Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хертек Миланы Кажык-ооловны на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 апреля 2022 года по административному делу N 2а-3297/2021 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Хертек Миланы Кажык-ооловны к Мэрии г. Кызыла о признании недействующими пунктов 163, 223 приложения N 1 и N 2 постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 "Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" о включении Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва "Средняя общеобразовательная школа N 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья" и Церкви Троицы Живоначальной г. Кызыла в Перечень объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
пунктами 163, 223 приложения N 1 и приложения N 2 к постановлению Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 "Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", опубликованном 1 февраля 2019 года на официальном сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" www.mkyzyl.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в редакции постановления Мэрии г. Кызыла от 17 мая 2019 года N 283 "О внесении изменений в постановление Мэрии города Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51", опубликованном на официальном сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" www.mkyzyl.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17 мая 2019 года, а также 30 мая 2019 года в газете "Тувинская правда" N 55 (18242), Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва (ГБОУ РТ) "Средняя общеобразовательная школа N 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья" и Церковь Троицы Живоначальной г. Кызыла включены в Перечень объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания.
Полагая, что названное постановлений в указанной части подлежит признанию недействующим как принятое с нарушением процедуры его принятия и порядка опубликования, Хертек М.К, осуществляющая предпринимательскую деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания в баре "данные изъяты" по адресу: "адрес", расстояние от которого до обособленной территории ГБОУ РТ "Средняя общеобразовательная школа N 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья" г..Кызыла согласно постановлению Мэрии г..Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 составляет 425 м (погрешность измерений +- 5м) и до входа в обособленную территорию Церкви Троицы Живоначальной г..Кызыла - 384 м (погрешность измерений +- 6м), обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление напрямую затрагивает права предпринимателя на свободу экономической деятельности, так как торговый объект предпринимателя находится на территории, прилегающей к территориям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания, и указывая, что в нарушение требований пункта 8 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" общественные обсуждения по вопросу определения границы прилегающих территорий при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проводились, в результате чего предприниматель был лишен возможности принять участие в общественных обсуждениях и внести предложения по содержанию постановления.
Также в нарушение статьи 64.2 Устава г..Кызыла постановление Мэрии г..Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 не было опубликовано в периодическом печатном издании, в республиканских газетах, и предприниматель не был ознакомлен с данным нормативным правовым актом. Кроме того, в нарушение пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", действующим на момент принятия оспариваемого постановления, данное постановление Мэрии не было опубликовано на официальном сайте Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 апреля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 мая 2022 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на допущенные судами нарушения и неправильное применение норм материального права. Повторяя доводы, приведенные в обоснование административного иска, Хертек М.К. настаивает на нарушении ответчиком процедуры принятия и порядка опубликования постановления от 1 февраля 2019 года N 51.
Мэрией г. Кызыла принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители сторон в судебное заседание не явились. Административный истец о причинах неявки не известил, возражений против рассмотрения жалобы в его отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителя в судебное заседание, не заявил, ходатайств об отложении заседания не представил. Административным ответчиком представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Отношения по государственному регулированию ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, регламентируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 которого розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 названной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке.
В силу пункта 8 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений, в том числе, органами местного самоуправления городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, Правила определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425 и распространяющим свое действие на спорные правоотношения, формулируя понятие территории, прилегающей к организациям и объектам, указанным в пункте 2 Правил (пункт 4), гласят, что границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил, в том числе к детским, образовательным организациям; местам массового скопления граждан.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования и положений Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 5 мая 2005 года N 50, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом. По данным основаниям постановление от 1 февраля 2019 года N 51 не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о признании недействующими пунктов 163, 223 приложения N 1 и N 2 постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51, которым ГБОУ РТ "Средняя общеобразовательная школа N 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья" и Церковь Троицы Живоначальной г. Кызыла включены в Перечень объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что данный нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения; принят с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод административного истца о нарушении административным ответчиком при принятии нормативного правового акта положений пункта 8 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" со ссылкой на то, что информация о проведении общественных обсуждений по вопросу определения границы прилегающих территорий размещалась только в сети "Интернет" и не была опубликована в других средствах массовой информации (печатных изданиях), основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Порядок проведения общественных обсуждений, организуемых Мэрией города Кызыла, утвержден постановлением Мэрии г. Кызыла от 16 ноября 2018 года N 1337, согласно пункту 2.1 которого общественные обсуждения проводятся через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" путем размещения информации, выносимой на общественные обсуждения, на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения общественного обсуждения на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается уведомление о проведении общественного обсуждения (далее - уведомление), которое должно содержать следующую информацию: наименование вопроса, проекта правового акта мэрии города Кызыла, выносимого на общественное обсуждение; сведения о соответствующем структурном подразделении, отраслевом органе мэрии города Кызыла, в том числе разработчике проекта правового акта мэрии города Кызыла (в случае если на общественное обсуждение выносится проект правового акта мэрии города Кызыла); срок представления предложений и рекомендаций по вопросу, проекту правового акта мэрии города Кызыла, составляющий не менее 10 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информации, выносимой на общественное обсуждение; способ и адрес для направления (представления) предложений и рекомендаций по вопросу, проекту правового акта мэрии города Кызыла, выносимому на общественное обсуждение; информацию о порядке и сроках определения результатов общественного обсуждения (пункт 2.2).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка одновременно с уведомлением на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается содержание вопроса, проект правового акта мэрии города Кызыла, выносимого на общественное обсуждение.
