Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4831/2021 (УИД 55RS0001-01-2021-007135-44) по иску Буниной Елены Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Буниной Елены Геннадьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бунина Елена Геннадьевна (далее по тексту - Бунина Е.Г, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное), ответчик) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании понесенных по делу судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что 20 декабря 2018 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости ранее общеустановленного возраста по основаниям, предусмотренным пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 27 декабря 2018 г. решением ответчика ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным стажем на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включены следующие периоды: с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г. в качестве старшей пионервожатой "Зерендинской средней школы" Республики Казахстан, с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, с 1 ноября 1999 г. по 27 сентября 2001 г. в качестве учителя "Кудук-Чиликской неполной средней школы", периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 6 апреля 2015 г. по 10 апреля 2015 г.; с 14 сентября 2015 г. по 25 сентября 2015 г.; с 7 декабря 2015 г. по 11 декабря 2015г.; с 12 ноября 2018 г. по 23 ноября 2018 г.
С учетом уточнений исковых требований просила обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды: с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г. в качестве старшей пионервожатой "Зерендинской средней школы" Республики Казахстан, с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 6 апреля 2015 г. по 10 апреля 2015 г.; с 14 сентября 2015 г. по 25 сентября 2015 г.; с 7 декабря 2015 г. по 11 декабря 2015 г.; с 12 ноября 2018 г. по 23 ноября 2018 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 декабря 2018 г, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Определением суда первой инстанции от 5 октября 2021 г. в связи с реорганизацией произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее по тексту - ОПФР по Омской области).
Решением Кировского районного суда г. Омска 5 октября 2021 г, с учетом определения об исправлении описки от 10 ноября 2021 г, исковые требования Буниной Е.Г. удовлетворены. В специальный стаж Буниной Е.Г, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включены периоды: с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г. в должности старшей пионервожатой "Зерендинской средней школы" Республики Казахстан, с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 6 апреля 2015 г. по 10 апреля 2015 г, с 14 сентября 2015 г. по 25 сентября 2015 г, с 7 декабря 2015 г. по 11 декабря 2015 г, с 12 ноября 2018 г. по 23 ноября 2018 г, за Буниной Е.Г. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 20 декабря 2018 г, с ОПФР по Омской области в пользу Буниной Е.Г. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 марта 2022 г. решение Кировского районного суда г. Омска 5 октября 2021 г. отменено в части включения Буниной Е.Г. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г. в должности старшей пионервожатой "Зерендинской средней школы" Республики Казахстан, с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, и признания за Буниной Е.Г. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 20 декабря 2018 г, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Буниной Е.Г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Бунина Е.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 20 декабря 2018 г. Бунина Е.Г. обратилась в УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное) от 27 декабря 2018 г. N в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием на момент обращения требуемого стажа на соответствующих видах работ (специального стажа).
По предъявленным документам УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное) указало на следующую продолжительность стажа на соответствующих видах работ:
- с учетом Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 - 20 лет 5 месяцев 00 дней;
- с учетом частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 22 года 3 месяца 27 дней;
- с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П- 22 года 3 месяца 27 дней.
При этом в страховой стаж истца на соответствующих видах работы не включены периоды:
- с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г. в качестве старшей пионервожатой "Зерендинской средней школы";
- с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г, с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников";
- с 6 апреля 2015 г. по 10 апреля 2015 г.; с 14 сентября 2015 г. по 25 сентября 2015 г.; с 7 декабря 2015 г. по 11 декабря 2015 г.; с 12 ноября 2018 г. по 23 ноября 2018 г. - курсы повышения квалификации.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, возложив на пенсионный орган обязанность по включению в специальный стаж истца периодов работы с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г. в должности старшей пионервожатой "Зерендинской средней школы" Республики Казахстан, с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 6 апреля 2015 г. по 10 апреля 2015 г, с 14 сентября 2015 г. по 25 сентября 2015 г, с 7 декабря 2015 г. по 11 декабря 2015 г, с 12 ноября 2018 г. по 23 ноября 2018 г.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Буниной Е.Г. в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г. в должности старшей пионервожатой "Зерендинской средней школы" Республики Казахстан, суд первой инстанции исходил из того, что истец начала свою трудовую деятельность в должности старшей пионервожатой в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего до 1 октября 1993 г, которым предусматривались основания и порядок включения в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы в должности пионервожатой.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г. и с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца в качестве хореографа соответствует понятию "занятие педагогической деятельностью", в связи с чем подлежит включению в специальный стаж.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочнойстраховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г. в должности старшей пионервожатой "Зерендинской средней школы" Республики Казахстан, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г, вместе с тем согласно сведениям трудовой книжки истца, Бунина Е.Г. впервые была принята на работу на должность учителя средней школы, то есть на должность, прямо предусмотренную в соответствующем перечне, с 1 октября 1993 г, ранее указанной даты истец в должностях учителя, педагога в школах и других учреждениях для детей не работала. Возможность зачета работникам образования в специальный стаж работы в качестве пионервожатых постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, как и действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусматривалась.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г. и с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан, суд апелляционной инстанции исходил из того, что разделом "Наименование должностей" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, подлежащего применению к спорным отношениям, должность "хореограф" не поименована. Также должность "хореограф" не поименована в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Принимая во внимание, что с учетом определенного ответчиком специального стажа истца и включенных судом первой инстанции в стаж на соответствующих видах работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации, педагогический стаж Буниной Е.Г. менее 25 лет, установленных пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и возложении соответствующей обязанности на ответчика.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 463);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В силу подпункта "м" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению от 17 декабря 1959 г. N 1397) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.
Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в должности пионервожатой, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Вопреки доводам кассационной жалобы, учитывая, что начало педагогической деятельности Буниной Е.Г. в должностях, прямо поименованных в соответствующем перечне, имело место после указанной даты, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нормы Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ней права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного Положения у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности, тогда как при отсутствии указанного обстоятельства наличие 2/3 трудового стажа педагогической деятельности на момент назначения пенсии правового значения не имеет.
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж работы в качестве пионервожатых Постановлением от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" не предусматривалось, как и применяемым в настоящее время Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного являются обоснованными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж Буниной Е.Г, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периода работы в должности старшей пионервожатой с 11 января 1989 г. по 31 августа 1989 г.
Относительно периодов работы Буниной Е.Г. с 1 сентября 1989 г. по 30 ноября 1991 г. и с 1 декабря 1991 г. по 28 сентября 1993 г. в качестве хореографа "Зерендинского дома пионеров и школьников" Республики Казахстан судом апелляционной инстанции также дана надлежащая правовая оценка и обоснованно указано, что должность "хореограф" не поименована разделом "Наименование должностей" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, подлежащего применению к спорным отношениям. Также должность "хореограф" не поименована в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается, в компетенцию суда входит лишь вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Являются несостоятельными приведенные Буниной Е.Г. в кассационной жалобе доводы о том, что работая в должности "хореограф" она фактически выполняла обязанности "руководителя кружка", то есть выполняла педагогическую работу, в связи с чем, имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости как педагогический работник, поскольку не соответствуют приведенному правовому регулированию, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом апелляционном определении, в целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Буниной Елены Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.