Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Солтыс Е.Е, Захарова В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белгородского района Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беломестненского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области, администрации Белгородского района Белгородской области об обязании создать и оборудовать в п. Северный-Первый Беломестненского сельского поселения контейнерные площадки - места накопления ТКО для жителей улицы Солнечная в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий муниципальных образований, по кассационному представлению прокурора Белгородской области на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 28 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Солтыс Е.Е, представителя истца - прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лаптева О.Н, поддержавшего доводы представления, судебная коллегия
установила:
прокурор Белгородского района Белгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию Белгородского района Белгородской области, администрацию Беломестненского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области создать и оборудовать в п. Северный-Первый Беломестненского сельского поселения контейнерные площадки - места накопления ТКО для жителей ул. Солнечная в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий муниципальных образований, а также реестром и схемой размещения контейнерных площадок на территории сельского поселения.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в рамках осуществления прокурором полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации, в ходе надзора за исполнением органами местного самоуправления законов в жилищно-коммунальной сфере установлено отсутствие на территории п. Северный-Первый Беломестненского сельского поселения мест (площадок) накопления ТКО, в частности, для жителей ул. Солнечной, что свидетельствует о неисполнении обязанности, возложенной на органы местного самоуправления положениями п. 18 ч. 1, с. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.6 ст. 6.4 Закона Белгородской области от 30 марта 2005 N 177 "Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области" обязанности по организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО, нарушении требований Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 N 3, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Решением Белгородского районного суда Белгородской области от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17 февраля 2022 года в иске отказано.
В кассационном представлении заявителем ставится вопрос об отмене принятых судебных решений ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены определения суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом при рассмотрении данного дела.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Как установлено судом и следует из материалов дела, сбор и вывоз ТКО для жителей ул. Солнечная п. Северный-Первый Белгородской области организован бесконтейнерным (пакетированным) способом, который заключается в том, что жильцы оставляют за территорией домовладений пакеты с ТБО, сбор и вывоз которых осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО - ООО "Центр экологической безопасности".
Позиция прокурора по делу заключалась в том, что данный способ складирования ТКО является незаконным и подлежит приведению в соответствие с требованиями законодательства путем оборудования контейнерных площадок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что бесконтейнерный (пакетированный) способ сбора и вывоза ТКО на территориях индивидуальной жилищной застройки, к каким относится ул. Солнечная в п. Северный-Первый, допускается п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами N 1156, а также п. 6 постановления Правительства Белгородской области от 21 ноября 2016 N 400-пп "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Белгородской области".
С такими выводами судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается поскольку они сделаны без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Аналогичные полномочия в области обращения с ТКО закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены частные домовладения.
Пункт 10 Правил обращения с ТКО предусматривает в качестве способа накопления твердых коммунальных отходов их складирование в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Отказывая в удовлетворении иска со ссылками на законность бесконтейнерного (пакетированного) способа сбора и вывоза ТКО на территориях индивидуальной жилищной застройки, суд не учел, что при этом региональный оператор по обороту с ТКО не обеспечивает население поселка пакетами (иными емкостями) для накопления ТКО.
Во исполнение ч.20 ст.12 Федерального закона от 29 мая 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ООО "ЦЭБ" на своем официальном сайте в сети Интернет в газете "Белгородский известия" (N 073, N141) размещено предложение (публичная оферта) для физических лиц о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Данным типовым договором не предусмотрен такой способ сбора твердых коммунальных отходов как сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Поскольку типовым договором не предусмотрен бесконтейнерный способ складирования отходов, региональный оператор не обеспечивает население поселка пакетами (иными емкостями) для накопления ТКО, соответственно сбор и накопление ТКО может быть организовано только с контейнерных площадок, обязанность по созданию которых, в силу приведенных выше правовых норм, возложена на ответчика.
Данное обстоятельство имело значение для рассмотрения спора, однако осталось без должного внимания и оценки суда.
Вывод суда о невозможности обустройства контейнерной площадки с соблюдением требований санитарных правил основан только на утверждении представителя ответчика и не проверен судом.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства находит, что допущенные по делу нарушения норм права являются существенными, непреодолимыми, и приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17 февраля 2022 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства по настоящему делу и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17 февраля 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Белгородский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.