Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дмитриевой О.С, судей Ветровой Н.П, Репринцевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0057-01-2021-002320-74 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1", Администрации города Шарыпово, Управлению образованием Администрации города Шарыпово о возложении обязанности исполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства, по кассационной жалобе представителя Администрации г. Шарыпова - Гапанюк Юлии Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Репринцевой Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1" (Далее - МБОУ СОШ N 1), администрации г. Шарыпово, Управлению образованием администрации города Шарыпово о возложении обязанности исполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования мотивировало тем, что по результатам проверки были выявлены нарушения санитарного законодательства, установлено, что в МБОУ СОШ N 1 используется для приготовления блюд посуда, выполненная из алюминия; в мучном цехе отсутствует покрытие стола для работы с тестом (столешница) из дерева твердых лиственных пород; в пищеблоке Горячегорской OOШ филиала МБОУ СОШ N 1 используется для приготовления блюд посуда, выполненная из алюминия; также используются разделочные доски с дефектами и механическими повреждениями. В связи с выявленными нарушениями 30 марта 2021 г. выдано предписание об устранении нарушений N 8709 со сроком исполнения до 2 августа 2021 г, ответственность за его исполнение возложена на руководителя МБОУ СОШ N1. 8 апреля 2021 г. и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10047, МБОУ СОШ N1 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ. До настоящего времени МБОУ СОШ N 1 нарушения не устранены. Истец просит возложить на ответчиков обязанность устранить выявленные нарушения в срок до 1 декабря 2021 г, а на ответчика администрацию г. Шарыпово возложить обязанность по финансированию этих мероприятий в срок до 22 ноября 2021 г.
Решением Шарыповского городского суда Красноярского края от 28 октября 2021 г. постановлено обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1", Управление образованием Администрации города Шарыпово исполнить указанные в предписании N 8709 от 30 марта 2021 года требования п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи": по адресам: "адрес" 1, "адрес" обеспечить приготовление блюд в посуде из нержавеющей стали; по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, пер. Школьный, 1 обеспечить наличие в мучном цехе покрытие стола для работы с тестом (столешницы) из дерева твердых лиственных пород;
по адресу: "адрес" обеспечить использование на пищеблоке наличие разделочных досок без дефектов и механических повреждений.
В удовлетворении исковых требований к Администрации города Шарыпово отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2022 г. решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 28 октября 2021 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Администрации г. Шарыпово, отменено. Принято в этой части новое решение. Возложена на Администрацию города Шарыпово обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению приготовления блюд в посуде из нержавеющей стали по адресам: "адрес", 1, "адрес"; по обеспечению в мучном цехе покрытия стола для работы с тестом (столешницы) из дерева твердых лиственных пород по адресу: "адрес". пер. Школьный, 1; по обеспечению в пищеблоке разделочных досок без дефектов и механических повреждений по адресу: "адрес". В остальной части указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Шарыпова - Гапанюк Ю.С. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обосновании кассационной жалобы указала, что обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства должно быть возложено на МБОУ "СОШ N1" и на Управление образованием Администрации г. Шарыпово, так как Управление является главным распорядителем денежных средств. Полагает, что Администрация г. Шарыпово является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом гражданском деле.
Письменный отзыв относительно кассационной жалобы поступил от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по "адрес" при проведении внеплановой выездной проверки в отношении МБОУ СОШ N 1 по адресам: "адрес", пер. Школьный, 1; "адрес", были выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, в том числе: использование кухонной посуды, выполненной из алюминия, а также использование кухонной посуды с дефектами и механическими повреждениями; отсутствие в мучном цехе покрытия стола для работы с тестом (столешницы) из дерева твердых лиственных пород, что является нарушением требований ст. 17 ФЗ N52 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20.
На основании акта проверки N от 30 марта 2021 г. МБОУ СОШ N 1 выдано предписание N от 30 марта 2021 г. об устранении в срок до 2 августа 2021 г. выявленных нарушений.
В связи с выявленными фактами специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово 08 апреля 2021 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10047, МБОУ СОШ N привлечено к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании решения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 12 августа 2021 г, 17 августа 2021 г. составлен протокол N осмотра помещений, территории, вещей и документов образовательного учреждения, проведена проверка образовательного учреждения с целью обеспечения контроля исполнения предписания N от 30 марта 2021 г.
По результатам проверки составлен акт выездной внеплановой проверки от 25 августа 2021 г, согласно которому указанные пункты предписания N от 30 марта 2021 г. не выполнены.
