Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Грибанова Ю.Ю, Думушкиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" к ФИО1, ФИО2, действующих в интересах себя и несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, заключение прокурора Фроловой Е.В, которая считала необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение в части, судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2, действующим в интересах себя и несовершеннолетней ФИО3, ФИО4, в котором просила суд изъять для муниципальных нужд МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" путем выкупа доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 305, 64 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" и жилое помещение - "адрес" общей площадью 69, 5 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес", принадлежащие на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4; определить размер возмещения за указанное жилое помещение в соответствии с пунктом 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, пунктом 2.1 соглашения об изъятии, в размере 850 000 рублей. После выплаты возмещения прекратить право собственности ответчиков на жилое помещение, расположенное по указанному выше адресу, долю земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Признать право собственности МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" на долю земельного участка площадью 305, 64 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" и на жилое помещение ("адрес") общей площадью 69, 5 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес".
ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ФИО4 обратились в суд со встречными исковыми требованиями, согласно которых просили возложить на администрацию МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" обязанность предоставить им взамен жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего им на праве собственности по 1/4 общей доли, равнозначное жилое помещение с зачетом стоимости принадлежащего им жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, в счет предоставляемого жилого помещения.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 30 сентября 2021 года исковые требования администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" удовлетворены.
Суд постановилизъять у ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 спорные земельный участок и жилое помещение, определив размер возмещения равный 850 000 рублей. Указано, что после выплаты возмещения на спорные объекты недвижимости прекращается право собственности ФИО10 и признается право собственности МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
С ФИО1, ФИО2, ФИО4 в доход местного бюджета МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей, по 2000 рублей с каждого.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1, ФИО2, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" о предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилья - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 30 сентября 2021 года в части удовлетворения исковых требований администрации МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" к ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости отменено.
В указанной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" к ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости отказано в полном объеме.
В остальной части решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 30 сентября 2021 года оставлено без изменения.
Администрацией МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке согласно изученным материалам дела имеются.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2 и их детям ФИО4 и ФИО3 на основании договора купли-продажи от 22 декабря 2015 года на праве собственности принадлежит "адрес", расположенная по адресу: "данные изъяты"
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН по состоянию на 16 марта 2021 года, "адрес" по адресу: "адрес", площадью 69, 5 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", присвоенным 29 июня 2012 года, сведения об объекте недвижимости "актуальные, ранее учтенные", с 28 декабря 2015 года значится на праве собственности за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
Согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 15 марта 2021 года по адресу: "адрес" расположен земельный участок площадью 5094+/-25 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", присвоенным 21 ноября 2014 года, из категории земель населенных пунктов. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные", на праве собственности значится за администрацией МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" с 31 декабря 2014 года.
На основании заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск N 14 от 30 сентября 2013 года Постановлением администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" N 910 от 1 апреля 2015 года "О признании многоквартирного "данные изъяты" аварийным и подлежащим реконструкции" в целях исполнения решения Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 февраля 2015 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, признано необходимым проведение ремонтно-восстановительных работ указанного многоквартирного дома. Отделу по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации ЗАТО Знаменск дано указание направить собственникам помещений в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 настоящего постановления, требования о проведении ремонтно-восстановительных работ указанного многоквартирного в срок до 1 ноября 2015 года. Межведомственной комиссии дано указание после проведения капитального ремонта (реконструкции) и уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом о завершении ремонтно-восстановительных работах в месячный срок провести осмотр многоквартирного дома, составить акт обследования и принять соответствующее решение, довести его до заинтересованных лиц.
Постановлением администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" N 515 от 1 июня 2021 года "О внесении изменения в постановление администрации ЗАТО Знаменск N 541 от 10 июля 2020 года "О муниципальной программе "Переселение граждан ЗАТО Знаменск из аварийного жилищного фонда" на 2020-2021 годы" была утверждена муниципальная программа "Переселение граждан ЗАТО Знаменск из аварийного жилищного фонда" на 2020-2023 годы" (с изменением N 141 от 24 февраля 2021 года), в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Знаменск N 1359 от 1 июля 2015 года "О порядке принятия о разработке муниципальных программ и их формирования и реализации", на основании решения Совета ЗАТО Знаменск N 126 от 25 декабря 2020 года "О бюджете ЗАТО Знаменск на 2021 года и плановый период 2022 и 2023 годов", администрация ЗАТО Знаменск постановилавключить в указанную программу многоквартирный жилой "адрес", расположенный по адресу: "адрес", в том числе и "адрес".
Осуществление реализации мероприятий Программы предполагается по следующим направлениям: выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
Постановлением администрации ЗАТО Знаменск N 239 от 26 марта 2020 года "Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества" в связи с признанием расположенного на земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и истечением установленного срока для осуществления реконструкции многоквартирного "данные изъяты" в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РФ, статьей 32 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом ЗАТО Знаменск, постановлением администрации ЗАТО Знаменск N 910 от 1 апреля 2015 года "О признании многоквартирного "данные изъяты" аварийным и подлежащим реконструкции", администрацией ЗАТО Знаменск изъят для муниципальных нужд земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", адрес (местоположение) земельного участка: "адрес", площадью 5 094 кв.м, с видом разрешенного использования: для размещения 2- этажного 18-квартирного жилого дома, кадастровый N, а также изъяты для муниципальных нужд у собственников жилые помещения, в числе которых жилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 69, 5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно отчету N от 15 февраля 2021 года, составленному ООО "Волгоградэкспертоценка" по заказу администрации МО "ЗАТО "адрес"", рыночная стоимость жилого помещения "адрес" общей площадью 69, 5 кв.м по адресу: г. "данные изъяты", составляет 1 786 500 рублей, рыночная стоимость земельного участка общей площадью 305, 64 кв. составляет 208 000 рублей, рыночная стоимость доли мест общего пользования, принадлежащей собственнику "адрес" по адресу: "данные изъяты", составляет 57 611 рублей, материальные затраты 19 000 рублей, всего 1 994 500 рублей.
