Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу Пономаревой Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Пономаревой Е.В. к ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" о признании действий по отказу в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконными.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" Карповой М.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пономарева Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании действий по отказу в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконными, указав, что у неё с мужем Пономаревым И.В. находятся на иждивении четверо несовершеннолетних детей. Семья имеет статус многодетной семьи. Ульянова М. и Пономарев М. относятся к категории детей от 3 до 7 лет.
30 апреля 2021 года административный истец обратилась в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" с заявлением о назначении выплаты в на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
4 июня 2021 года в назначении ежемесячной денежной выплаты отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения в Астраханской области.
Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку в доход её семьи была включена сумма алиментов, которые выплачивает её супруг Пономарев И.В. в другую семью. Просила признать незаконным отказ ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" от 4 июня 2021 года в назначении Пономаревой Е.В. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет и обязать административного ответчика назначить Пономаревой Е.В. ежемесячную денежную выплату.
Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 15 сентября 2021 года административное исковое заявление Пономаревой Е.В. удовлетворено, признан незаконным отказ ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" от 4 июня 2021 года в назначении Пономаревой Е.В. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет. На ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" возложена обязанность назначить Пономаревой Е.В. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 ноября 2021 года решение Лиманского районного суда Астраханской области от 15 сентября 2021 года отменено по делу вынесено новое решение которым в удовлетворении исковых требований Пономаревой Е.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Пономарева Е.В. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимала участие представитель ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" Карпова М.А, которая возражала доводам кассационной жалобы, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, апелляционное определение оставить в силе.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материалов дела 30 апреля 2021 года Пономарева Е.В. обратилась в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" с заявлением о назначении выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22 апреля 2020 года N 174-П "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно".
4 июня 2021 года ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" отказало Пономаревой Е.В. в назначении указанной выплаты в связи с тем, что доход на одного члена ее семьи за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года составил 11784 рублей 15 копеек, что превышает размер прожиточного минимума на душу населения в Астраханской области, который составляет 11069 рублей.
Пономарева Е.В. состоит в зарегистрированном браке с Пономаревым И.В. с которого судебным приказом от 16 июня 2016 года в пользу Карпеевой Т.В. взысканы алименты в размере 1/3 части всех видов заработка.
Согласно расчету ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" месячный среднедушевой доход на одного члена семьи Пономаревой Е.В. превышает размер прожиточного минимума на душу населения в Астраханской области. В указанном расчете в доход Пономарева И.В. включена сумма алиментов в размере 173740 рублей 12 копеек, взысканных с него в пользу Карпеевой Т.В.
Удовлетворяя административные исковые требования Пономаревой Е.В. о признании действий по отказу в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконными, районный суд исходил из того, что из доходов семьи административного истца подлежит вычету сумма уплаченных Пономаревым И.В. алиментов на содержание отдельно проживающих детей от первого брака, которые удерживаются работодателем Пономарева И.В.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что действия ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Лиманского района" являются правомерными, так как должны учитываться все доходы лица, обратившегося за оказанием мер социальной поддержки. Алименты учитываются как доходы заявителя или члена семьи заявителя до их выплаты на содержание ребенка, проживающего в другой семье.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно преамбуле Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 44-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Закон Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", в соответствии с которым выплачиваются ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, также регулирует отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области.
Учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" принято в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, который устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который в свою очередь определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации оно подлежит применения к данным правоотношениям.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно применил нормы положения пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" и правильно пришел к выводу что из доходов семь административного истца подлежат вычету сумма уплачиваемых Пономаревым И.В. алиментов на содержание отдельно проживающих детей от первого брака.
Следовательно, принятое по делу апелляционное определение, основано на неверном применении норм материального права, являются незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного апелляционного определения, без отмены которого невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 ноября 2021 года отменить, оставить в силе решение Лиманского районного суда Астраханской области от 15 сентября 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 26 апреля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.