Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Матросовой Г.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-835/2021 по исковому заявлению Ельшаевой О.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Липецкой области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Липецкой области о взыскании дополнительного материального стимулирования, процентов, возмещении морального вреда, по кассационной жалобе Ельшаевой О.В.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 января 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Ельшаева О.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Липецкой области (далее - Межрайонная ИФНС N по Липецкой области), Управлению Федеральной налоговой службы России по Липецкой области (далее - УФНС России по Липецкой области) о взыскании дополнительного материального стимулирования, процентов, возмещении морального вреда.
Решением Лебедянского районного суда Липецкой области от 25 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Ельшаевой О.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 января 2022 года решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 25 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Ельшаевой О.В. изложена просьба об отмене апелляционного определения в связи с нарушением норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ельшаева О.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС N по Липецкой области, последняя замещаемая должность - начальник отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России N по Липецкой области.
Согласно разделу 4 служебного контракта N, заключенного с Ельшаевой О.В. 03 августа 2020 года, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных зданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС России N по Липецкой области, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи..
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России N по Липецкой области от 31 марта 2021 года N служебный контракт с Ельшаевой О.В. расторгнут, она уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с приказом УФНС России по Липецкой области от 23 апреля 2021 года N во исполнение письма ФНС России от 12 апреля 2021 года N "О материальном стимулировании государственных гражданских служащих" утверждено распределение средств дополнительного материального стимулирования государственных гражданских служащих в 2021 году.
Приказом от 16 апреля 2021 года N Межрайонной ИФНС России N по Липецкой области утверждена Комиссия по оценке эффективности деятельности налоговых органов и распределению средств федерального бюджета, направляемых на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.
Решением Комиссии Межрайонной ИФНС России N по Липецкой области по подготовке предложений о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС N по Липецкой области, оформленным протоколом от 4 мая 2021 года N, принято решение об установлении размера выплат средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2021 год.
Согласно указанному протоколу председатель комиссии ФИО5 предложила комиссии в связи с окончанием трудовых отношений не выплачивать средства материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда в 2021 году уволенным по собственной инициативе и в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, указано, что члены комиссии полностью поддержали председателя комиссии, однако решение по данному вопросу не принято.
Начальником межрайонной ИФНС России N по Липецкой области издан приказ от 04 мая 2021 года N "О материальном стимулировании федеральных государственных служащих ИФНС России в 2021 году сверх установленных фондов оплаты труда", приложением к данному приказу являются списки работников Межрайонной ИФНС N по Липецкой области на получение материального стимулирования, в который Ельшаева О.В. не включена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что выплата дополнительного материального стимулирования предусмотрена государственным гражданским служащим соответствующих территориальных налоговых органов на основе комиссионной оценки эффективности деятельности конкретного государственного служащего с учетом его достижений и государственным гражданским служащим, уволенным из налогового органа в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, при ротации сотрудника в системе ФНС России и другим уважительным причинам, тогда как истец была уволена с занимаемой должности по сокращению штата, что не является уважительной причиной, пришел к выводу об отсутствии оснований для выплаты Ельшаевой О.В. дополнительного материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за январь-март 2021 года.
В связи с указанным полагал не подлежащими удовлетворению требования Ельшаевой О.В. о взыскании процентов за несвоевременную выплату средств дополнительного материального стимулирования и компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что Комиссия в рамках предоставленных ей полномочий определилаисчерпывающий перечень уважительных причин увольнения, в который не входит увольнение работника по его инициативе и в связи с сокращением должности, ответчиком было принято решение в пределах своей компетенции о выплате материального стимулирования только работникам, продолжающим трудовую деятельность, на основе комиссионной оценки эффективности деятельности конкретного государственного служащего с учетом его достижений, а также гражданским служащим, уволенным из налогового органа в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, при ротации сотрудника в системе ФНС России и другим уважительным причинам.
При этом отметил, что дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих служит цели материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, продолжающих трудовые отношения, в целях закрепления кадрового потенциала. В данном случае истец не пожелала продолжать трудовые отношения с ответчиком, отказавшись от предложенных вакансий, что, по мнению суда апелляционной инстанции, расценивается как увольнение без уважительной причины.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствующими нормам материального и процессуального права.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.
Для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а так же подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в территориальных органах Федеральной налоговой службы, основными задачами которых являются оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов, качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими, а также подготовка и представление начальниками нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих (п.5 Порядка).
Из приведенных выше норм следует, что выплата денежных средств материального стимулирования предусмотрена государственным гражданским служащим соответствующих территориальных налоговых органов на основе комиссионной оценки эффективности деятельности конкретного государственного служащего с учетом его достижений и качества исполнения им должностных обязанностей.
Отказывая в удовлетворении заявленных Ельшаевой О.В. требований, суды исходили из того, что Комиссия по оценке эффективности деятельности межрайонной ИФНС России N по Липецкой области в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России определилаисчерпывающий перечень уважительных причин увольнения (в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, при ротации сотрудника в системе ФНС России и другим уважительным причинам), указав на то, что увольнение в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе нельзя признать связанным с уважительными причинами, поскольку у истца имелась возможность продолжить службу в налоговом органе, заключив служебный контракт на занятие предложенных должностей.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили приведенные выше правовые нормы к спорным правоотношениям.
Между тем из приведенных нормативных положений следует, что по смыслу указанных выше положений закона выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФНС России осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей в соответствии со служебным контрактом.
Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу с учетом заявленных Ельшаевой О.В. требований, являются: оценка эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговую инспекцию, конкретный вклад гражданского служащего в выполнение указанных задач, период исполнения должностных обязанностей, за который поступили дополнительные бюджетные ассигнования.
Учитывая указанные выше нормативные положения, данная оценка должна быть отражена в решении Комиссии по оценке эффективности деятельности межрайонной ИФНС России N по Липецкой области.
Судебные инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права данные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не установили.
Так, из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что согласно протоколу заседания Комиссии по подготовке предложения о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ФНС N по Липецкой области оценка эффективности и качества исполнения должностных обязанностей Ельшаевой О.В, достижение ею показателей результативности профессиональной служебной деятельности, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговую инспекцию, конкретный вклад в выполнении указанных задач не проводилась, лишь в качестве предложений указано не выплачивать средства материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда уволенным по собственной инициативе и в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, при этом само по себе решение по данному вопросу не принято.
Однако какой-либо правовой оценки судебных инстанций эти обстоятельства, как имеющие существенное значение для дела, не получили.
При этом суждение судебных инстанций относительно неуважительности причин расторжения трудового договора по пункту 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ не соответствует данному закону, поскольку указанная норма предусматривает расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а не по инициативе гражданского служащего.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования приведенных норм процессуального права, в частности о том, что суд на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены.
В нарушение части 4 статьи 198, части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции и в апелляционном определении указанные выше обстоятельства своего отражения не нашли.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 января 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Лебедянский районный суд Липецкой области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.