Во исполнение постановления N 910 от 1 апреля 2015 года "О признании многоквартирного "данные изъяты" аварийным и подлежащим реконструкции" и постановления администрации ЗАТО Знаменск N от 26 марта 2020 года "Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества - жилых помещений для муниципальных нужд ЗАТО Знаменск, в связи с признанием расположенного на земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и истечением установленного срока для осуществления реконструкции" администрацией 2 апреля 2021 года был подготовлен и направлен ФИО10 проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд МО "ЗАТО "адрес"" доли земельного участка и жилого помещения ("адрес") многоквартирного дома по адресу: "адрес", отчет N об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 305, 64 кв.м, и "адрес" площадью 69, 5 кв.м, расположенных по адресу: "адрес"; выписки из ЕГРН от 15 и 16 марта 2021 года; предложено в соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ после подписания вышеуказанного соглашения в срок не позднее 90 дней со дня получения настоящего соглашения вернуть 2 экземпляра в адрес администрации ЗАТО Знаменск. Размер возмещения за изымаемое недвижимое имущество предложен в сумме 850 000 рублей, как указанная в договоре купли-продажи квартиры от 22 декабря 2015 года покупная цена.
ФИО1, ФИО2, ФИО4 23 апреля 2021 года направили главе администрации ЗАТО Знаменск предложение об изменении размера возмещения, в котором просили направить в их адрес новый проект соглашения с согласованной выкупной ценой в размере 2 071 111 рублей в соответствии с отчетом об оценке ООО "Волгоградэкспертоценка" N от 15 февраля 2021 года.
Письмом от 27 мая 2021 года администрация ЗАТО Знаменск отказала в заключении соглашения об изъятии для муниципальных нужд МО "ЗАТО "адрес"" доли земельного участка и жилого помещения ("адрес") многоквартирного дома по адресу: "адрес", на условиях определения выкупной цены, исходя из отчета N об оценке рыночной стоимости спорных земельного участка и квартиры.
Не согласившись с позицией суда первой инстанции, разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции РФ, части 4 статьи 15, статьи 32 Жилищного кодекса РФ, учитывая изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом N 473-ФЗ от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принимая во внимание содержание пунктов 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства N 47 от 28 января 2006 года, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения как первоначальных, так и встречных исковых требований.
С подобным выводом в полной мере согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу требований части 1 статьи 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст.11 ГПК РФ).
Согласно пункта 3 названного постановления решение обоснованно тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Рассматриваемое апелляционное определение названным требованиям соответствует не в полной мере.
В соответствии с требованиями статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении (часть 1).
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2).
В рассматриваемом случае кассационная жалоба на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года поступила только от администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области", истцами по встречному иску - ФИО1, ФИО2, действующими в интересах себя и несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 указанное определение не обжалуется, в связи с чем данное определение в части законности оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении встречных исковых требований судебной коллегией по гражданским делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции не проверялось.
Между тем, доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" о том, что суд апелляционной инстанции незаконно отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения их требований и не применил к рассматриваемым правоотношениям положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, несостоятельны, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и положены в основу отмены рассматриваемого апелляционного определения, поскольку основаны на неверном толковании кассатором норм материального права.
Так, отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и отказывая в удовлетворении исковых требований администрации, суд апелляционной инстанции верно указал, что Федеральным законом N 473-ФЗ от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса РФ дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, при этом Федеральный закон N 473-ФЗ от 27 декабря 2019 года не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору, поскольку в период приобретения ответчиками жилого помещения в законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение учитывать дату его приобретения (до, либо после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что право на получение ответчиками по первоначальному иску возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, ответчики по первоначальному иску как собственники жилого помещения вправе были рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
В тоже время, согласно положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
При разрешении настоящего спора указанные задачи судом апелляционной инстанции не достигнуты.
В частности, отказав в удовлетворении исковых требований администрации ЗАТО об изъятии спорных земельного участка и квартиры для муниципальных нужд по указанной в договоре купли-продажи покупной цене, равной 850 000 рублей, суд фактически не разрешилспор по существу.
Так, в рассматриваемом случае суду надлежало самостоятельно установить все юридически значимые для дела обстоятельства, в случае необходимости поставить на обсуждение сторон вопрос о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для определения реальной стоимости подлежащих изъятию объектов и исходя из результатов данной экспертизы, определить размер выкупной стоимости спорного имущества, разрешив спор по существу.
Решение суда, как итог разбирательства по делу, должно приводить к разрешению спорной ситуации, восстанавливать нарушенные или оспариваемые права, чего в данном случае не произошло.
Допущенные судом нарушения норм права являются существенными, повлиявшими на исход рассмотрения дела, без их устранения невозможны защита и восстановление нарушенных прав заявителя, в связи с чем, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение подлежит частичной отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" к ФИО1, ФИО2, действующих в интересах себя и несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости отменить, направить в данной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 30 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.