Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Конаревой И.А, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акопян Карине Альбертовны, поданную 5 мая 2022 г, на решение Новосибирского областного суда от 29 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 г, по административному делу N 3а-34/2021 по административному исковому заявлению Акопян Карине Альбертовны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя административного истца Царева Н.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Акопян К.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что в период с 26 ноября 2009 г. по 28 июня 2016 г, Акопян К.А. являлась собственником земельного участка, с кадастровым номером N, общей площадью 11 828 кв.м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания (148 с фильтрами очистки), расположенного по адресу (местоположение): "адрес". Кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2010 г. в размере 12 228 850, 92 руб. Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" N от 21 декабря 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка изменена и установлена в размере 75 740 716, 28 руб. Исходя из указанной кадастровой стоимости земельного участка, Акопян К.А. был начислен земельный налог за шесть месяцев 2016 г. в размере 568 066 руб. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере рыночной в соответствии с представленным отчетом ООО "Сибирский оценщик" от 6 сентября 2019 г, в размере 7 795 000 руб. (требования в ходе рассмотрения дела не изменялись). Просила восстановить срок на обращение в суд с административным иском, поскольку по истечении пяти лет и до настоящего времени в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов "адрес".
Решением Новосибирского областного суда от 29 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 г, административные требования удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 11 828 кв.м. с кадастровым номером N, категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания (148 с фильтрами очистки), расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости - 26 520 119, 08 руб, определенной по состоянию на 1 января 2010 г.; дата обращения Акопян К.А. в суд - 3 октября 2019 г.
В кассационной жалобе Акопян К.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что выводы суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости основаны на недопустимом доказательстве, а именно экспертном заключении N от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку эксперт ФИО7 не является субъектом оценочной деятельности, следовательно не мог производить оценку рыночной стоимости земельного участка и подписывать экспертное заключение. Указывает, что действия государственных органов привели к ее заблуждению относительно заявленных ею требований, поскольку в процессе рассмотрения настоящего дела ей стало известно, что в период с 1 января 2010 г. по 20 декабря 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:062110:173, учитывалась не в размере 75 740 716, 28 руб, как это указывалось в выписки ЕГРН N от 22 июля 2019 г, а в размере 12 228 850, 92 руб, органы налоговой службы, рассчитывая налоговую базу по земельному налогу для административного истца, как налогоплательщика, использовали для расчёта земельного налога кадастровую стоимость в размере 75 740 716, 28 руб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу разъяснений, изложенных в абзаце 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться бывший собственник объекта недвижимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются его права и обязанности.
Из разъяснений, изложенных в пункте 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, следует, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Указано также, что в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с "Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания), подлежащими применению при разрешении требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по настоящему делу, указанные Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 2.3.2. Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.5. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель. (абзац 2 пункта 2.5.)
В случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (абзац 2 пункта 2.6 Методических указаний).
Указанные нормы материального права не были применены судами при разрешении требований. Недостатки разрешения спора, указанные в кассационном определении судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 г, послужившие основанием для отмены ранее постановленных по настоящему административному делу судебных актов, фактически не были устранены.
Судами указано, что Акопян К.А, в период с 26 ноября 2009 г. по 28 июня 2016 г, на основании договора купли-продажи N 6216 от 6 октября 2009 г. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 11 828 кв.м, категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания (148 с фильтрами очистки), адрес (местоположение): "адрес".
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N была установлена в размере 12 228 850, 92 руб. Перечень для кадастровой оценки составлен по состоянию на 1 января 2010 г. В указанный перечень земельный участок был включен, отнесен к 13 группе.
Сведения об указанной кадастровой стоимости являются архивными. Сведения о виде разрешенного использования - для эксплуатации здания (148 с фильтрами очистки), использованной для целей кадастровой оценки, соответствуют правоустанавливающим документам на дату постановки на кадастровый учет и на дату регистрации права собственности на земельный участок.
