Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО2, к Департаменту капитального строительства города Севастополя о заключении договора социального найма, по кассационной жалобе истца ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО3, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 февраля 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1, действуя в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о заключении договора социального найма в отношении жилого помещения - комнат 3, 4 в блоке 36 в общежитии по "адрес" в "адрес", включив в договор также и члена ее семьи - несовершеннолетнего сына.
Требования мотивированы тем, что вселилась в общежитие как работник предприятия "Царь-хлеб", зарегистрирована в спорном жилом помещении с января 2010 г, произвела в блоке самовольную реконструкцию, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги. Обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги "Заключение (изменение) договора социального найма жилого помещения", расположенного по вышеуказанному адресу, получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общежитие отнесено к специализированному жилищному фонду, и заявителем не предоставлено документов, подтверждающих законность пользования спорным помещением, а также осуществление перепланировки коммунального блока. Полагая отказ незаконным, поскольку фактически в отношении спорного жилого помещения сложились отношения социального найма, обратилась в суд.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского городского суда от 14 февраля 2022 года, в удовлетворении иска ФИО1. отказано.
В кассационной жалобе, истец, в лице представителя, просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, не правильное определение обстоятельств имеющих значение для дела.
Письменных возражений не поступило.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителей.
Как следует из материалов дела, истец зарегистрирована и проживает по спорному адресу с 05.01.2010 года.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 11.06.2021 в заключении договора социального найма указанного жилого помещения ФИО1 отказано по тем основаниям, что помещение отнесено к специализированному жилищному фонду.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 N148-РДИ здания общежитий, в том числе здание общежития, расположенное по вышеуказанному адресу, включено в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 127-129 Жилищного кодекса Украины, статьями 92, 93, 104, 49, 52, 57, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что спорная квартира предоставлена истцу в общежитии, статус жилого помещения в установленном порядке не изменен, поэтому отсутствуют основания для заключения договора социального найма жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может признать соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела выводы предыдущих судебных инстанций по разрешению спора по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Названные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанным требованиям принятые по делу судебные постановления не отвечают.
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Поскольку ФИО1 и члены ее семьи вселены в спорное жилое помещение до принятия города Севастополя в Российскую Федерацию, то в данном случае необходимо руководствоваться и нормами права, действовавшими на тот период времени.
Согласно статье 118 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работ или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения, как правило, выделяются отдельные квартиры.
В соответствии со статьей 121 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления иной кооперативной или иной общественной организации.
На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 122 Жилищного кодекса Украинской ССР).
Таким образом, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца и членов ее семьи в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года N 148-РДИ спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя.
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно части 1 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Частью 2 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" предусмотрено, что правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, к правоотношениям, связанным с правом пользования спорной квартирой применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Таким образом, в нарушение вышеприведенных положений закона судами не были исследованы по существу и не получили правовой оценки суда все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда об отсутствии оснований для признания за истцом и членами его семьи права на спорное жилое помещение на условиях договора социального найма не являются преждевременными.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права судом апелляционной инстанции не устранены.
Поскольку допущенные судами нарушения являются значительными, без их устранения невозможно восстановление прав и законных интересов заявителя, то судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить решение суда и апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует устранить допущенные нарушения, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 февраля 2022 года - отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.