Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-9624/2021 по иску Джафаровой Дианы Магеррамовны к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения об отказе в представлении регионального материнского (семейного) капитала, возложении обязанности назначить и выплатить материнский (семейный) капитал, по кассационной жалобе Джафаровой Дианы Магеррамовны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 01 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Джафарова Д.М. обратилась в Ленинский районный суд г. Тюмени с иском к Государственному казенному учреждению "Центр обеспечения социальной поддержки" о признании незаконным решения об отказе в представлении регионального материнского (семейного) капитала на основании решения Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, возложении обязанности назначить и выплатить материнский капитал в размере 150 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N503-п "О региональном материнском (семейном) капитале".
Требования мотивированы тем, что она с рождения проживает в Тюменской области. Со 02 августа 2013 года по 22 февраля 2019 года была зарегистрирована в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 22 февраля 2019 года и по настоящее время в городе Тюмени. 05 мая 2021 года она родила ребенка, в связи с чем обратилась в Государственное казенное учреждение "Центр обеспечения социальной поддержки" с заявлением о выплате средств материнского (семейного) капитала в размере 150 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N503-п "О региональном материнском (семейном) капитале", в выплате ей отказано по причине неподтверждения факта проживания на территории Тюменской области в течение 5 лет подряд. С принятым решением она не согласна.
Определением Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 сентября 2021 года произведена замена ответчика с Государственного казенного учреждения "Центр обеспечения социальной поддержки" на Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Тюмени.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 01 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 марта 2022 года исковые требования Джафаровой Д.М. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Джафарова Д.М. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Тюмени от 01 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 марта 2022 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В доводах кассационной жалобы повторяет свою позицию, изложенную ранее в судах первой и апелляционной инстанций. Настаивает на том, что имеет право на получение регионального материнского капитала, поскольку живет в г. Тюмени и здесь же родила ребенка. Период проживания в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подлежит включению в срок проживания на территории Тюменской области в силу положений Устава Тюменской области от 30 июня 1995 года N6, поскольку Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ входят в состав Тюменской области. Нормативные акты, примененные судами при разрешении спора, а также иные нормативные акты, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки, не устанавливают исключения или ограничения для проживавших на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 22 февраля 2019 года и по настоящее время Джафарова Д.М. проживает в г. Тюмени. С 02 августа 2013 года по 22 февраля 2019 года проживала в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
05 мая 2021 года у Джафаровой Д.М. родился первый ребенок "данные изъяты".
15 мая 2021 года Джафарова Д.М. обратилась в Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района с заявлением о выплате регионального материнского (семейного) капитала в размере 150 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N 503-п "О региональном материнском (семейном) капитале".
15 июня 2021 года Управлением социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района Джафаровой Д.М. отказано в выплате регионального материнского (семейного) капитала в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N503-п "О региональном материнском (семейном) капитале", так как не подтвержден факт её проживания в Тюменской области не менее 5 лет.
Обращаясь в суд, Джафарова Д.М. не оспаривая факт проживания на территории Тюменской области менее 5 лет до рождения ребенка, ссылалась на то, что при суммарном учете времени проживания в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и г. Тюмени она проживает на территории Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка, что является основанием для выплаты ей регионального материнского (семейного) капитала в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N503-п "О региональном материнском (семейном) капитале", условия выплаты регионального материнского (семейного) капитала соблюдены.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Устава Тюменской области от 30 июня 1995 года N6, принятого Тюменской областной Думой 15 июня 1995 года, Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года N331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", постановления Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N503-п "О региональном материнском (семейном) капитале", исходил из того, что названные закон и постановление распространяют свое действие только на проживающих в Тюменской области лиц без учета автономных округов. Поскольку региональным законодательством предусмотрено подтверждение факта проживания в Тюменской области без учета автономных округов не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка, а Джафарова Д.М. проживает в Тюменской области менее 5 лет, то основания для признания незаконным решения об отказе в представлении регионального материнского (семейного) капитала, возложении обязанности назначить и выплатить материнский (семейный) капитал в размере 150 000 рублей в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п "О региональном материнском (семейном) капитале", отсутствуют.
