Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-40/2022 по административному исковому заявлению Алексеенкова Игоря Николаевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе Алексеенкова Игоря Николаевича на решение Смоленского областного суда от 7 апреля 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения представителя Администрации города Смоленска Ковалева В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Алексеенков Игорь Николаевич (далее также - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 211 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что в связи с неисполнением ответчиком решения в установленный судом срок, по заявлению административного истца определением суда от 28 апреля 2021 года, вступившим в законную силу 3 августа 2021 года, изменён способ исполнения решения суда - прекращена обязанность Администрации города Смоленска по замене окон взамен на взыскание в пользу административного истца соответствующих убытков. Общая продолжительность нарушения срока исполнения судебного акта составила 422 дня, что не является разумным. Длительное неисполнение судебного акта привело к нарушению прав административного истца на своевременное возмещение убытков, обесценив результат ввиду инфляционных процессов, подорвало веру административного истца в возможность своевременной судебной защиты его прав, в связи с чем он полагает вправе требовать соответствующей компенсации.
Решением Смоленского областного суда от 7 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Алексеенков И.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований, просит взыскать с Администрации города Смоленска и финансово-казначейского управления Администрации города Смоленска в свою пользу компенсацию за нарушение сроков исполнения решения суда в размере 34 500 рублей, а также возвратить уплаченную государственную пошлину в размере 450 рублей, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; указывает, что срок исполнения судебного акта был затянут по не зависящим от действий заявителя или его представителя причинам и составил 60 дней; ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции практике Европейского Суда по правам человека; указывает, что вопреки разъяснениям, изложенным в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11), в качестве основания отказа в удовлетворении заявленных требований судом указано "отсутствие денежных средств у Администрации города Смоленска".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Администрацией города Смоленска, финансово-казначейским управлением Администрации города Смоленска представлены письменные возражения.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации города Смоленска просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснив, что обязательства перед административным ответчиком Администрацией города Смоленска исполнены 24 августа 2021 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец ходатайствовал о рассмотрении административного дела в свое отсутствие и отсутствие своего представителя. Финансово-казначейское управление Администрации города Смоленска ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы административного дела в полном объёме, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Разумность срока исполнения судебного акта согласно правилам, предусмотренным в частях 4-5 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяется с учётом таких обстоятельств, как правовая и фактическая сложность исполнения, поведение участников исполнительного процесса, достаточность и эффективность действий органа, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта, и общая продолжительность исполнения. Обстоятельства, связанные с организацией работы по исполнению не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу.
Из правовой позиции, изложенной в абзаце пятом пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11) следует, что в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 46 Постановления N 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оснований для признания нарушенным права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, установив следующее.
Как усматривается из материалов дела, вступившим 10 января 2020 года в законную силу решением Ленинского районного суда города Смоленска от 2 декабря 2019 года на Администрацию города Смоленска (далее также - Администрация) возложена обязанность в срок до 1 июня 2020 года произвести капитальный ремонт - осуществить замену установленных в квартире N 400 дома 64 по "данные изъяты" в городе Смоленске оконных блоков: двухстворчатый с поворотно-откидной и глухой створками, размером 1350x1300 мм в количестве 1 штуки, трёхстворчатый с поворотно-откидной и двумя глухими створками, размером 1350x2100 мм в количестве 1 штуки. С Администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "ОценкаБизнесКонсалтинг" в счёт оплаты экспертных услуг взыскано 14 000 рублей, в пользу Алексеенкова И.Н. - возврат госпошлины в размере 300 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов исполнено Администрацией 23 января 2020 года.
5 июня 2020 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области) на основании исполнительного листа серии ФС N 032786585 возбуждено исполнительное производство N 18154/20/67048-ИП в отношении должника Администрации об обязании в срок до 1 июня 2020 года произвести капитальный ремонт - осуществить замену установленных в квартире N 400 дома 64 по "данные изъяты" города Смоленска оконных блоков: двухстворчатый с поворотно-откидной и глухой створками, размером 1350x1300 мм в количестве 1 штуки, трёхстворчатый с поворотно-откидной и двумя глухими створками, размером 1350x2100 мм в количестве 1 штуки. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 августа 2020 года с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере50 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 1 октября 2020 года, постановлением от 29 сентября 2020 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 декабря 2020 года.
14 октября 2020 года административным истцом самостоятельно выполнены работы по замене оконных блоков.
