Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шишина Е.Ю, на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 9 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шишина Е.Ю, к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 3 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области, территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, участковым избирательным комиссиям N 725, N 726, N 728, избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии России, территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования о признании решения о результатах выборов недействительным, признании выборов недействительными.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения Шишина Е.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителей ТИК городского округа город Выкса Нижегородской области Полозовой Е.П, Агеевой С.В, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области от 26 июня 2021 года N 48 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва.
В соответствии с постановлением Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" голосование на выборах депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва проводилось 17, 18, 19 сентября 2021 года.
Выборы депутата Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 проходили на избирательных участках N 725, N 726, N 728.
Постановлением окружной избирательной комиссии N 3 от 5 августа 2021 года N 7/73-5 Шишин Е.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3, в порядке выдвижения Нижегородским региональным объединением Политическая партия КПРФ.
Постановлением избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области от 24 сентября 2021 года N 15/223-5 "Об установлении общих результатов по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва" выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по 25 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов действительными, в том числе по одномандатному избирательному округу N 3.
Шишин Е.Ю. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействительными и отменить протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 3 участковых избирательных комиссий N 725, N 726, N 728, а так же решение окружной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва от 20 сентября 2021 года по избирательному округу N 3 городского округа город Выкса Нижегородской области (протокол N 1 от 20 сентября 2021 года); признать недействительными выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва от 20 сентября 2021 года по избирательному округу N 3 17-19 сентября 2021 года.
Административные исковые требования мотивировал тем, что Шишин Е.Ю, как зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва, баллотировался по избирательному округу N 3 (УИК N 725, УИК N 726, УИК N 728). По результатам голосования депутатом по одномандатному избирательному округу N 3 избран Рыбаков Е.И.
Полагал, что были допущены существенные нарушения, как процедуры голосования, так и процедуры подсчета голосов, которые не позволили с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Фактически окружной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области о результатах выборов от 20 сентября 2021 года в итоговом протоколе отражена информация не соответствующая действительности, протокол составлен с нарушением требований к порядку и форме заполнения, допущены нарушения порядка проведения голосования вне помещений для голосования, а также при дистанционном электронном голосовании на УИК N 725, УИК N 726, УИК N 728.
Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 22 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 9 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 12 апреля 2022 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 апреля 2022 года, Шишин Е.Ю. просит отменить судебные акты, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Указывает, что не дана оценка нарушениям избирательного законодательства по выборам на УИК N 725, где признаны недействительными 164 бюллетеня, однако данные сведения не были внесены в строку N 9 Протокола N 1 от 20 сентября 2021 года. В строке N 9 итогового протокола количество недействительных бюллетеней указано - 111, должно быть указано - 164. В нарушение законодательства УИК N 726 было составлено два акта, а именно в соответствии с одним в них бюллетени 17 сентября 2021 год в 20 часов 20 минут перемещены в сейф-пакет N, а согласно второго акта бюллетени 17 сентября 2021 года в 20 часов 20 минут перемещены в сейф-пакет N. Полагает, что правовые основы проведения дистанционного голосования по избирательному округу N 3 отсутствовали, порядок дистанционного электронного голосования Законом Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" не предусмотрен, а постановление ЦИК России от 20 июля 2021 года "О порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года" не может применяться к выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области, поскольку ЦИК не уполномочена проводить эти выборы.
В письменных возражениях на кассационную жалобу территориальная избирательная комиссия городского округа город Выкса Нижегородской области просит жалобу отклонить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из отсутствия доказательств бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей; а установленные нарушения могли привести к иному результату итогов голосования в отношении Рыбакова Е.И. и Шишина Е.Ю, поскольку разница в голосах кандидатов являлась значительной и не могла повлиять на исход выборов. Доводы административного истца о том, что результаты отраженные в протоколах и результаты, внесенные в ГАС "Выборы", существенно отличны, на УИК N 725 чинились препятствия в свободном контроле наблюдателями хода выборов, не нашли подтверждения. Оспариваемые протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 3 на УИК N 725, N 726, N 728 и решение окружной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области о результатах выборов от 20 сентября 2021 года составлены в соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
В силу пункта 1 статьи 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру.
