командующего войсками Московского военного округа от 20 апреля 2010 года N Алейников О.Ю. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями; с 31 июля 2010 года он исключен из списков личного состава отдела военного комиссариата Брянской области по городам Унеча, Мглин, Унечскому и Мглинскому районам.
Согласно справке военного комиссариата городов Унеча и Мглин, Унечского и Мглинского районов Брянской области от 25 января 2021 года N, Алейников О.Ю. работает в названном военном комиссариате в должности комиссара.
Алейников О.Ю. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение общей площадью 50, 5 кв.м Алейников О.Ю. использует на основании договора найма служебного жилого помещения от 25 марта 2013 года, заключенного между муниципальным образованием "Унечское городское поселение", в интересах которого выступает Унечская городская администрация, и Алейниковым О.Ю. Жилое помещение предоставлено Алейникову О.Ю. в связи с прохождением государственной службы в отделе военного комиссариата Брянской области по городам Унеча, Мглин, Унечскому и Мглинскому районам на время прохождения государственной службы в указанном отделе.
Алейников О.Ю. обратился к начальнику Отделения Семененко Н.В. с заявлением от 8 февраля 2021 года о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы на состав семьи 4 человека: мать Алейникова Е.Г, дети Алейников С.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Алейников М.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В заявлении указал, что является подполковником запаса, он и члены его семьи жилых помещений в собственности (доли в собственности на жилые помещения), а также по договору социального найма не имеют.
Решением начальника Отделения Семененко Н.В. от 24 марта 2021 года N отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений. При этом отмечено, что Алейников О.Ю. проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" на основании договора найма служебного жилого помещения от 25 марта 2013 года. Сын Алейников С.О. является гражданином Украины, информации, о его регистрации на территории Российской Федерации и совместном проживании с отцом не имеется. Документов, подтверждающих нахождение на иждивении у Алейникова С.О. его матери Алейниковой Е.Г. не имеется, последней на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Кроме того, судом установлено, что решением Брянского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2010 года N-з признано незаконным решение начальника Брянской квартирно-эксплуатационной части района от 21 января 2010 года об отказе в постановке Алейникова О.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Суд обязал начальника Брянской квартирно-эксплуатационной части района включить Алейникова О.Ю. в электронную базу данных "Учет", как лицо, признанное нуждающимся в жилых помещениях. Решение суда вступило в законную силу 16 февраля 2010 года.
Из справки Брянской квартирно-эксплуатационной части района от 5 марта 2010 года N следует, что согласно базы данных компьютерного учета Алейников О.Ю. состоит в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений с 19 февраля 2010 года с составом семьи 3 человека, как бесквартирный.
Из письма Отделения следует, что решения о снятии Алейникова О.Ю. с учета нуждающихся в постоянном жилье не имеется.
Решением Отделения от 20 июля 2021 года N Алейников О.Ю. дополнительно восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с датой постановки на учет 19 февраля 2010 года на основании решения Брянского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2010 года N-з, письма начальника отдела (обоснованности и контроля обеспечения постоянным жильем) федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" от 19 июля 2021 года N/C3.
Согласно сообщению Минобороны России от 30 июля 2021 года, Алейников О.Ю. состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Алейникова О.Ю, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пунктом 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Судом отмечено, что на момент обращения с заявлением об обеспечении служебным жилым помещением и на момент принятия оспариваемого решения об отказе во включении в список на предоставление служебных жилых помещений Алейников О.Ю. был обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам, потому предусмотренных частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления ему служебного жилого помещения не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований Алейникова О.Ю. об обязании предоставить жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, суд указал, что решение вопроса о предоставлении жилищной субсидии отнесено к компетенции органов жилищного обеспечения Минобороны России специализированной организации и носит заявительный характер. При этом с заявлением о замене натуральной формы обеспечения жилым помещением на предоставление субсидии Алейников О.Ю. не обращался, последний вместе с членами семьи продолжает состоять на жилищном учете, право Алейникова О.Ю. на жилищное обеспечение военным ведомством не оспаривается. Кроме того, право на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны России признано за Алейниковым О.Ю. ранее решением Брянского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2010 года, вступившим в законную силу 16 февраля 2010 года.
Суды пришли к выводу о том, что нарушение прав Алейникова О.Ю. органами жилищного обеспечения Минобороны России не допущено.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
По делу достоверно установлено, что служебным жилым помещением Алейников О.Ю. обеспечен, оснований для включения его в список на предоставление служебных жилых помещений не имеется.
Алейников О.Ю. состоит на жилищном учете, числится в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Данных о снятии с указанного учета в деле не имеется и Алейниковым О.Ю. не представлено. Решение, которым последний был дополнительно, по его заявлению, восстановлен в названном реестре с датой постановки на учет 19 февраля 2010 года, не свидетельствует о том, что он был снят с жилищного учета.
Ссылки автора кассационной жалобы на исключение из названного реестра после вынесения решения суда правового значения для разрешения спора не имеют, действия по исключению могут являться самостоятельным предметом оспаривания.
Утверждения в кассационной жалобе о неисполнении решения Брянского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2010 года N-з, которым возложена обязанность включить Алейникова О.Ю. в электронную базу данных "Учет", как лицо, признанное нуждающимся в жилых помещениях, опровергаются материалами дела, что достоверно установлено судебными инстанциями.
Право Алейникова А.О. на обеспечение жилым помещением органами жилищного обеспечения Минобороны России не оспаривается. При этом, настаивая в административном иске на праве быть обеспеченным жилым помещением в форме предоставления жилого помещения, Алейников А.О. одновременно ссылается на желание реализовать названное право в форме предоставления жилищной субсидии, в связи с чем судом обоснованно указано на заявительный порядок реализации такого права.
С учетом изложенного судами обоснованно указано, что права Алейникова А.О. не нарушены.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Вопреки доводам заявителя жалобы, все доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела, получили надлежащую судебную оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фокинского районного суда города Брянска от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алейникова О.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.