Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Горбачева П.А, действующего в интересах Найда С.В, поступившую в суд первой инстанции 03 марта 2022 года, на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 января 2022 года по административному исковому заявлению Найда С.В. к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Королевскому А.И, Армянскому городскому отделу государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании произвести государственный кадастровый учет недвижимого имущества и зарегистрировать право собственности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Горбачева П.А, действующего в интересах Найда С.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Найда С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Королевскому А.И, Армянскому городскому отделу государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании произвести государственный кадастровый учет недвижимого имущества и зарегистрировать право собственности.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2021 года административные исковые требования Найда С.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 января 2022 года оставлено без изменения решение Черноморского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Найда С.В. по доверенности Горбачев П.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовал представитель Найда С.В. по доверенности Горбачев П.А, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что административным истцом не было представлено доказательств возведения спорного гаража с разрешения или должным образом утверждённого проекта, с соблюдением строительных норм и правил на земельном участке, предоставленном в установленном законом порядке. Возведённый административным истцом гараж является объектом недвижимости, т.е. объектом капитального строительства, следовательно, на его строительство требовалась выдача разрешения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Найда С.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 559+/-8 кв.м. На указанном земельном участке возведен объект недвижимости - одноэтажное нежилое здание (гараж), площадью 19, 6 кв.м.
01 марта 2021 года Найда С.В. через своего представителя Иванова А.Н. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности объекта недвижимого имущества - нежилого здания, площадью 19, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", приложив следующие документы: технический план здания от 17 декабря 2020 года, нотариально удостоверенную доверенность, квитанцию об уплате государственной пошлины от 01 марта 2021 года.
Уведомлением государственного регистратора Королевского А.И. от 17 марта 2021 года осуществление действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации прав приостановлено до 17 июня 2021 года на основании пункта 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что согласно ответу на межведомственный запрос от 04 марта 2021 года, полученному от администрации Черноморского района Республики Крым, объект капитального строительства расположен на границе земельного участка с кадастровым номером N N (отступ отсутствует), т.е. нарушение параметра "Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений", установленный градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
В связи с истечением срока приостановления и не устранением приведённых в уведомлении о приостановлении от 17 марта 2021 года причин, уведомлением государственного регистратора Королевского А.И. от 18 июня 2021 года, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", отказано в осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный законодатель определил, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
В соответствии с частями 12 и 13 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Как следует из материалов дела, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, земельный участок с кадастровым номером N, расположен в территориальной зоне ведения садоводства (Сх3), градостроительным регламентом которой предусмотрены предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства основного вида разрешенного использования, в том числе минимальный отступ от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения задний, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (3 м. - со стороны, выходящей на улицу, проезд; 3 м. - до границ соседнего, смежного участка и территорий, на которых земельные участки не сформированы).
Согласно материалам дела, в ответе от 09 марта 2021 года на межведомственный запрос органа регистрации прав, администрация Черноморского района Республики Крым указала, что объект капитального строительства (учитывая сведения о характерных точках контура объекта недвижимости) расположен на границе земельного участка с кадастровым номером N (отступ отсутствует), т.е. в нарушение параметра "Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений", установленный градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Исходя из того, что положения частей 12 и 13 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не исключают необходимость исполнения требований части 1 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о соблюдении установленных предельных параметров разрешенного строительства зданий и сооружений на садовом участке. Поскольку земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне ведения садоводства (Сх3), градостроительным регламентом которой установлены предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, в том числе минимальный отступ от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения задний, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений - 3 м, указанный параметр разрешенного строительства, согласно представленной органом местного самоуправления на межведомственный запрос информации, соблюдён не был, установив указанные обстоятельства по результатам правовой экспертизы документов, государственный регистратор прав принял законные и обоснованные решения о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 17 марта 2021 года и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав 18 июня 2021 года.
Согласно части 5 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
По смыслу закона, для возникновения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество необходимо соблюдение порядка, установленного законом либо иными правовыми актами, регламентирующего порядок создания такого объекта. В отношении объектов капитального строительства такой общий порядок установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации и включает, в частности, получение разрешения на строительство (статья 51) и получение разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию (статья 55). При этом именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство. Наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным условием для государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества в соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, представленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций было верно указано, что не смотря на то, что разрешение на строительство гаража не требовалось, однако оспариваемые решения государственного регистратора не являются незаконными, поскольку административным истцом не соблюдены параметры разрешённого строительства (отсутствие минимального отступа от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений), согласно представленной органом местного самоуправления на межведомственный запрос информации.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 мая 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.