Определением Ленинского районного суда города Смоленска от 28 апреля 2021 года на основании заявления административного истца об изменении способа исполнения решения Ленинского районного суда года Смоленска от 2 декабря 2019 год, поданного 16 октября 2020 года, изменён способ исполнения решения суда, с Администрации в пользу Алексеенкова И.Н. взыскано 34 300 рублей в счёт возмещения расходов на осуществление работ по замене установленных в квартире N 400 дома 64 по "данные изъяты" города Смоленска оконных блоков.
Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 10 декабря 2020 года Администрация города Смоленска освобождена от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 18 августа 2020 года.
18 февраля 2021 года, 11 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об установлении Администрации города Смоленска нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 30 апреля 2021 года.
29 марта 2021 года Администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание - административный штраф в размере 30 000 рублей.
20 августа 2021 года административным истцом в финансово-казначейское управление Администрации города Смоленска предъявлен исполнительный лист серии ФС N 033884200 по исполнению требований об изменении способа исполнения решения суда от 2 декабря 2019 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 августа 2021 года исполнительное производство окончено, поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объёме.
24 августа 2021 года административному истцу перечислены денежные средства в сумме 34 300 рублей в счёт исполнения определения об изменении способа исполнения решения суда от 2 декабря 2019 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, установил, что исполнение судебного акта представляло фактическую сложность, связанную со спецификой предмета исполнения, поскольку решением суда на должника были возложены достаточно объёмные и трудоёмкие обязательства по выполнению работ по замене оконных блоков в квартире Алексеенкова И.Н, а также необходимостью соблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе в части перечня, порядка, длительности и сложности регламентированных законом процедур, в рамках которых производится исполнение решения суда, учёл меры, предпринятые Администрацией по исполнению судебного решения по замене оконных блоков, а в дальнейшем для возмещения денежных средств административному истцу в счёт понесённых расходов по самостоятельной замене указанных оконных блоков, и пришёл к выводу о том, что Администрация действовала достаточно эффективно и предпринимала все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются верными.
Судебной коллегией, в совокупности с установленными судом первой инстанции обстоятельствами, проанализирована хронология стадии исполнения решения суда от 2 декабря 2019 года, причины задержки исполнения судебного акта и установлено, что общий срок неисполнения судебного акта, со дня истечения установленного судом срока для его исполнения (2 июня 2020 года) и до дня исполнения Администрацией судебного акта (24 августа 2021 года), составил 1 год 2 месяца 23 дня, включая срок со дня принудительного исполнения (5 июня 2020 года) - 1 год 2 месяца 19 дней, при этом значительных периодов бездействия со стороны Администрации не имелось, должник действовал достаточно эффективно, предпринимал все необходимые и зависящие от него меры для своевременного исполнения решения суда.
Таким образом, вывод в обжалуемом решении о том, что нарушения права Алексеенкова И.Н. на исполнение судебного акта в разумный срок допущено не было правомерен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок Администрацией города Смоленска не нарушено, следовательно, оснований для присуждения компенсации Алексеенкову И.Н. не имеется.
Доказательств того, что срок исполнения судебного акта лишил административного истца права на своевременное возмещение убытков, что повлекло для него неблагоприятные последствия, суду не представлено.
Ошибочное исчисление судом первой инстанции общего срока исполнения судебного акта от 2 декабря 2019 года с 5 июня 2020 года до 14 октября 2020 года на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку иные обстоятельства по делу установлены верно на анализе исследованных доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Действия (бездействие) МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области по исполнению решения суда от 2 декабря 2019 года не подлежат оценке в рамках рассматриваемых требований административного истца.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, исполнение решение суда за сроком, установленным судом, само по себе не является свидетельством превышения разумного срока исполнения судебного акта и не может рассматриваться как необоснованное затягивание срока рассмотрения дела и волокита с учётом конкретных обстоятельств по данному делу.
Доводы жалобы о том, что суд мотивировал отказ в присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отсутствием денежных средств у Администрации, являются несостоятельными, поскольку судом первой инстанции были исследованы и оценены в совокупности все обстоятельства по делу, что следует из описательной и мотивировочной частей решения суда первой инстанции.
Таким образом, апелляционная жалоба административного истца не содержит доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого решения, и отмену судебного решения не влечёт.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского областного суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеенкова Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.