Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Небавского Н.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 4 февраля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Небавского Николая Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 21 апреля 2021 года, Небавский Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Небавский Н.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, дело направить на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Небавского Н.А. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 вышеназванного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункт "в", "г" пункта 4 Правил).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" установлены правила поведения в период режима повышенной готовности (далее - постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129).
Пунктом 4 указанного постановления на граждан, проживающих (находящихся) на территории Краснодарского края, были наложены следующие обязанности: соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте; использовать при входе и нахождении в объектах торговли, бытового обслуживания населения, транспортных средствах (поездах, автобусах и других видах общественного транспорта), в зданиях вокзалов и аэропортов, а также в других объектах с массовым пребыванием людей средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.
Исходя из постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 ноября 2020 г. N 716 "О продлении режима "Повышенная готовность" и внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129", срок ограничительных мероприятий, в том числе, "масочный режим" продлен до 0 часов 00 минут 1 декабря 2020 года.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 в соответствующих редакциях в части установленного "масочного режима" и "режима социального дистанцирования" на момент рассмотрения дела в Четвертом кассационном суде не утратило силы.
Как следует из материалов дела, 12 ноября 2021 года в 16 часов 00 минут в помещении судебного департамента Краснодарского края по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, 34, выявлен Небавский Н.А, который в нарушение обязательных правил поведения, установленных пунктом 1 Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N31, подпунктом 4 пунктом 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129, статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, проигнорировал требования об обязательном ношении гигиенических масок для защиты органов дыхания.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.1), объяснениями Небавского Н.А, Поляковой И.В. (л.д.5, 11), рапортами сотрудников полиции (л.д.7, 10), фотоматериалом (л.д.8, 9), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Действия Небавского Н.А. обоснованно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании установленных обстоятельств, норм данного Кодекса, положений законодательства, касающегося режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении в отношении Небавского Н.А. составлен в соответствии с требованиями статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полномочным должностным лицом, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
Отсутствие подписей Небавского Н.А. в названном процессуальном документе в графе о разъяснении прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может свидетельствовать о том, что Небавскому Н.А. не разъяснены права, предусмотренные названными правовыми нормами, поскольку от подписи в документе он отказался, а в ходе производства по делу воспользовался процессуальными правами правами в полном объеме, в том числе, заявляя ходатайства.
Ссылка в жалобе на неуказание даты оформления протокола об административном правонарушении, в частности года его составления, является необоснованной.
При рассмотрении настоящего дела судьей Краснодарского краевого суда это обстоятельство проверено, недостаток восполнен путем допроса свидетеля Лысакова В.В, пояснившего, что протокол составлен 12 ноября 2020 года, при этом Небавскому Н.А. разъяснялись права, однако от подписи в протоколе об административном правонарушении последний отказался (л.д.46-48).
Указание заявителя о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении в части не разрешения ходатайства о предоставлении защитника, является несостоятельным, поскольку составление протоколов по делу об административном правонарушении в отсутствие защитника, не свидетельствует о нарушении прав Небавского Н.А. на защиту.
Действующее законодательство об административных правонарушениях не предусматривает обязанность должностных лиц, составляющих протокол об административном правонарушении, предоставлять защитника лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, как и не предусматривает обязательного участия при составлении протокола об административном правонарушении защитника лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и не возлагает на должностное лицо обязанность по обеспечению явки защитника при составлении данного процессуального документа.
Решение о направлении дела в суд принято уполномоченным лицом - начальником полиции Управления МВД России по г. Краснодару Казаховым О.В. (л.д.1)
Утверждения о том, что Небавский Н.А. не извещался судьями нижестоящих инстанций, опровергаются материалами дела.
Согласно сформированному на официальном сайте Почты России отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N, извещение о месте и времени судебного заседания - 4 февраля 2021 года в 10 часов 00 минут, направленное Небавскому Н.А. по адресу: "адрес", вручено адресату 27 января 2021 года (л.д.23, 24-25, 26).
Следовательно, Небавский Н.А. был уведомлен о месте и времени судебного заседания, назначенного на 4 февраля 2021 года в 10 часов 00 минут, надлежащим образом, что не отрицается им в настоящей жалобе, в том числе с указанием о том, что не был допущен в здание суда ввиду отсутствия у него индивидуального средства защиты.
Отказавшись соблюдать масочный режим при посещении здания суда, Небавский Н.А. распорядился правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению. Судьей районного суда были созданы условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Также, согласно уведомлению о вручении заказного письма о рассмотрении судьей краевого суда 21 апреля 2021 года в 11 часов 30 минут жалобы Небавского Н.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 4 февраля 2021 года, извещение получено Небавским Н.А. лично 5 апреля 2021 года (л.д.37, 38, 40).
При таких обстоятельствах судья краевого суда, располагая сведениями о надлежащем извещении Небавского Н.А. о времени и месте его жалобы на постановление судьи районного суда, правомерно рассмотрел дело в его отсутствие, что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Небавского Н.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Небавскому Н.А. в пределах санкции вменяемого правонарушения, оно исполнено. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам настоящей жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 4 февраля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Небавского Николая Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Небавского Н.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Прокопенко А.А. N 5-320/2021
судья краевого суда Талинский О.Л. N 12-1082/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-7125/2021, 16-1324/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.