Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2022 года гражданское дело по иску Клещевой Анны Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоусманскому району Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии и понуждении включить в специальный стаж определенные периоды работы
по кассационной жалобе Клещевой Анны Николаевны
на решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 18 мая 2018 года по гражданскому делу N 2-456/2018 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 июля 2018 года по гражданскому делу N 33-4946/2018, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Клещева А.Н. обратились с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоусманскому району Воронежской области (далее по тексту - ГУ - УПФР по Новоусманскому району Воронежской области) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии и понуждении включить в специальный стаж определенные периоды работы.
Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 18 мая 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 июля 2018 года, исковые требования Клещевой А.Н. удовлетворены частично: на ГУ - УПФР по Новоусманскому району Воронежской области возложена обязанность включить в специальный стаж Клещевой А.Н. период работы с 25 августа 1995 года по 15 июля 1996 года в должности учителя начальных классов средней школы им. Ч. Валиханова (ныне -общеобразовательной школы N 157). В удовлетворении требований Клещевой А.Н. о включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя начальных классов: с 16 июля 1996 года по 31 августа 2002 года средней школы им. Ч. Валиханова (ныне - общеобразовательной школы N 157), с 1 сентября 2002 года по 9 января 2004 года гимназии N 27 и с 10 января 2004 года по 25 марта 2005 года частной школы "Ак-Ниет", расположенных на территории Республики Казахстан, а также признании незаконным решения ответчика от 7 марта 2018 года N 4472/18 об отказе в назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, отказано.
В поданной кассационной жалобе Клещева А.Н. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Поскольку судебные акты обжалуются в части отказа в удовлетворении исковых требований Клещевой А.Н, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Судом на основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоусманскому району Воронежской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области.
Заслушав доклад судьи, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно записей в трудовой книжке Клещевой А.Н, проживая в Республике Казахстан, в период с 25 августа 1995 года по 31 августа 2002 года, истец работала в должности учителя начальных классов школы им. Валиханова (с 25 января 1993 года имеющей наименование средней школы N 157), с 1 сентября 2002 года по 9 января 2004 года в должности учителя начальных классов в школе-гимназии N 27, с 10 января 2004 года по 25 марта 2005 года в этой же должности в частной школе "Ак-Ниет". С 1 сентября 2008 года по настоящее время Клещева А.Н. работает в должности учителя начальных классов в Новоусманской средней общеобразовательной школе N 3 Воронежской области.
Решением ГУ - УПФР по Новоусманскому району Воронежской области от 7 марта 2018 года N 4472/18 Клещевой А.Н. отказано в установлении с 9 января 2018 года пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с отсутствием требуемого льготного стажа - 25 лет.
Из содержания направленного Клещевой А.Н. письма следует, что ГУ - УПФР по Новоусманскому району Воронежской области не включены в специальный стаж истца спорные периоды работы в образовательных учреждениях для детей Республики Казахстан по причине отсутствия подтверждения от компетентных органов Республики Казахстан страхового стажа истца, а также в связи с принятием 16 июля 1996 года Закона Республики Казахстан N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", который не предусматривал назначение пенсии педагогическим работникам за выслугу лет. По расчету пенсионного органа специальный стаж истца на 9 января 2018 года составил 16 лет 09 месяцев 09 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Клещевой А.Н. о включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя начальных классов: с 16 июля 1996 года по 31 августа 2002 года средней школы им. Ч. Валиханова (ныне - общеобразовательной школы N 157), с 1 сентября 2002 года по 9 января 2004 года в гимназии N 27 и с 10 января 2004 года по 25 марта 2005 года - в частной школе "Ак-Ниет", расположенных на территории Республики Казахстан, а также признании незаконным решения ответчика от 7 марта 2018 года N 4472/18 об отказе в назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, суд первой инстанции исходил из того, что в Республике Казахстан 16 июля 1996 года принят Закон N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", которым приостановлено действие нормы, предусматривающей право на пенсию за выслугу лет работникам народного образования, который в последствии был признан утратившим силу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что истец в спорные периоды работы на территории Республики Казахстан не приобрела льготный трудовой стаж по законодательству данного государства, в связи с чем, оснований для включения таких периодов работы в специальный стаж истца в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения в стаж истца спорных периодов работы и об отказе в назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, в том числе, Республикой Казахстан, и Российской Федерацией подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Однако суды при рассмотрении требований Клещевой А.Н. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения вышеуказанных норм закона, устанавливающих возможность учета страхового стажа, приобретенного на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года, не применили к спорным отношениям, и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы Клещевой А.Н. в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в связи с этим оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В материалы дела представлены документы о выполнении в спорные периоды Клещевой А.Н. педагогической деятельности в учреждениях для детей, а именно копии трудовой книжки, справки N 340 от 22 июля 2015 года, справки N 177 от 2 сентября 2015 года, справки N 51-12/2 от 7 октября 2015 года, архивной справки N 103 от 23 февраля 2018 года, справки N 104 от 23 февраля 2018 года.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Судами положения норм права, устанавливающих порядок подтверждения, в том числе, в судебном порядке, страхового стажа, учтены не были.
Суждение судов о том, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Казахстан, как государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года, отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, в связи с чем, стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, в Республике Казахстан не может быть учтен, также нельзя признать правомерным, поскольку истец проживает на территории Российской Федерации, спор об определении оснований для включения в специальный стаж периодов работы подлежал разрешению с учетом указанных норм законодательства.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Приведенное выше свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведенного выше, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены решения Новоусманского районного суда Воронежской области от 18 мая 2018 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 июля 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Клещевой Анны Николаевны о включении в специальный стаж спорных периодов работы, а также признании незаконным решения ответчика от 7 марта 2018 года N 4472/18 об отказе в назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и направления дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 18 мая 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 июля 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Клещевой Анны Николаевны о включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя начальных классов: с 16 июля 1996 года по 31 августа 2002 года средней школы им. Ч. Валиханова (ныне - общеобразовательной школы N 157), с 1 сентября 2002 года по 9 января 2004 года - в гимназии N27 и с 10 января 2004 года по 25 марта 2005 года - в частной школе "Ак-Ниет", расположенных на территории Республики Казахстан, а также признании незаконным решения ответчика от 7 марта 2018 года N 4472/18 об отказе в назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Новоусманский районный суд Воронежской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.