Судебная коллегия полностью соглашается с решениями судов первой и апелляционной инстанций и считает, что выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства при оценке судами доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы Джафаровой Д.М. в кассационной жалобе о том, что она имеет право на получение регионального материнского капитала, поскольку живет в г. Тюмени, родила ребенка, время проживания в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должно быть засчитано в срок проживания на территории Тюменской области, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт "ж.1" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).
В соответствии с положениями статьи 26.3.1 поименованного акта органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования (статья 8). Такие расходные обязательства возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов устанавливать дополнительные меры поддержки граждан, имеющих детей.
В Тюменской области вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, урегулированы Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области". Такое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции и в системе действующего права.
Статьей 13 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" предусмотрено дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством, в отношении проживающих в Тюменской области семей, имеющих детей, предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты регионального материнского (семейного) капитала.
В соответствии со статьей 14.1 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" право на региональный материнский (семейный) капитал имеют следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих в Тюменской области:
1) женщина, родившая (усыновившая) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей;
2) мужчина, являющийся отцом (усыновителем) первого ребенка, трех и более детей, в случаях, установленных Правительством Тюменской области.
Региональный материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах:
1) при рождении или усыновлении первого ребенка, родившегося начиная с 1 января 2020 года, в размере 150 000 рублей;
2) при рождении или усыновлении третьего ребенка и последующих детей в размере 100 000 рублей.
Порядок и условия предоставления регионального материнского (семейного) капитала, а также цели предоставления регионального материнского (семейного) капитала при рождении или усыновлении третьего ребенка и последующих детей устанавливаются Правительством Тюменской области.
Согласно статье 5 названного Закона Тюменской области расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере социальной поддержки населения финансируются в порядке, установленном бюджетным законодательством, за счет средств областного бюджета и иных источников в соответствии с действующим федеральным законодательством. В соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере социальной поддержки населения, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации финансированию за счет субвенций из федерального бюджета, могут финансироваться за счет средств областного бюджета в объеме, установленном законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Правительство Тюменской области вправе осуществлять расходы на решение вопросов в сфере социальной поддержки населения, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти Тюменской области федеральными законами, законами Тюменской области, при наличии соответствующих средств областного бюджета (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года N331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N503-п "О региональном материнском (семейном) капитале" утверждено Положение о региональном материнском (семейном) капитале согласно приложению. В пункте 2 постановления предусмотрено, что финансирование расходов на выплату регионального материнского (семейного) капитала осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете по разделу "Социальная политика".
В соответствии с пунктом 2 названного Положения право на региональный материнский (семейный) капитал имеют следующие категории граждан Российской Федерации, проживающие в Тюменской области (далее - заявители):
2.1. Женщина, родившая (усыновившая) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей;
2.2. Мужчина, являющийся отцом (усыновителем) первого ребенка, трех и более детей в случае:
а) смерти женщины, родившей (усыновившей) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей;
б) объявления женщины, родившей (усыновившей) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей, умершей;
в) лишения женщины, родившей (усыновившей) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей, родительских прав либо ограничения ее в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала;
г) признания женщины, родившей (усыновившей) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей, безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной);
д) отбывания женщиной, родившей (усыновившей) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей, наказания в виде лишения свободы;
е) отмены усыновления в отношении женщины, усыновившей ребенка, в связи с которым возникло право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения факт проживания граждан в Тюменской области подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства в Тюменской области и (или) решением суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что право на региональный материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае рождения (усыновления) первого ребенка, родившегося начиная с 1 января 2020 года, при условии, если заявитель проживает в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения указанного в настоящем пункте ребенка, за исключением случая, когда проживающие в Тюменской области оба родителя (усыновителя) или единственный родитель (усыновитель) на дату рождения указанного в настоящем пункте ребенка обучаются по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных в Тюменской области.
По своей правовой природе спорная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих детей, введенной субъектом Российской Федерации, ее установление направлено на создание благоприятных условий для таких семей с учетом задач социально-экономической политики государства, включая улучшение демографической ситуации, зависит от финансовых возможностей конкретного субъекта Российской Федерации.
