Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С.
с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи в интересах ФИО1 к администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица - департамент коммунального и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, по кассационной жалобе администрации города Керчи Республики Крым в лице представителя по доверенности ФИО9 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи ФИО14, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Керчи в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действующий в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым, в котором просит обязать ответчика предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по норме не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру обратилась ФИО1, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении её права на получение жилья. В ходе проверки обращения установлены нарушения со стороны администрации, поскольку ФИО1, включённая в соответствующий список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, до настоящего времени вопреки требованиям закона жильём не обеспечена.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года исковые требования удовлетворены. Администрация города Керчи Республики Крым обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее 25 кв.м. общей плошали жилого помещения применительно к условиям населённого пункта города Керчи.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2022 года вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба ФИО10 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация города Керчи Республики Крым в лице представителя по доверенности ФИО9, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебных актов. Указав, что органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. При этом выделяемых администрации субвенций недостаточно для приобретения всем лицам данной категории жилых помещений, ввиду чего предоставить жилое помещение ФИО1 не представляется возможным. Кроме этого, предоставление жилья вне очереди не допускается, ввиду чего в иске должно быть отказано. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора о правильности судебных актов, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Её мать - ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце были внесены по указанию матери.
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым от 3 декабря 2010 года опекуном ФИО1 назначена ФИО12 (бабушка) в связи с тем, что её мать - ФИО11 была лишена родительских прав решением Керченского городского суда от 8 октября 2010 года.
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым от 15 марта 2013 года ФИО1 присвоен статус "ребенок-сирота".
Постановлением Администрации города Керчи от 11 апреля 2017 года N 1046/1-п ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г. Керчь.
19 декабря 2020 года ФИО1 снята с учета патронируемых детей в связи с достижением совершеннолетия.
В настоящее время ФИО1 фактически проживает по адресу: "адрес", ком. 23. При этом, ФИО1 зарегистрирована по иному адресу: "адрес".
Из информации, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что сведения о зарегистрированных правах в отношении ФИО13 в ЕГРН отсутствуют.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья ФИО1 не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ФИО1 не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, она состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и не опровергнуты надлежащими доказательствами в установленном законом порядке.
Удовлетворяя требования прокурора, заявленные к администрации города Керчи Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений общей площадью не менее 25 кв. м, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на администрацию города Керчь Республики Крым.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил, при этом, указал, что необеспечение ФИО1 жилым помещением свидетельствует о нарушении ее прав и законных интересов.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Положениями ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ РФ от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Крым от 18.12.2014 N-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у ответчика надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит отклонению, поскольку отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для предоставления ФИО1 жилого помещения во внеочередном порядке в связи с отсутствием нормы, предусматривающей право на внеочередное обеспечение жилым помещением, признается кассационным судом несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Помимо изложенного, доводы кассационной жалобы ранее уже являлись предметом рассмотрения судов обеих судебных инстанций. Указанные доводы сводятся к несогласию кассатора с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут. В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы сводятся к формальным соображениям, обстоятельствам, не имеющим юридического значения для настоящего дела, и фактически выражают другую точку зрения заявителя на то, как должно было быть рассмотрено дело.
Выводы, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, последовательны и аргументированы. Результаты оценки доказательств, представленных сторонами, изложенные в судебных постановлениях, не дают оснований для вывода о нарушении принципов оценки доказательств, установленных статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Керчи в лице представителя по доверенности ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Комбарова
Судьи В.В.Песоцкий
А.С.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.