Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пепеляевой О.И. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 13 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Пепеляевой О.И. к администрации Одинцовского городского округа Московской области, муниципальному казенному учреждению "Служба кладбищ" Одинцовского городского округа Московской области об оспаривании постановления, заключения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
сельскому поселению Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N, находящийся по адресу: "адрес", расположенный на землях особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования "для размещения кладбища".
Постановлением администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области от 11 декабря 2017 года N 101 "О разделении кладбища "Перхушковское" сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области" названный земельный участок был разделен на две зоны: зона N 1 - территория, расположенная в пределах 100-метровой водоохранной зоны реки Медвенка, зона N 2 - территория, расположенная за пределами водоохранной зоны; утверждена схема разделения территории кладбища Перхушковское на 2 зоны; зона N 1 кладбища Перхушковское закрыта для всех видов захоронений, за исключением урн с прахом после кремации в родственные могилы. Постановление опубликовано в газете "Новые Рубежи" от 21 декабря 2017 года N 50.
В связи с обращением Пепеляевой О.И. в муниципальное казенное учреждение "Служба кладбищ" Одинцовского городского округа Московской области последней было выдано заключение от 3 января 2021 года о невозможности произвести захоронение ее матери, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в квартале N (участок N) кладбища Перхушковское, поскольку указанный земельный участок захоронения находится в водоохранной зоне (менее 100 м до водоисточника), где возможно захоронение урны с прахом.
Пепеляева О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением просила признать незаконным (недействующим) постановление администрации сельского поселения Жавороновское Одинцовского муниципального района Московской области от 11 декабря 2017 года N 101, признать незаконным заключение (отказ) муниципального казенного учреждения "Служба кладбищ" Одинцовского городского округа Московской области от 3 января 2021 года о невозможности произвести захоронение, обязать выдать разрешение на погребение.
В обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО5, которая при жизни желала быть похороненной рядом с могилой своего мужа на Перхушковском кладбище. При обращении к смотрителю кладбища Пепеляева О.И. узнала об оспариваемом постановлении. Считает, что указанное постановление и отказ в выдаче разрешения на погребение ФИО5 на Перхушковском кладбище нарушают ее права как исполнителя волеизъявления умершей.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 26 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 13 октября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 апреля 2022 года, Пепеляева О.И. просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что границы водоохраной зоны в пределах кладбища составляют менее 100 метров.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
По делу установлено и не оспаривается в кассационной жалобе, что постановление администрации сельского поселения Жавороновское Одинцовского муниципального района Московской области от 11 декабря 2017 года N 101 принято администрацией сельского поселения Жавороновское Одинцовского муниципального района Московской области в пределах ее полномочий, с соблюдением требований к форме и порядку принятия муниципального правового акта.
Проверяя соответствие названного постановления требованиям закона, суды руководствовались положениями частей 1, 4, 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 1 Градостроительного Российской Федерации, части 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", абзаца второго части 5 статьи 11 Закона Московской области от 17 июля 2007 года N 115/2007-03 "О погребении и похоронном деле в Московской области", пункта 50 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Перечня ограничений использования земельных участков и ограничений хозяйственной и иной деятельности (приложение к Положению о зоне охраняемого объекта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2019 года N 1132). Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит приведенным положениям нормативных правовых актов, отметив при этом, что согласно реестру водных объектов протяженность реки Медвенка составляет более 10 км, следовательно, установленная оспариваемым постановлением зона N 1 верно определена в пределах 100-метровой водоохранной зоны названной реки.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Утверждения автора кассационной жалобы об ином порядке исчисления размера водоохранной зоны, предусмотренном статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, судебной коллегией проверены и отклоняются.
Согласно части 4 названной статьи ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Приведенная норма содержит прямое указание на то, что ширина водоохранной зоны определяется именно протяженностью рек или ручьев и для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров составляет сто метров.
Грамматическое толкование данной нормы не позволяет согласиться с мнением автора кассационной жалобы о том, что ширина водоохраной зоны реки Медвенка, протяженностью более 10 км, в пределах кладбища составляет 50 метров.
В этой связи не имеется оснований считать оспариваемое постановление не соответствующим положениям части 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
При наличии действующего постановления администрации сельского поселения Жавороновское Одинцовского муниципального района Московской области от 11 декабря 2017 года N 101, которым зона N 1 кладбища Перхушковское закрыта для всех видов захоронений, муниципальное казенное учреждение "Служба кладбищ" Одинцовского городского округа Московской правомерно указало в оспариваемом заключении от 3 января 2021 года на невозможность захоронения ФИО5 в указанной зоне в квартале N (участок N).
Кассационная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение правильность обжалуемых судебных актов. Правильное по существу судебное решение не может быть отменено по формальным соображениям (часть 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Совместно рассмотрение заявленных требований в данном случае не повлекло принятие неправильного решения. Все значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства судами были установлены.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 13 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пепеляевой О.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.