Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Журавлевой Л.А. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 23 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Журавлевой Л.А. к администрации городского округа Балашиха Московской области об оспаривании уведомления.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Журавлева Л.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным уведомление администрации городского округа Балашиха Московской области от 25 марта 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; возложить обязанность выдать уведомление о соответствии установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
Требования обоснованы тем, что административному истцу на праве собственности с 19 мая 2916 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 730 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства. С целью строительства объекта ИЖС обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве. Уведомлением от 25 марта 2021 года администрация сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, который полностью расположен на территории объекта культурного наследия регионального значения памятника архитектуры - Усадьбы "Чижово". На территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Административный истец полагала оспариваемый отказ нарушающим ее права собственника, поскольку границы защитных зон Усадьбы "Чижово" не установлены, в связи с чем установить расположение земельного участка непосредственно на территории объекта культурного наследия не представляется возможным.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 23 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 января 2022 года, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной 26 мая 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 июня 2022 года, Журавлева Л.А. просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указала, что карт (схем) позволяющих однозначно определить границы территории объекта культурного наследия не имеется, в связи с чем однозначно сказать о вхождении принадлежащего ей земельного участка в границы территории объекта культурного наследия, не представляется возможным; сведения о границах территории отсутствуют в ЕГРН, акт об установлении (изменении) границ территории объекта культурного наследия "Усадьба Чижово" не принят, защитная зона объекта культурного наследия "Усадьба Чижово" не установлена, а следовательно, основания для отказа в выдаче уведомления о соответствии установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Журавлева Л.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 730 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства.
19 марта 2021 года административным истцом в администрацию городского округа Балашиха подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем земельном участке.
Уведомлением от 25 марта 2021 года администрация сообщила о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Основанием к отказу явилось расположение спорного земельного участка на территории объекта культурного наследия регионального значения памятника архитектуры - Усадьбы "Чижово", тогда как на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение административного ответчика было принято в пределах его полномочий, с соблюдением порядка принятия, в соответствии с требованиями статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлением Правительства Московской области от 15 марта 2002 года N 84/9 "Об утверждении списка памятников истории и культуры".
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7, статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке; при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.
Подача заявителем уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также его рассмотрение регламентированы статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 7 которой предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями территорий отнесены зоны охраны объектов культурного наследия; защитная зона объекта культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным федеральным законом. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ дано понятие охранной зоны объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Федеральным законом от 05 апреля 2016 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 05 апреля 2016 года N 95-ФЗ) введена в действие статья 34.1, содержащая понятие "защитной зоны объектов культурного наследия".
Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов (статья 34.1 Федерального закона от 05 апреля 2016 N 95-ФЗ).
Пунктами 1, 6 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных в соответствии со статьей 34 данного Федерального закона зонах охраны объекта культурного наследия устанавливаются защитные зоны объектов культурного наследия - территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 данной статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Из содержания пункта 3 статьи 34.1 Федерального закона от 05 апреля 2016 года N 95-ФЗ следует, что границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника; границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля.
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 м от линии внешней стены памятника (пункт 4 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ).
Одним из видов объектов культурного наследия являются ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия (статья 3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Судами установлено, что постановлением Правительства Московской области от 13 марта 2002 года N "Об утверждении списка памятников истории и культуры" Усадьба "Чижово" пос. Вишняки, Разинское ш.д. 10-12, флигель северный, кон. XVIII - нач. XIX вв.; флигель южный, кон. XVIII - нач. XIX вв.; ворота и ограда, нач. XIX в; парк, кон. XVIII - нач. XIX вв. включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу, земельный участок расположен в границах общего контура ансамбля - Усадьба "Чижово".
Также земельный участок истца граничит с земельным участком, на котором расположен выявленный объект культурного наследия "Усадьба "Чижово", корпус хозяйственный".
Из генерального плана городского округа Балашиха, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 27 декабря 2017 года N следует, что данный земельный участок расположен в границах населенного пункта, в функциональной зоне "Ж-2" - зоне застройки индивидуальными жилыми домами. На карте зон с особыми условиями использования территории в границах муниципального образования земельный участок отображен в границах объекта культурного наследия регионального значения - Усадьба "Чижово".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 27 декабря 2017 года N 03/50, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне "Ж-2" - зоне застройки индивидуальными жилыми домами. На карте градостроительного зонирования с отображением границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия земельный участок расположен в границах объекта культурного наследия регионального значения - "Усадьба "Чижово".
Сведения о том, что данный объект включен в единый государственный реестр объектов культурной наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (номер в реестре N) содержится на официальном портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации "адрес"). Также сведения о границах защитной зоны такого объекта в графическом формате отображены на геопортале Подмосковья ("адрес"), отображающий сведения из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области.
Учитывая изложенное, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным, соответствующим нормам материального права и прав административного истца не нарушает.
Доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции административного истца в судах и доводам апелляционной жалобы, направлены на несогласие с выводами судов об обстоятельствах дела, неправильном применении норм материального права.
Вместе с тем, судами указанным доводам надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, установленные обстоятельства, подтверждаются имеющими в деле доказательствами, существенного нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 23 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Журавлевой Л.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.