При повторном рассмотрении дела, установлено, что на основании заявления Акопян К.А. от 10 февраля 2010 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на основании Правил землепользования и застройки г. Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24 июня 2009 г, в сведения кадастрового учета внесены изменения о виде разрешенного использования земельного участка, о чем представлено решение ТО N Управления Роснедвижимости по Новосибирской области от 16 февраля 2010 г, установлен вид разрешенного использования: производственные базы, склады различного профиля, объекты транспорта, в том числе железнодорожные пути, площадки погрузки и разгрузки, общественные здания административного назначения, автосалоны и т.д.
Согласно акту определения кадастровой стоимости от 18 февраля 2010 г, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка определена его кадастровая стоимость в размере 69 788 948, 96 руб, с использованием удельных показателей, утвержденных постановлением администрации Новосибирской области от 27 июля 2005 г. N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Новосибирской области".
Из решения ФГБУ "ФКП Росреестра" "Об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях" N от 21 декабря 2015 г. следует, что в связи с неправильным определение удельного показателя - 1 0333, 89 руб./кв.м, кадастровая стоимость, установленная в размере 12 228 850, 92 руб. изменена, установлена в размере 75 740 716, 28 руб. Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 декабря 2015 г. Протокол выявления технический ошибки имеет указание на дату определения кадастровой стоимости - 16 февраля 2010 г, т.е. дату соответствующую дате внесения изменений о виде разрешенного использования.
При этом, акт определения кадастровой стоимости от 21 декабря 2015 г, которым кадастровая стоимость определена связи с исправлением технический ошибки, содержит сведения о виде разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены на основании решения от 16 февраля 2010 г.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка также являются архивными, в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета в связи с его разделом в 2016 г.
Разрешая заявленные требования, судами указано, что применительно к спорным правоотношениям в отношении земельного участка с кадастровым номером N была установлена кадастровая стоимость (архивные): в период с 1 января 2012 г. по 20 декабря 2015 г. - 12 228 850, 92 руб, с датой определения 1 января 2010 г.; в период с 21 декабря 2015 г. по 29 июня 2016 г. - 75 740 716, 28 руб, с датой определения 1 января 2010 г. (являющаяся предметом оспаривания), что не соответствует представленным сведениям из материалов кадастрового дела земельного участка.
Из административного искового заявления следует, что административный истец оспаривает кадастровую стоимость, определенную в размере 75 740 716, 28 руб, т.е. фактически оспаривает результат определения кадастровой стоимости, связанный с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Исковые требования в ходе рассмотрения дела не были изменены. В обоснование требований административным истцом указано на то, что оспариваемая кадастровая стоимость применена налоговым органом при определении налоговой обязанности по земельному налогу за налоговый период 2016 года. Следовательно, выводы суда об установлении кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2010 г, не соответствуют предмету заявленных требований и основаниям ее оспаривания. Кроме того, судами не принято во внимание и не получило правовой оценки возможность применения кадастровой стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 1 января 2010 г, ставшей архивной, в правоотношения, участником которых является административный истец на момент обращения в суд.
Из имеющихся в материалах дела отчетов, представленных административным истцом, как при обращении в суд, так и при предоставлении отчета об оценке объекта оценки N от 21 апреля 2021 г, подготовленного ООО "Сибирский оценщик", а равно при проведении экспертами судебных экспертиз, при описании характеристик земельного участка, являющегося предметом оценки, не представляется возможным сделать вывод, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 16 февраля 2010 г, в соответствии со сведениями о характеристиках земельного участка, влияющих на результат определения кадастровой и рыночной стоимости, в том числе о виде разрешенного использования земельного участка, внесенными 16 февраля 2010 г, которые послужили основанием для определения кадастровой стоимости земельного участка, являющуюся предметом оспаривания.
С учетом изложенного, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда нельзя признать законными и обоснованными, при разрешении требований нормы материального права, указанные выше, а также требования "Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. применены не правильно, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, на материалах дела не основаны. Указанные недостатки при разрешении требований судом апелляционной инстанции не были восполнены и устранены, в связи с чем апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение с целью процессуальной экономии.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 июля 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.