Исходя из системного толкования приведенных норм права следует, что, установив на территории Тюменской области дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в виде выплаты регионального материнского (семейного) капитала за счет средств областного бюджета, уполномоченный региональным законодателем орган - Правительство Тюменской области, в пределах своих полномочий установилусловия и порядок предоставления данной меры социальной поддержки, предусмотрев, что право на получение средств регионального материнского (семейного) капитала имеют заявители, проживающие в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка, за исключением случая, когда проживающие в Тюменской области оба родителя (усыновителя) или единственный родитель (усыновитель) на дату рождения указанного в настоящем пункте ребенка обучаются по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных в Тюменской области. Такое правовое регулирование направлено на соблюдение адресности предоставления денежной выплаты жителям Тюменской области, имеющим детей. По буквальному смыслу названных законоположений, возникновение права на региональный материнский (семейный) капитал обуславливается проживанием заявителя в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка.
Поскольку установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статьи 8, 31 и пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации), действующее федеральное законодательство предоставляет субъекту Российской Федерации право на принятие дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, которые могут быть представлены исключительно по решению субъекта Российской Федерации при наличии у него финансовых возможностей и на установленных им условиях, суды пришли к обоснованному выводу о том, что необходимым условием для предоставления Джафаровой Д.М. дополнительной меры социальной поддержки в виде выплаты регионального материнского (семейного) капитала, предусмотренной статьей 13 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", является её проживание именно в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка.
Установив, что "данные изъяты" года у Джафаровой Д.М. родился первый ребенок "данные изъяты", она с 22 февраля 2019 года проживает в г. Тюмени, период проживания на территории Тюменской области составляет менее 5 лет, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления ей спорного вида социальной поддержки.
Обращаясь в суд, ссылаясь на то, что период проживания с 02 августа 2013 года по 22 февраля 2019 года в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подлежит учету при исчислении срока проживания в Тюменской области поскольку статьей 2 Устава Тюменской области в её состав входит в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Джафарова Д.М. фактически ставит вопрос о расширении круга лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки в связи с рождением ребенка, предоставляемых нормативными актами Тюменской области. Поскольку возможность исчисления срока проживания на территории Тюменской области по предложенному истцом варианту ни Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года N331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", ни постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N503-п "О региональном материнском (семейном) капитале" не предусмотрена, судебная коллегия признает доводы кассационной жалобы основанными на неверном толковании норм права, регулирующих порядок и условия предоставления меры социальной поддержки в виде выплаты регионального материнского (семейного) капитала.
В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации, в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В статьях 1, 2 Устава Тюменской области от 30 июня 1995 года N 6, принятого Тюменской областной Думой 15 июня 1995 года, указано, что Тюменская область является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает всей полнотой закрепленных в Конституции Российской Федерации и настоящем Уставе прав. Территория Тюменской области включает в себя территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа, которые являются равноправными субъектами Российской Федерации. Устав Тюменской области не содержит положений о совместном регулировании вопросов предоставления семьям, имеющим детей, дополнительных мер социальной поддержки, совместные нормативные акты по данному вопросу не принимались. Соглашений по данному вопросу указанными субъектами Российской Федерации не принималось, договоры не заключались.
Вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре урегулированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 октября 2011 года N100-оз "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) Югорского семейного капитала установлены постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24 августа 2012 года N 298-п. Таким образом, субъектом Российской Федерации Ханты-Мансийским автономным округом-Югра в рамках предоставленных полномочий самостоятельно приняты нормативные акты, регулирующие предоставление дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, положения которых отличаются от нормативного регулирования данного вопроса в Тюменской области.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций верно и в полном объеме, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Устава Тюменской области от 30 июня 1995 года N6, принятого Тюменской областной Думой 15 июня 1995 года, Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года N331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", постановления Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года N503-п "О региональном материнском (семейном) капитале", пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Джафаровой Д.М.
Судебная коллегия отмечает, что производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления нарушений норм материального права и норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В кассационной жалобе не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Нарушений норм процессуального права судами не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителей не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 01 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Джафаровой Дианы Магеррамовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.