Дело N 88-14467/2022
г. Саратов 23 июня 2022 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Юдиной С.В, рассмотрел 23 июня 2022 года гражданское дело по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области к Антоновой Светлане Владимировне о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области
на решение мирового судьи судебного участка N 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области от 28 декабря 2021 года по гражданскому делу N 2-1157/2021 и апелляционное определение Кантемировского районного суда Воронежской области от 24 марта 2022 года по гражданскому делу N 11-3/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее по тексту-УМВД России по Липецской области) обратилось в суд с иском к Антоновой С.В. о взыскании денежных средств.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области от 28 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 24 марта 2022 года, исковые требования УМВД России по Липецской области оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе УМВД России по Липецской области просит об отмене решения мирового судьи и апелляционного определения, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для возврата денежных средств, выплаченных ответчику как участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений мировым судьей и судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, Антонова С.В. прибыла в Липецкую область и была зарегистрирована по месту пребывания с 16 февраля 2017 года по адресу: "адрес", мкр. 9-й, "адрес".
30 января 2017 года Антоновой С.В. выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом сроком действия до 30 января 2020 года, субъектом Российской Федерации, выбранным для постоянного места жительства, определена Липецкая область.
16 февраля 2017 года Антонова С.В. поставлена на учет в качестве участника Государственной программы в УМВД РФ по Липецкой области.
4 октября 2018 года согласно памятке Антонова С.В. проинформирована о том, что за выезд на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации ранее трех лет с момента постановки на учет в качестве участника Государственной программы предусмотрена ответственность в виде взыскания выплат.
Согласно материалам дела, на основании заявлений Антоновой С.В. от 4 октября 2018 года из федерального бюджета Российской Федерации произведены компенсационные выплаты в сумме 25400 рублей, из них 20000 рублей - единовременное пособие на обустройство переселенцам (платежное поручение N от 24 декабря 2018 года), 5400 рублей - компенсация госпошлины переселенцам (платежное поручение N от 24 декабря 2018 года).
Согласно сведениям адресной справки ОАСР УВМ УМВД России по Липецкой области и начальника ОМВД по Кантемировскому району Воронежской области от 16 августа 2021 года N 10974, следует, что Антонова С.В. с 24 октября 2018 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес".
22 марта 2021 года письмом УМВД России по Липецкой области сообщено Антоновой С.В. о необходимости возврата ранее произведенных ей компенсационных выплат в размере 25400 рублей, в связи с нарушением пункта 29 Указа Президента от 22 июня 2006 года N 637.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, Антонова С.В. с 25 июля 2018 года по 25 июля 2019 года была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес", мкр. 9-й, "адрес"; с 13 апреля 2021 года по 12 июля 2021 года была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес".
Как следует из договора найма жилого помещения от 23 августа 2017 года, зарегистрированного в установленном законом порядке, Антонова С.В. являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", мкр. 9-й, "адрес" на срок на 1 год.
Согласно копии договора найма жилого помещения от 4 января 2019 года Антонова С.В. являлась нанимателем квартиры, расположенной по адресу: "адрес", с 4 января 2019 года по настоящее время.
Из справки ИП Чахоян А.С. от 20 октября 2021 года следует, что Антонова С.В. работает по трудовому договору в магазине ИП Чахоян А.С, находящемуся по адресу: "адрес", стр. N, в качестве продавца с 2 ноября 2016 года.
Согласно копии трудовой книжки Антонова С.В. с 16 декабря 2020 года по 8 июня 2021 года работала в ООО "Петровский Альянс" в подразделении по адресу: "адрес", в должности администратора.
В соответствии с характеристикой от 27 декабря 2021 года, выданной УУП ОП N 3 УМВД России по г. Липецку, Антонова С.В, зарегистрированная по адресу: "адрес", проживает по адресу: "адрес", с 4 января 2019 года и по настоящее время.
Из медицинских документов, следует, что Антонова С.В. обращалась за получением медицинской помощи в ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 2", расположенном по адресу: г. Липецк, 16 июля 2019 года, 30 декабря 2019 года.
Согласно справке N 213 от 16 декабря 2021 года, выданной администрацией Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, Антонова С.В, зарегистрированная по адресу: "адрес", по данному адресу не проживает.
Согласно характеристике УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Кантемировскому району от 27 декабря 2021 года, Антонова С.В, зарегистрированная по адресу: "адрес", фактически по данному адресу не проживает.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).
Из раздела II Государственной программы следует, что ее целями является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе, на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство (подъемных).
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты подъемных участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 N 270.
В соответствии с пунктом 29 Государственной программы аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в качестве участника Государственной программы или члена его семьи в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по такому субъекту Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с предоставлением государственных гарантий и социальной поддержки в соответствии с подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 20 Государственной программы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанных правовых норм основанием нарушения Государственной программы и взыскания пособия является выезд на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника программы, ранее, чем через три года со дня постановки на учет в качестве участника Государственной программы или члена его семьи в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по такому субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 270, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 29 Государственной программы, в течение 3 рабочих дней со дня их наступления уведомляет получателя пособия о необходимости возмещения понесенных государством затрат, связанных с выплатой пособия.
Возврат ранее выплаченных денежных средств осуществляется путем перечисления их в федеральный бюджет в срок, не превышающий 90 дней со дня наступления таких случаев.
В случае если получатель пособия не возвратил указанные денежные средства в установленный срок, пособие взыскивается с него территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований УМВД России по Липецской области, мировой судья и суд апелляционной инстанции исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, обоснованно пришли к выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений Государственной программы, установив факт постоянного проживания ответчика по месту его пребывания в г. Липецке Липецкой области, указанной в свидетельстве об участнике Государственной программы.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Указ Президента от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе истцом доводы о наличии оснований для возврата денежных средств, по существу сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Ссылки истца в кассационной жалобе на смену ответчиком места жительства до истечения 3-х летнего срока со дня постановки на учет в качестве участника Программы, суд находит несостоятельными, т.к. судами установлен факт проживания и работы ответчика на территории субъекта Липецкой области.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение Кантемировского районного суда Воронежской области от 24 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области - без удовлетворения.
Судья С.В. Юдина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.