Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А.
судей Спрыгиной О.Б, Балашова А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением видеоконференц- связи "ТелеМост" гражданское дело по иску комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Узловский район к Рощупкиной Елене Ивановне о взыскании задолженности по арендной плате по встречному иску Рощупкиной Е.И. к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Узловский район об оспаривании размера арендной платы
по кассационной жалобе комитета по имущественным и земельным отношениям администрации муниципального образования Узловский район на решение Узловского городского суда Тульской области от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 19 января 2022 года
заслушав докладчика по делу судью Спрыгину О.Б, представителя комитета по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский района Кочкина О.В, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
комитет по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район обратился в суд с иском к Рощупкиной Е.И. о взыскании задолженности по арендной плате 538660, 21 руб, пени 26933, 01 руб, всего 565593, 22 руб.
Рощупкина Е.И. обратилась в суд с встречными исковыми требованиями к комитету по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район об оспаривании размера арендной платы.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 26 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тульского областного суда от 19 января 2022 года, исковые требования комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Узловский район и встречные исковые требования Рощупкиной Е.И. удовлетворены частично, с Рощупкиной Е.И. в пользу комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Узловский район взыскана задолженность по договору аренды N от 2 сентября 2013 года по арендной плате за период с 2 августа 2018 года по 1 октября 2020 года в размере 92552, 48 руб, пени за период с 1 января по 30 сентября 2020 года в сумме 16983, 72 руб.
С Рощупкиной Е.И. в доход муниципального образования Узловский район взыскана госпошлина в размере 3391 руб.
В кассационной жалобе комитет по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район оспаривает законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении дела не допущено.
Из материалов дела следует, что 2 сентября 2013 года между комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район и Рощупкиной Е.И. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 250 кв. метров с разрешенным использованием для размещения производственных и административных зданий, расположенного между домами 95 и 93 по "адрес", с расчетом арендной платы прилагаемой к договору, являющемся его неотъемлемой частью.
Согласно п.2.1 договор заключен на 7 лет, размер арендной платы устанавливается в соответствии с действующим законодательством (п. 3.1).
Между комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район и Рощупкиной Е.И. в приложении N к договору согласован размер годовой арендной платы в сумме 41176, 88 руб, как произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования (Ки в соответствии с решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 19.09.2011 N40-295, %) 15%.
В силу п. 3.3 указанная плата подлежала внесению до 20 числа месяца, следующего за месяцем заключения договора, а в дальнейшем - ежемесячно за текущий месяц до 20 числа текущего месяца.
Согласно п. 3.5 договора размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора в случае изменения порядка определения размера арендной платы, либо изменения показателей, применяемых для ее расчета: кадастровой стоимости участка или коэффициента использования.
Этот размер изменяется не чаще одного раза в год (п. 3.6). Об изменении платы и дате возникновения обязательств по уплате ее в измененном размере арендатор уведомляется арендодателем в письменной форме заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному арендатором при заключении договора (п. 3.7).
Дополнительным соглашением к договору от 11 июля 2014 года изменен пункт 3.2 договора в связи с изменением кадастровой стоимости участка. Размер платы составил 53498, 25 рубля в год. К соглашению приложен расчет арендной платы, где также изменена кадастровая стоимость участка.
В последующем истец 25 января 2017 года уведомлял ответчика об изменении размера платы с 01 января 2017 года до 123628, 50 рубля в связи с изменением кадастровой стоимости участка.
Следующее уведомление имело место 20 июля 2020 года об изменении размера арендной платы в связи с изменением коэффициента со 2 августа 2018 года с увеличением на 40%, в связи с чем годовая арендная плата составила 329676 рублей. К уведомлению прилагался расчет арендной платы, где коэффициент указан по решению Собрания представителей муниципального образования г. Узловая Узловского района от 15 октября 2015 года N 31-95.
Дополнительным соглашением от 01 октября 2020 года указанный договор расторгнут.
Решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 19 сентября 2011 года N 40-295 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Узловский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которым определен размер годовой арендной платы как произведение кадастровой стоимости на коэффициент разрешенного использования, установленный приложением к данному Положению. При этом если разрешенному использованию земельного участка соответствует несколько коэффициентов использования Ки, то для расчета размера арендной платы применяется максимальное значение коэффициента использования Ки.
