N 88-13012/2022
N 2-444/2021
г. Саратов 24 июня 2022 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ефимовой Д.А, рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая Роща" к Власову А.А, Власову А.В, Власовой Л.А. о взыскании задолженности за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе Власова А.В. на решение мирового судьи судебного участка Шаблыкинского района Орловской области от 20 октября 2021 года и апелляционное определение Урицкого районного суда Орловской области от 25 января 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания "Зеленая Роща" обратилось в суд с иском к Власову А.А, Власову А.В, Власовой Л.А. о взыскании задолженности за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование заявленных требований указало, что ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области сроком на 10 лет с 1 января 2019 г. За период с января 2019 по июля 2020 года ответчики плату за указанную коммунальную услугу не вносили, в связи с чем образовалась задолженность. Просило взыскать с ответчиков задолженность за коммунальную услугу обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 31 июля 2020 г. в размере 7427 руб. 90 коп, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 400 руб.
Решение мирового судьи судебного участка Шаблыкинского района Орловской области от 20 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Урицкого районного суда Орловской области от 25 января 2022года, исковые требования ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных.
Кассационная жалоба в порядке ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела не допущено.
Как следует из материалов дела, между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО "УК "Зеленая роща", получившим статус регионального оператора на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 24.07.2018 г. N 3, заключено соглашение N 222-Д/18 от 24.08.2018 г. об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 г. N 651-Т единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с 1 января 2019 г, который составил для населения 469 руб. 42 коп. куб/м. Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 19.12.2019 г. N 527-Т единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с 1 января 2020 г. За период с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. он составил для населения 436 руб. 35 коп. куб/м. За период с 1 июля 2020 г. по 3 декабря 2020 г. он составил для населения 442 руб. 9 коп. куб/м.
Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с которыми норматив накопления, куб. м/год на 1 проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории городского округа составляет 2, 500 куб. м/год.
С 1 января 2019 региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
19 декабря 2019 г. между ООО "УК "Зеленая роща" и ООО "Экоград" заключен договор NЭА-ТКО-20209-07 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов в Сосновском, Шаблыкинском и Урицком Орловской области.
Судом установлено, что ответчики, а так же несовершеннолетние Власова М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес", собственником которого является Власов А.А.
За период с 01января 2019 по 31 июля 2020 года ответчики плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не вносили, в связи с чем перед ООО "УК "Зеленая роща" образовалась задолженность в размере 7427 руб.90 коп.
Руководствуясь положениями статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, установив, что истцом фактически оказывались услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, мировой судья пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании задолженности с ответчиков.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорное правоотношение.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
28 декабря 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области "Орловская правда" региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявитель проживает по иному адресу и не должен повторно оплачивать коммунальную услугу, не свидетельствуют о неправильности выводов судов.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Судами установлено, что по адресу: "адрес", зарегистрирован собственник жилого помещения Власов А.А, и члены его семьи, а также Власов А.В, исходя из проживания которых в жилом помещении производится начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела (наличия зарегистрированных в жилом помещении граждан, с учетом количества которых производится начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами), проживание ответчика по другому адресу не освобождает его от несения обязанности по оплате указанного вида коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила N 354 не содержат.
По существу доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка Шаблыкинского района Орловской области от 20 октября 2021 года и апелляционное определение Урицкого районного суда Орловской области от 25 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Власова А.В. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Ефимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.