Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В, Щербаковой Н.В, при секретаре Молотиевской В.Н, с участием прокурора Хрипунова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-30/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" о признании не действующими в части Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, утвержденных решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года N 34, в редакции решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года N 24, по апелляционной жалобе Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 28 февраля 2022 года об удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хрипунова А.М, полагавшего решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года N 34 (далее также - решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года N 34) утверждены Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, 1 августа 2017 года, а также в издании "Александровский голос труда" N 31 от 2 августа 2017 года.
В дальнейшем решениями Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 20 февраля 2019 года N 10, от 25 ноября 2019 года N 53, от 8 июня 2020 года N 22, от 9 июня 2021 года N 24, от 4 октября 2021 года N 34, от 15 декабря 2021 года N 49 в названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения и дополнения, которые были в установленном порядке опубликованы, в том числе на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, а также в издании "Александровский голос труда".
Так решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года N 24 (далее также - решение Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года N 24), опубликованным на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, 16 июня 2021 года, а также в издании "Александровский голос труда" N 25 от 16 июня 2021 года, внесены изменения в решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года N 34, подпункты 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, изложены в следующей редакции:
"3.3.2.1. В случае отсутствия на придомовой территории многоквартирного дома контейнерной площадки твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) и размещения собственниками помещений указанного многоквартирного дома ТКО и крупногабаритного мусора (далее также - КГМ) на контейнерной площадке (месте накопления ТКО), расположенной на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности, организация осуществляющая управление таким домом, обязана заключить с администрацией Александровского района соглашение, определяющее порядок использования такого места (площадки) накопления ТКО, условия которого определяются в соответствии с типовой формой соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, ее содержанию и текущему ремонту (приложение N 2).
Допускается заключение такого соглашения со множественностью сторон.
3.3.2.2. В случае отказа от заключения такого соглашения, УК, ТСЖ, ТСН обязаны организовать контейнерные площадки (места накопления ТКО) на придомовой территории обслуживаемых многоквартирных домов. Эксплуатация мест (площадок) накопления ТКО на муниципальных земельных участках без определения лица, ответственного за нормативное и санитарное состояние контейнерной площадки, не допускается. Такие места (площадки) накопления ТКО подлежат ликвидации".
Кроме того, решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года N 34 дополнено приложением N 2, представляющим собой типовую форму соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, ее содержанию и текущему ремонту, определяющего порядок и условия использования такого места (площадки) накопления ТКО, включающего в себя, в том числе предмет соглашения, обязанности и права сторон, сроки заключения соглашения, случаи прекращения соглашения, заключительные положения, которое обязана заключить с администрацией Александровского района организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в случае отсутствия на его придомовой территории контейнерной площадки ТКО и размещения собственниками помещений указанного многоквартирного дома ТКО и КГМ на контейнерной площадке (месте накопления ТКО), расположенной на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности.
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", административный истец) обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения настоящего административного дела, о признании не действующими со дня принятия подпунктов 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, утвержденных решением Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года N 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года N 24 и Приложения N 2 к решению Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года N 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года N 24.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные положения противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе требованиям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, возлагают на него обязанность по заключению с органами местного самоуправления соглашений, определяющих порядок использования площадок накопления твердых бытовых отходов, по организации контейнерных площадок, расположенных на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности, а в случае отказа от заключения таких соглашений понуждают к совершению действий, не входящих в компетенцию административного истца. Постановлениями административной комиссии муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области ООО "Перспектива" четырежды привлекалось к административной ответственности за несоблюдение оспариваемых нормативных положений.
Решением Владимирского областного суда от 28 февраля 2022 года административные исковые требования ООО "Перспектива" удовлетворены.
Суд признал не действующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу подпункты 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, утвержденных решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года N 34, в редакции решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года N 24, и Приложение N 2 "Соглашение (типовая форма) о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, ее содержанию и текущему ремонту" к решению Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года N 34.
Не согласившись с постановленным решением, административный ответчик Совет народных депутатов города Александрова Владимирской области в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы повторяет правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, указывает на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права. Обращает внимание на тот факт, что в соответствии с положениями действующего законодательства обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на собственниках помещения многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирным домом. Полагал, что выводы суда о том, что бремя содержания контейнерных площадок несут собственники земельных участков, на которых расположены такие площадки, ошибочны. Возложение на управляющую компанию обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Администрация муниципального образования Александровский муниципальный район в письменном отзыве выразила согласие с апелляционной жалобой Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области.
