Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Козловской С.Ф, поступившую в суд первой инстанции 21 февраля 2022 года, на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 07 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Козловской С.Ф. к департаменту по имущественным и земельным отношения города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании недействительным расположений, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Козловской С.Ф. по доверенности Зиброва И.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козловская С.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительными распоряжения департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 7670-РДЗ от 08 июня 2018 года, N 18597-РДЗ от 23 ноября 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в "адрес", площадью 327 кв.м, и предоставлении земельного участка Мякеля М.И. в собственность беплатно; исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, расположенном в городе "адрес" с кадастровым номером N
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Козловской С.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 07 декабря 2021 года оставлено без изменения решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июля 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Козловская С.Ф. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовал представитель Козловской С.Ф. по доверенности Зибров И.А, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт после его образования из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, в порядке статей 11.3, 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с чем департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при принятии оспариваемых распоряжений от 08 июня 2018 года N 7670-РДЗ, которым утверждена схема расположения земельного участка по адресу: город Севастополь, Фиолентовское шоссе, площадью 327 кв.м. и N 18597-РДЗ от 23 ноября 2018 года о предоставлении земельного участка Мякеля М.И. в собственность бесплатно действовал в пределах своих полномочий и рамках установленных нормативно правовых актов.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Козловская С.Ф. на основании договора купли-продажи имущества от 15 сентября 2016 года заключенного с ООО "Сфера" приобрела: 24 домика, здание столовой, объекты инфраструктуры: спортивно-плоскостные сооружения, площадки общего пользования, сеть электроснабжения наружного освещения, малые архитектурные формы, сеть водоснабжения и водоотведения в составе септиков 2 шт, канализационные линии, объект незавершенного строительства - канализационная насосная станция, плоскостные сооружения площадка для сушки белья, бытовых отходов и сооружение туалета с выгребной ямой, ограждения базы отдыха; пост охраны; трансформаторная подстанция ТП-1157; объекты незавершенного строительства: тоннель и шахта пассажирского лифта, открытый бассейн, фундаменты под домики.
Право собственности на указанные объекты зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Козловская С.Ф. 09 августа 2017 года обратилась в департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адрес: город Севастополь, Фиолентовское шоссе, 104.
Решением, оформленным письмом от 12 сентября 2017 года, департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказал Козловской С.Ф. в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Основанием к отказу в соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности" послужило то, что схема расположения, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Так, было выявлено, что границы испрашиваемого земельного участка от т. 32 до т. 45 накладываются на земельный участок с кадастровым номером N расстоянием от 10 м до 82 м. От т. 45 до т. 52 накладка на земельный участок с кадастровым номером N расстоянием от 5 м. до 9 м.
Распоряжением департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08 июня 2018 года N 7670-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка, по адресу: "адрес", площадью 327 кв.м, Мякеля М.И. в порядке завершения оформления прав на земельный участок, ввиду наличия решения Севастопольского городского Совета от 10 апреля 2012 года N 213 "О даче согласия Лысовой М.И. (Мякеля М.И.) на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 0, 4 га, расположенного в районе Фиолентовское шоссе для индивидуального дачного строительства".
Распоряжением департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 18597-РДС от 23 ноября 2018 года спорный земельный участок передан в собственность Мякеля М.И.
Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 31 июля 2017 года N 91/5/15-74331 земельный участок с кадастровым номером 91:02:003001:14, предназначенный для базы отдыха "Каравелла", исключен из ЕГРН, и в настоящее время земельный участок, площадью 6, 3637 га, не состоит на государственном кадастровом учете.
Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Как следует из положений пункта 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2-13, подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено приведенной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Козловской С.Ф.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 мая 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. КарасоваН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.