В течение трех рабочих дней со дня окончания срока представления предложений и рекомендаций по вопросу, проекту правового акта мэрии города Кызыла, выносимому на общественное обсуждение, соответствующее структурное подразделение, отраслевой орган мэрии города Кызыла обеспечивают их рассмотрение и принимают мотивированное решение о необходимости их учета (отсутствии необходимости в их учете) при формировании позиции по вопросу, выносимому на общественное обсуждение, необходимости доработки (отсутствии необходимости доработки) проекта правового акта мэрии города Кызыла с учетом поступивших предложений и рекомендаций. По результатам проведения общественного обсуждения и рассмотрения поступивших предложений и рекомендаций соответствующее структурное подразделение, отраслевой орган мэрии города Кызыла составляют протокол общественного обсуждения (далее - протокол) в соответствии с образцом (приложение), в котором указываются место и время проведения общественного обсуждения, задачи общественного обсуждения, установленные при проведении общественного обсуждения факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. Не позднее трех рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения предложений и рекомендаций, предусмотренного пунктом 3.1 Порядка, протокол размещается на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 3.1 - 3.4 Порядка).
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что информация о публичных слушаниях по проекту оспариваемого постановления была опубликована на сайте Мэрии г. Кызыла 16 ноября 2018 года, по итогам которой составлен протокол проведения общественных обсуждений, также размещенный на сайте мэрии в установленные законом сроки и порядке.
При таких данных суды пришли к верному выводу о том, что проект оспариваемого постановления прошел процедуру публичных обсуждений.
Утверждение административного истца о том, что результаты общественного обсуждения не были подготовлены и обнародованы, не публиковались, материалам административного дела не соответствуют.
Ссылка истца на принятие оспариваемого постановления без учета мнения предпринимателей и жителей города несостоятельна.
Как установлено судами, предложений и замечаний на стадии обсуждения от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, физических лиц, государственных и иных учреждений на Перечень объектов территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная торговля алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания (приложение N 1 постановления N 51), и в целом на сам проект постановления не поступало.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно пункту 9 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425, информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Статьями 35, 52, 64.2 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" предусмотрено, что правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах информации, определенных городским Хуралом.
Постановления мэра г. Кызыла, затрагивающие права граждан, обязательно публикуются в средствах массовой информации.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, за исключением нормативных правовых актов Хурала представителей г. Кызыла о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободу и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ "Город Кызыл Республики Тыва", а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом приведенного правового регулирования, вопреки доводам административного истца, отсутствие опубликования постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 в периодическом печатном издании при установленном судом факте опубликования названного постановления на официальном сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" www.mkyzyl.ru 1 февраля 2019 года о несоблюдении административным ответчиком установленного действующим законодательством порядка опубликования муниципального правового акта, принятого во исполнение Федерального закона N 171-ФЗ и Правил, не свидетельствует; вывод судов о том, что порядок опубликования оспариваемого административным истцом постановления Мэрии г. Кызыла не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является верным.
Отсутствие размещения постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 на официальном сайте Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва также не свидетельствует о нарушении порядка его опубликования, поскольку возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого нормативного правового акта была обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, путем доведения его до сведения населения в порядке опубликования на официальном сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права и материалам административного дела не соответствуют.
Учитывая, что при рассмотрении дела судами верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка, обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хертек Миланы Кажык-ооловны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.