Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Осокиной О.Н. на решение Урицкого районного суда Орловской области от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Осокиной О.Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Осокина В.А. и Осокина Д.А, Осокина А.Л. к администрации Сосковского района Орловской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Осокина О.Н, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Осокина В.А. и Осокина Д.А, Осокин А.Л. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, просили признать незаконным решение администрации Сосковского района Орловской области (далее - Администрация) об исключении из сводного списка участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях - получателей социальных выплат и обязать Администрацию включить Осокину О.Н. в указанный сводный список на 2021 год.
В обоснование административного иска указала, что 22 июня 2018 года обратилась в Администрацию с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года по категории "Молодая семья". Распоряжением Администрации от 22 июня 2018 года она (с семьей) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в названную федеральную целевую программу.
Несмотря на включение в программу, денежные выплаты ей не производились, в связи с чем она обратилась в прокуратуру. Из ответа прокурора узнала, что в связи с прекращением действия федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года" она переведена в реестр получателей субсидий в рамках федеральной программы "Комплексное развитие сельских территорий".
В ответ на заявление о выдаче распоряжения о переводе в реестр получателей субсидий в рамках федеральной программы "Комплексное развитие сельских территорий" Администрация сообщила об исключении ее и членов семьи из списка очередников на участие в данной программе по причине ее не трудоустройства.
Решением Урицкого районного суда Орловской области от 26 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 октября 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 апреля 2022 года, Осокина О.Н. просит отменить судебные акты и удовлетворить административный иск. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что условия программы ею соблюдены она была трудоустроена в обществе с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" и у индивидуального предпринимателя Осокиной Г.Ю, сын Осокин В.А. осуществляет уход за пенсионером старше 80 лет. Утверждает, что суды не дали оценки всем её доводам, неправильно применили материальный закон.
В письменных возражениях Администрация просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Программа).
Приложением N 3 к Программе определены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, доживающих на сельских территориях. Приложением к данным Правилам является Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там (далее - Положение).
Подпунктом "а" пункта 5 Положения предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеет, в числе прочих, гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом:
осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий высшее или среднее ветеринарное образование, на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения);
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения;
признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий должно быть подано в орган местного самоуправления с указанием сведений о гражданине и всех членах его семьи, претендующих на получение социальной выплаты. Заявление подается с приложением, в числе прочего, копии трудовой книжки (копии трудовых договоров), или информацию о трудовой деятельности в соответствии со сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 21 Положения).
Пунктом 23 Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и в сроки, установленные органом Исполнительной власти, направляют их в орган исполнительной власти с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 23 настоящего Положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные сводные списки Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств, а также продления срока их действия (в случае частичного предоставления социальной выплаты) устанавливаются - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 24 Положения).
Постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года N 705 утверждена государственная программа Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области", в соответствии с которым главным распорядителем бюджетных средств является Департамент сельского хозяйства Орловской области. Органы местного самоуправления в срок до 1 июня года, предшествующего году реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, представляют в Департамент, в частности, список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия, а не позднее 1 марта текущего года - уточненный список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия (приложение N 9 к постановлению).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 22 июня 2018 года Осокина О.Н. обращалась в Администрацию с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ранее действовавшей федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории "Молодая семья". К указанному заявлению были приложены: копии паспортов Осокиной О.Н. и Осокина А.Л, свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении Осокина В.А. и Осокина Д.А, разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 19 апреля 2018 года, распоряжение администрации Сосковского района Орловской области от 22 июня 2018 года N о признании Осокиной О.Н. и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Данных о включении Осокиной О.Н. в состав участников указанной программы судами не установлено. Действия (бездействие) Администрации при рассмотрении названного заявления предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Весной 2020 года в подтверждение своего трудоустройства Осокина О.Н. дополнительно представила в Администрацию трудовой договор от 19 марта 2019 года N, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"". Получив названный документ Администрация включила Осокину О.Н. в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на 2021 год.
В соответствии с названным списком приказом руководителя Департамента сельского хозяйства Орловской области от 25 июня 2020 года N 132 был утвержден сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на 2021 год. Осокина О.Н. была включена в данный сводный список.
В рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" Департаментом была направлена в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявка на предоставление субсидий на 2021 год, а также сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях - получателей социальных выплат на 2021 год.
Между тем, 15 июня 2020 года трудовой договор от 19 марта 2019 года N между обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" и Осокиной О.Н. был расторгнут, последняя перестала соответствовать требованиям к участникам мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателям социальных выплат.
В этой связи Осокина О.Н. не значилась в утвержденном главой Администрации 4 марта 2021 года списке (уточненном списке) получателей социальных выплат на 2021 год из числа граждан, проживающих на сельских территориях, по Сосковскому району.
На основании данного списка приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области от 22 марта 2021 года утвержден сводный список получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях по Орловской области на 2021 год, с указанием в качестве получателей социальной выплаты по Сосковскому району только ФИО9 и ФИО10
Письмом Администрации от 13 мая 2021 года N Осокиной О.Н. сообщено об исключении ее из списка получателей субсидий по государственной программе "Комплексное развитие сельских территорий" в связи с нетрудоустройством.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Осокина О.Н. не соответствовала требованиям к участникам мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, не осуществляла деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы Осокиной О.Н. о соблюдении ею требований к трудоустройству, предъявляемых Программой, со ссылками на работу в обществе с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", а также у индивидуального предпринимателя Осокиной Г.Ю. (продавцом-кассиром в магазине " "данные изъяты"") приводились в судах нижестоящих инстанций и были обоснованно отклонены.
По делу достоверно установлено, что 15 июня 2020 года трудовой договор от 19 марта 2019 года N между обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" и Осокиной О.Н. был расторгнут.
Трудоустройство продавцом-кассиром в магазин " "данные изъяты"" применительно к нормам пункта 4 Положения не свидетельствует о трудовой деятельности в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных. Оценивая соответствие сведений о трудовой деятельности Осокиной О.Н. требованиям Программы, суды правильно исходили из пункта 4 Положения, согласно которому под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги на сельских территориях в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Ссылки в кассационной жалобе на нарушение порядка ведения журнала протоколов заседания жилищной комиссии по реализации жилищных программ (не прошит, не пронумерован, не скреплен печатью), оставление судом без оценки указанного обстоятельства, не ставят под сомнение выводы судов о правомерности исключения Осокиной О.Н. из списка получателей субсидий по государственной программе "Комплексное развитие сельских территорий".
В остальном кассационная жалоба сводится к изложению хронологии событий и не содержит никаких данных, ставящих под сомнение выводы судов о несоответствии Осокиной О.Н. требованиям к участникам мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях - получателей социальных выплат.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, все значимые для рассмотрения дела обстоятельства установлены. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 октября 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Осокиной О.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.