31 августа 2021 г. ведущим специалистом-экспертом составлен протокол об административном правонарушении N 25146, в отношении юридического лица МБОУ СОШ N 1, за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции применив статьи 11, 17, 28, 30, 39 ФЗ от 30 марта 1990 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 9, 28, 41 ФЗ от 19 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что МБОУ СОШ N 1 не соблюдает требования санитарного законодательства при организации питания школьников, не выполняет предписания Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, чем создает угрозу возникновения и распространения массовых заболеваний. 13 связи с чем обязал МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1", Управление образованием Администрации города Шарыпово исполнить указанные в предписании N 8709 от 30 марта 2021 года требования: обеспечить приготовление блюд в посуде из нержавеющей стали; обеспечить наличие в мучном цехе покрытие стола для работы с тестом (столешницы) из дерева твердых лиственных пород; обеспечить использование на пищеблоке наличие разделочных досок без дефектов и механических повреждений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Шарыпово, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г. Шарыпово является ненадлежащим ответчиком, поскольку главным распорядителем средств соответствующего бюджета является Управление образованием Администрации г. Шарыпово, которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ему бюджетного учреждения МБОУ СОШ N1.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда о том, что администрация г. Шарыпово является ненадлежащим ответчиком, проанализировав представленные в материалы дела учредительные документы МБОУ СОШ N1, Управления образованием Администрации г. Шарыпово, принял в этой части новое решение об удовлетворении требований и возложении на Администрацию города Шарыпово обязанности по финансированию вышеуказанных мероприятий.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы Администрации г.Шарыпово, суд апелляционной инстанции правомерно возложил на указанного ответчика обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции указанного органа.
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 1.5 Устава МБОУ СОШ N 1 учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование "город Шарыпово Красноярского края", функции учредителя осуществляет Управление образованием Администрации города Шарыпово.
Согласно п.1.7 Устава Школа является юридическим лицом и от своего имени несет обязанности; согласно п. 1.10 Устава Школа имеет филиал в п.Горячегорск - Горячегорская ООШ филиал МБОУ СОШ N 1.
На основании п. 3.1, 3.6 Устава финансовое обеспечение деятельности Школы осуществляется за счет субсидий и субвенций краевого бюджета, средств бюджета города. Одним из источников формирования финансовых ресурсов Школы являются бюджетные средства, выделенные на выполнение муниципального задания и иные цели.
Из положения об Управлении образованием Администрации г. Шарыпово, утв. Постановлением N162 от 01 сентября 2017 года, следует, что Управление является структурным подразделением Администрации г. Шарыпово, созданным для реализации полномочий, возложенных на Администрацию города, по решению вопросов местного значения и управленческих функций в области образования (п. 1.1 Положения).
В цели и задачи деятельности Управления входит создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях (п. 2.2.3 Положения).
Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется из бюджета города Шарыпово на основе бюджетной системы. Управление расходует полученные из бюджета города Шарыпово средства в строгом соответствии с бюджетной системой, утвержденной на текущий финансовый год в пределах установленных лимитов финансового обеспечения (п. 7.1 Положения).
Из положения об Управлении образованием Администрации г. Шарыпово видно, что Управление не наделено бюджетными полномочиями главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в том числе по осуществлению планирования расходов бюджета.
Возлагая обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства на Администрацию, суд апелляционной инстанции правомерно учел, что на Администрацию как орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации школьного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.
То обстоятельство, что функции и полномочия учредителя от имени Администрации г. Шарыпово осуществляет Управление образованием Администрации г. Шарыпово, не освобождает Администрацию г. Шарыпово как уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения указанных выше обязанностей, поскольку Администрация г. Шарыпово, несмотря на делегирование полномочий учредителя Управлению образованием Администрации г. Шарыпово, является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении МБОУ СОШ N 1, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, обеспечивает составление и рассмотрение проекта бюджета города, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, а потому решение вопросов по финансированию мероприятий по приведению здания МБОУ СОШ N 1 в состояние, соответствующее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, возможно лишь при непосредственном участии указанного органа. Таким образом, возложение на Администрацию г. Шарыпово обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий не противоречит действующему законодательству и соответствует компетенции Администрации г. Шарыпово.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции на основании надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в апелляционном определении выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Положенные в основу апелляционного определения доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, данная им оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правила оценки доказательств судом второй инстанции не нарушены.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств по настоящему делу, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено.
Таким образом, обжалуемое апелляционное определение является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Шарыпова - Гапанюк Юлии Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Н.П. Ветрова
Н.Ю. Репринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.