Из материалов дела следует, что данным положением устанавливалось 10 коэффициентов для различных видов разрешенного использования.
Для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства устанавливался коэффициент 2%. Для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, устанавливался коэффициент 3, 45%.
Как следует из материалов дела решение Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 12 августа 2013 года N 79-495 в вышеуказанное постановление внесены изменения в приложение 1, в связи с чем устанавливалось 14 коэффициентов для различных видов разрешенного использования участков.
Для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, установлен коэффициент 4, 3% для кадастрового квартала, в котором находится спорный участок, а для участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства -2% в данном кадастровом квартале.
Коэффициент 15% устанавливался для участков площадью от 100 до 500 кв. метров для участков, предназначенных для объектов торговли, общественного питания, объектов дорожного сервиса, автозаправочных станций любых типов.
Решение N 40-295 изменений не претерпевало, а утвержденное им Положение утратило силу в связи с введением нового Положения решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 06 октября 2016 года N 58-390.
Данным Положением предусматривалось 12 коэффициентов для различных видов использования. При этом для данного кадастрового квартала по одному из них предусматривалась дифференциация в зависимости от площади участка.
Для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, установлен коэффициент 4, 3% для кадастрового квартала, в котором находится спорный участок, а для участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства -2% в данном кадастровом квартале. Коэффициент 15% устанавливался для участков площадью от 100 до 500 кв. метров для участков, предназначенных для объектов торговли, общественного питания, объектов дорожного сервиса, автозаправочных станций любых типов.
Решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 31 июля 2018 N 89-648 в Положение, утвержденное решением N 58-390 внесены изменения, согласно которым установлено 6 коэффициентов: для участков с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; для жилой застройки; для объектов гаражного назначения; для общественного использования объектов капитального строительства, производственной деятельности, транспорта 2%; для предпринимательства 40%; для отдыха (рекреации).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходя из того, что истцом в одностороннем порядке изменены размер арендной платы и размер коэффициента, участок отнесен к разрешенному использованию, который противоречит указанному в договоре аренды и сведениям из ЕГРН, что подлежало согласованию с арендатором, поскольку затрагивало изменения, внесение которых сторонами при заключении договора не оговаривалось, установив нарушение ответчиком срока оплаты арендных платежей, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требований комитета по имущественным и земельным отношениям администрации муниципального образования Узловский район и взыскал задолженность применив размер арендной платы, исчисленной в соответствии с действующим законодательством и условиями договора, в размере, котором истец предъявлял к взысканию с ответчика, обратившись с заявлением о выдаче судебного приказа, частично отказав в удовлетворении встречных исковых требований Рощупкиной Е.И.
У судебной коллегии Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены, изменения апелляционного определения не имеется, поскольку при разрешении спора судами правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, представленным в материалы дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец по своему усмотрению, произвольно изменил вид разрешенного использования земельного участка, не согласовал с арендатором изменения, были предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Довод кассационной жалобы о том, что при заключении договора аренды оснований для применения коэффициента 15% согласно решению N 40-295 от 19 сентября 2011 года для исчисления арендной платы не имелось, как не имелось и для применения в дальнейшем Ки в размере 40% на основании решения N 58-390 от 6 октября 2016 года, в связи с тем, что по сведениям правовой системы "Консультант Плюс" данные решения не были опубликованы в установленном порядке для всеобщего сведения отклоняются судебной коллегией Первого кассационного суда общей юрисдикции по следующим основаниям.
Согласно статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации на арендатора возложена обязанность своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в силу положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки и не вправе применять другой размер арендной платы, поэтому независимо от предусмотренного договором порядка изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Как следует из пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из Положения, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 6 октября 2016 года N 58-390 для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, установлен коэффициент 4, 3% для кадастрового квартала, в котором находится спорный участок, а для участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства -2% в данном кадастровом квартале. Коэффициент 15% устанавливался для участков площадью от 100 до 500 кв. метров для участков, предназначенных для объектов торговли, общественного питания, объектов дорожного сервиса, автозаправочных станций любых типов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами при рассмотрении дела правильно определен предмет доказывания и распределено бремя доказывания. При этом судами требования процессуального законодательства при рассмотрении спора не нарушены.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.