Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия ФИО4 на вступившее в законную силу решение Верховного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" Бадма-Горяева О.В.
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Сангаджиевой М.В. от 9 марта 2021 года N главный врач Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" Бадма-Горяев Очир Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 апреля 2021 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Сангаджиевой М.В. от 9 марта 2021 года изменено на предупреждение.
Решением Верховного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2021 года постановление от 9 марта 2021 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 апреля 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия ФИО4 ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2021 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего от ООО "Торговый Дом БМБ" обращения о нарушении заказчиком БУ РК Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" срока оплаты работ при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд установлено, что заказчиком, БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", по заключенным с ООО "Торговый Дом БМБ" трем государственным контрактам на поставку изделий медицинского назначения несвоевременно исполнены финансовые обязательства.
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении от 9 марта 2021 года, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
С указанными выводами согласился судья городского суда, при этом применив положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица, решение судьи городского суда и прекращая производство по делу, судья Верховного суда Республики Калмыкия руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, в частности Устава Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", данное юридическое лицо создано распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 1 ноября 2011 года N 294-р, является некоммерческой организацией.
Источниками финансового обеспечения Учреждения в силу п. 3.9 Устава являются, в том числе, субсидии из республиканского бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ).
В соответствии с п. 4.3 Устава учреждение обязано, обеспечивать исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных в установленном порядке от приносящей доход деятельности; не допускать нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, нецелевого использования средств республиканского бюджета, а также принятия обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств; своевременно представлять в Министерство необходимую документацию для утверждения бюджетной сметы учреждения, с учетом доходов от использования республиканского имущества; использовать бюджетные средства на основе бюджетной сметы согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Специальные основания освобождения должностного лица, являющегося руководителем государственного учреждения, предусмотрены частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которой, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Бадма-Горяев О.В. привлечен к административной ответственности как руководитель указанного выше бюджетного учреждения за неисполнение обязанности по оплате поставленных товаров по контракту N от 16 марта 2020 года - до 10 июня 2020 года, N от 30 декабря 2019 года - до 07 мая 2020 года, N от 30 декабря 2019 года - до 03 июня 2020 года.
Следовательно, для вывода о его виновности в совершении данного правонарушения существенное значение имеет выяснение вопроса о наличии реальной финансовой возможности у Учреждения исполнить своевременно контракты, о достаточности и своевременности принятых руководителем учреждения организационных мер, направленных на выполнение обязанностей по оплате поставленного товара в течение юридически значимого периода - с 19 февраля 2020 года (с момента назначения Бадма-Горяева О.В. на должность главного врача бюджетного учреждения) до 10 июня 2020 года (дата исполнения обязанности по оплате поставленного товара по контракту N от 16 марта 2020 года, являющаяся наиболее поздней из числа неисполненных) путем направления обоснованных предложений о выделении бюджетных ассигнований на выполнение соответствующих уставных задач, а также о том, выделялись ли фактически в достаточном объеме бюджетные ассигнования на указанные цели.
Разрешая в указанной части доводы жалобы, судья городского суда пришел к выводу о том, что главным врачом бюджетного учреждения Бадма-Горяевым О.В. не приняты все зависящие от него меры по направлению соответствующих заявок о финансировании учредителю, в ФОМС; заявки на финансирование непосредственно рассматриваемых контрактов в 2020 году не направлялись.
Вместе с тем, судья Верховного суда Республики Калмыкия пришел к иным выводам.
Так, в частности из письменных объяснений главного врача БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" Бадма-Горяева О.В. на имя руководителя УФАС по РК следует, что в 2020 году план финансовохозяйственной деятельности учреждения утвержден лишь на 50 % (в размере 687 млн. руб.), из которого на медикаменты от расчетной потребности выделено 31 % (117 млн. руб). В период с 1 февраля 2019 года Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия направило учреждению 29 уведомлений о приостановлении операций по расходованию средств учреждения в связи с неоплатой исполнительных листов. С 4 апреля 2019 года данное бюджетное учреждение реорганизовано путем присоединения БУ РК "Целинная районная больница" с передачей кредиторской задолженности данному учреждению в размере 34 млн. руб. (учредителем лимиты бюджетных обязательств на погашение данных долгов, несмотря на письменные обращения, не выделены). Кроме того, значительные объемы финансовых ресурсов отвлечены для организации мероприятий в связи с приказом Минздрава Республики Калмыкия от 20 марта 2020 года N 335-пр (на основании приказа Минздрава РФ от 19.03.2020 г. N 198-н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и приказом N 513 от 23 марта 2020 года по организации изоляционно-диагностического отделения для больных с признаками ОРВИ и внебольничной пневмонией с резервными хирургическим и акушерским фильтр-блоками (с. Троицкое). С 5 мая 2020 года в бюджетном учреждении развернут инфекционный госпиталь N 3 путем перепрофилирования коечного фонда, что повлекло израсходование за 9 месяцев годового лимита бюджетных обязательств по статье "Медикаменты".
Указанные в объяснениях обстоятельства надлежащим образом проверены не были.
Отсутствие достаточного финансирования со стороны Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым и Минздрава Республики Крым подтверждается письмами руководителей данных ведомств о необходимости в условиях недофинансирования в первоочередном порядке направлять средства на оплату труда с начислениями, оплату исполнительных листов и коммунальных услуг.
На основе анализа указанных обстоятельств, судья Верховного суда Республики Калмыкия пришел к выводу о том, что в действиях главного врача БУ РК "Республиканская больница им. П.ТТ. Жемчуева" Бадма- Горяева О.В. отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Считаю выводы Верховного суда Республики Калмыкия обоснованными в связи с чем, решение Верховного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2021 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение Верховного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия ФИО4 - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.