На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, административным истцом, принесены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица ООО "Перспектива", Совет народных депутатов города Александрова Владимирской области, администрация муниципального образования Александровский муниципальный район своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно пунктам "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского поселения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Муниципальное образование город Александров наделено статусом городского поселения Законом Владимирской области от 16 мая 2005 года N 61-ОЗ "О наделении округа Александров и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ".
Дав оценку положениям частей 1 и 7.1 статьи 24, пункта 20 части 2 статьи 26 Устава муниципального образования город Александров (далее также - Устав), утвержденного решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 10 мая 2006 года N 38, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Совет народных депутатов муниципального образования город Александров являлся уполномоченным органом по утверждению правил благоустройства территории поселения.
Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 29 декабря 2017 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 455-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение в них изменений, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно частям 4 и 6 статьи 18 Устава по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение в них изменений, проводятся публичные слушания или общественные обсуждения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утвержденным Советом народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области от 29 мая 2020 года N 20.
Решением Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года N 34 утверждены Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов. Нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, 1 августа 2017 года, а также в издании "Александровский голос труда" от 2 августа 2017 года N 31.
В дальнейшем решениями Совета народных депутатов от 20 февраля 2019 года N 10, от 25 ноября 2019 года N 53, от 8 июня 2020 года N 22, от 9 июня 2021 года N 24, от 4 октября 2021 года N 34, от 15 декабря 2021 года N 49 в названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения и дополнения.
Так решением Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года N 24, опубликованным на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, 16 июня 2021 года, а также в издании "Александровский голос труда" от 16 июня 2021 года N 25, подпункты 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, изложены в приведенной выше, оспариваемой ООО "Перспектива" редакции, а решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года N 34 дополнено приложением N 2, представляющим собой типовую форму соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, ее содержанию и текущему ремонту, определяющего порядок и условия использования такого места (площадки) накопления ТКО, включающего в себя, в том числе предмет соглашения, обязанности и права сторон, сроки заключения соглашения, случаи прекращения соглашения, заключительные положения, которое обязана заключить с администрацией Александровского района организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в случае отсутствия на его придомовой территории контейнерной площадки ТКО и размещения собственниками помещений указанного многоквартирного дома ТКО и КГМ на контейнерной площадке (месте накопления ТКО), расположенной на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления по результатам публичных слушаний. Форма и порядок принятия нормативного правового акта, включая его опубликование, также соблюдены, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая оспариваемые положения недействующими, суд первой инстанции пришел к выводу об их противоречии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда первой инстанции обоснованным по следующим основаниям.
Правила благоустройства территории муниципального образования представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац 21 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу пункта 11 части 10 статьи 35, части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства на территории муниципального образования и внесение в них изменений является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
При этом представительный орган местного самоуправления, утверждая правила благоустройства территории городского поселения и решая вопросы местного значения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Перечень вопросов, которые могут регулироваться правилами благоустройства территории муниципальных образований, закреплен в части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. К ним относятся:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Правотворчество в области благоустройства территории муниципального образования, в том числе мест хранения твердых бытовых отходов, подразумевает регламентацию мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
Введенная оспариваемым нормативным правовым актом регламентация правоотношений, связанных с порядком пользования контейнерными площадками, расположенными на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности, не относится к вопросам благоустройства территории, регулируется иными отраслями права.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ), предусматривающим, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД: в решении общего собрания собственников помещений в МКД - в случае, если управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений в МКД; в договоре управления МКД - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления МКД управляющей организацией (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме")) (далее по тексту Постановление N 290).
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1).
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Одновременно, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
С учетом изложенного, возложение на собственников помещений МКД или лиц, осуществляющих управление МКД, содержания мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества, противоречит вышеуказанному правовому регулированию.
Заслуживают внимания, по мнению судебной коллегии, и выводы суда первой инстанции, приведенные в обжалуемом судебном акте, о несоответствии примененного правового регулирования статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей недопустимость понуждения к заключению договора, при отсутствии такой обязанности в соответствии с нормами действующего законодательства.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим с указанного в решении суда времени.
Суд принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании, его выводы подробно мотивированы.
Учитывая, что до вынесения решения судом оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд правомерно признал его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Владимирского областного суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.