Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К, Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-4775/2021 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельных участках, по кассационной жалобе Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
У с т а н о в и л а:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельных участках, расположенных по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено наличие отходов от сноса и разборки зданий, объемом не менее 7000-10000 куб.м, площадью размещения - не менее 5000 кв.м, на земельных участках, расположенных в границах Верх-Исетского района муниципального образования г. Екатеринбург. Данные участки не разграничены, сведения о правообладателях участков отсутствуют, в связи с чем, обязанность по ликвидации отходов подлежит возложению на ответчика, как уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами. Наличие отходов на земельных участках способно повлечь распространение пожаров, причинить вред окружающей среде, повлечь иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15 октября 2021 года требования удовлетворены. На Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов, размещенных на земельных участках с указанием их координат.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2022 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Свердловской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В суде кассационной инстанции прокурор Ботев В.Ю. возражал против удовлетворения доводов жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении дела не допущено.
Судами установлено, что несанкционированное размещение отходов осуществляется на земельном участке с кадастровым номером N и земельном участке, расположенном в кадастровом квартале N. Указанные участки не предоставлены каким-либо субъектам, относятся к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, расположены на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в границах Верх-Исетского района.
В составе отходов выявлены: мусор от сноса и разборки зданий, отходы сучьев, ветвей и вершинок от лесоразработок, древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом строительного кирпича незагрязненный, лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений, отходы грунта при проведении земляных работ, покрышки пневматических шин отработанные IV класса опасности, отходы теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна, отходы рубероида, отходы при демонтаже автотранспортных средств.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22 Федерального закона от 25 октября 2011 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Положением "О Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области", утверждённым постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2012 года N824-ПП, пришел к выводу о недопустимости несанкционированного размещения отходов производства и потребления, нарушении, тем самым, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Возлагая обязанность по ликвидации отходов на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, суд исходил из того, что указанное Министерство является представителем собственника земельных участков, на которых имеется несанкционированное размещение отходов, в связи с чем на нём лежит обязанность по организации мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда и их правовым обоснованием. Дополнительно сослался на п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 6, 8, 8.1, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", областной закон N77-ОЗ от 19 декабря 1997 года "Об отходах производства и потребления", п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N641", ст. 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Свердловской области от 24 ноября 2014 года N98-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", п. 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N607-ст.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку уполномоченным органом на ликвидацию несанкционированных свалок выступает другое министерство - Энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, утвердившее Региональную программу в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, несостоятельны, к отмене обжалуемых судебных актов не влекут.
Согласно ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из ст. 2 Закона Свердловской области от 24 ноября 2014 года N98-03 полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "г. Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
В соответствии с подп. 5 п. 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области данное министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "г. Екатеринбург". Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14 марта 2008 года N189-ПП утверждено Положение о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, согласно п. 15 которого в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами данное Министерство осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия: 1) участие в разработке и исполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами производства и потребления в части обращения с твердыми коммунальными отходами; 2) разработка, утверждение и реализация региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в порядке, установленном Правительством Свердловской области; 3) утверждение инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 4) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; 4-1) разработка порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); 5) проведение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, конкурсного отбора, на основании которого юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности; 5-1) заключение соглашений с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами; 6) участие в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Свердловской области; 7) разработка, общественное обсуждение, утверждение и корректировка территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из указанного Положения также следует, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области не обладает полномочиями по охране земель.
Как указано судами, доказательств, свидетельствующих о том, что на земельных участках обнаружены твердые коммунальные отходы, не приведено. В составе выявленных отходов обнаружены отходы (мусор) от сноса и разборки зданий, отходы сучьев, ветвей и вершинок от лесоразработок, древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом строительного кирпича незагрязненный, лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений, отходы грунта при проведении земляных работ, покрышки пневматических шин, отработанные IV класса опасности, отходы теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна, отходы рубероида, отходы при демонтаже автотранспортных средств
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25 мая 2018 года N 225 утверждена Региональная программа в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области как заказчик-координатор Региональной программы осуществляет следующие функции: 1) формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере обращения с отходами производства и потребления для муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, координируя действия всех исполнителей Региональной программы через заседания координационной комиссии; 2) взаимодействует, организует взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Свердловской области на софинансирование расходных обязательств, связанных с государственной поддержкой реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение целей, соответствующих Региональной программе; 3) осуществляет взаимодействие с юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами по вопросам реализации мероприятий Региональной программы; 4) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Региональной программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения на заседаниях координационной комиссии; 5) осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Региональной программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Региональную программу; 6) участвует в проверках хода реализации мероприятий Региональной программы; 7) размещает Региональную программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Региональной программы на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу приведённых положений законодательства самостоятельных полномочий в области ликвидации несанкционированных мест размещения отходов Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области согласно данной Региональной программе не имеет. В рамках контроля хода реализации Региональной программы осуществляется оценка эффективности реализации Региональной программы в соответствии с методикой, приведенной в гл. 5 Региональной программы, что также не накладывает на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области полномочия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области как орган государственной власти Свердловской области, наделенный ст. 2 Закона Свердловской области от 24 ноября 2014 года N98-ОЗ, пп. 5 п. 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Ссылка в жалобе на то, что суды н дали оценку бездействию Администрации Верх-Исетского района сводится к оспариванию выводов суда первой инстанции об отсутствии бездействия на стороне администрации и не могут служить основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Проверяя законность обжалуемых судебных постановлений, принятых судами первой и (или) апелляционной инстанций, кассационный суд общей юрисдикции устанавливает правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права этими судебными инстанциями при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, вместе с тем, суду кассационной инстанции не представлено право непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года N96-О-О, от 24 июня 2014 года N1393-О, от 23 декабря 2014 года N2773-О и др.).
Приходя к выводу об отсутствии на стороне Администрации Верх-Исетского района виновного бездействия, суд первой инстанции установил, что именно обращение указанного органа и представленные им материалы, собранные с привлечением ЕМУП "Спецавтобаза", послужили поводом для проведения прокурорской проверки по факту несанкционированного размещения отходов. Кроме того, в силу вышеприведенных норм обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возложена на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Отступления от этого принципа оправданы только, когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
Определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.