Согласно пункту 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу.
Пунктом 1.2 названной нормы предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Из пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 данного Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если
эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, следует, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования судом на соответствующей территории.
Давая оценку действиям административных ответчиков, суды нижестоящих инстанций, проверив приведенные административным истцом в обоснование своей правовой позиции доводы о допущенных нарушениях порядка проведения голосования, подсчета голосов, установления результатов выборов, обосновано признали такие доводы несостоятельными.
Согласно пункту 13 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 10 статьи 63.1 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З, в день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 и части 3 статьи 21 названных законов соответственно, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями.
В силу пункта 15 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после совершения действий, указанных в пунктах 13, 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования).
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" в день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим, лицам, указанным в части 3 статьи 21 настоящего Закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются).
Подсчет голосов избирателей, участников референдума, отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ.
Вскрытию каждого сейфа-пакета предшествует проверка не поврежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейфа-пакета).
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом (пункт 1).
Пунктом 3.1 Постановления ЦИК Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 74/667-7 предусмотрено, что установление итогов голосования, подсчет голосов и составление протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом осуществляются участковыми комиссиями в помещении для голосования (помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума) в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными законами о выборах и референдумах.
Приведенные положения постановления ЦИК Российской Федерации опубликованы на официальном сайте ЦИК и обязательны для исполнения в силу прямого указания пункта 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судами правильно отмечено, что избирательные бюллетени, признанные УИК N 725 недействительными, не учитывались при определении итогов голосования. При подсчете итогов голосования действительными были признаны 419 избирательных бюллетеней, только они участвовали в определении итогов голосования. При определении победителя на выборах законом не предусмотрена взаимосвязь между количественными показателями действительных и недействительных бюллетеней. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей.
Кандидат Рыбаков Е.И. получил 294 голоса избирателей, Шишин Е.Ю. - 125 голосов избирателей. Разница составила 169 голосов.
Все данные отражены в итоговом Протоколе N 1 по одномандатному избирательному округу N 3.
Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области были приняты экземпляры протоколов N 1 об итогах голосования на УИК N 725, N 726, N 728, произведено суммирование содержащихся в них данных, проведена полнота приобщенных к протоколам документов и выполнение контрольных соотношений. Итоги голосования установлены.
Довод кассационной жалобы о том, что Законом Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" дистанционное электронное голосование не предусмотрено и не определено, подлежит отклонению.
При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования (пункт 14 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Постановлением Центральной избирательной комиссии от 25 мая 2021 года N 7/49-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах" определено, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые, должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в Курской области, Мурманской области, Нижегородской области, Ростовской области, Ярославской области, в городе федерального значения Москве и городе федерального значения Севастополе.
Порядок дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, определен постановлением ЦИК России от 20 июля 2021 года N
Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования (далее - ПТК ДЭГ), доступ к которому избирателю предоставляется на специальном портале, размещенном в сети Интернет. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей и соблюдения тайны голосования.
Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в избирательную комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов (устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории).
Частью 14 статьи 63 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в случае и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством электронного голосования.
Выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 проходили на избирательных участках N 725, N 726, N 728 и путем Дистанционного электронного голосования.
В данном случае, суд правомерно исходил из того, что в соответствии с утвержденным ЦИК России Порядком дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, подробно регулирующим порядок подготовки и проведения дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва, наблюдением за проведением дистанционного электронного голосования существенных нарушений законодательства, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, не допущено.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит приведенные выводы правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах, оснований для их переоценки не имеется.
Доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся судебных актов.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суды установили правильно, представленные доказательства оценили в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применили верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допустили, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 9 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шишина Е.Ю, - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.