Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2594/2021 (УИД 22RS0013-01-2021-003611-38) по иску Беленко Александра Ивановича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Беленко Александра Ивановича на решение Бийского городского суда Алтайского края от 15 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Беленко Александр Иванович (далее по тексту - Беленко А.И, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее по тексту - УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края, ответчик) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что решением УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 29 апреля 2021 г. N ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.
В данный стаж не были засчитаны периоды работы:
- с 16 июля 1983 г. по 2 мая 1984 г. - в качестве эл.слесаря КИПиА в цехе аммонитов уч. 4, слесаря КИП в цехе аммонитов уч.4 на Бийском химическом комбинате;
- с 3 июля 1986 г. по 30 января 1988 г. - в качестве эл. слесаря в цехе аммонитов уч-к 4, эл. слесаря КИПиА в цехе пр-ва промышленных взрывчатых веществ уч. 1, слесаря КИПиА по обсл. цеха промышленных взрывчатых веществ на Бийском ямическом комбинате.
Кроме того, к стажу на соответствующих видах работ в периоде с 10 октября 1984 г. по 7 мая 1986 г. не был зачтен период прохождения военной службы по призыву с 9 мая 1984 г. по 7 мая 1986 г.
Для подтверждения периода работы он представлял справку, уточняющую особый характер работы от 1 февраля 1988 г. N, которая пенсионным органом не была принята во внимание со ссылкой на отсутствие в таковой необходимых уточняющих сведений, так как в справке не указана дата рождения.
Ввиду того, что Бийский химический комбинат (впоследствии переименованный в (АО "Полиэкс") был ликвидирован в 2010 году, он по независящим от него причинам лишен возможности представить справку, уточняющую особый характер его работы на данном предприятии для подтверждения льготного стажа.
Пенсионным органом установлено, что страховой стаж истца составил более 25 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент более 21, специальный стаж 3 года 2 месяца 15 дней, вместо требуемых 7 лет 6 месяцев.
С решением УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 29 апреля 2021 г. N он не согласен, поскольку записями в трудовой книжке подтверждается, что в спорные периоды он работал:
- с 16 июля 1983 г. по 2 мая 1984 г. - в качестве эл. слесаря КИПиА в цехе аммонитов уч.4, слесаря КИП в цехе аммонитов уч.4 на Бийском химическом комбинате (уволен в связи с призывом в СА);
- с 3 июля 1986 г. по 30 января 1988 г. - в качестве эл. слесаря в цехе аммонитов уч-к 4, эл. слесаря КИПиА в цехе пр-ва промышленных взрывчатых веществ уч. 1, слесаря КИПиА по обсл. цеха промышленных взрывчатых веществ на Бийском химическом комбинате;
- с 9 мая 1984 г. по 7 мая 1986 г. - проходил службу в Советской армии.
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" для учета спорных периодов, имевших место до 1 января 1992 г, исчисление специального стажа следует производить с применением Списка N 1, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, а также Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Названным Списком N 1, раздел IХ "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжений боеприпасов", подраздел 4 "Производство порохов, всех видов зарядов, воспламенителей, пироксилина, нитроэфиров и других смесей, взрывпакетов, безгазового и малогазового составов, огнепроводного и детонирующего шнура" предусмотрены рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в указанных цехах и производствах (за исключением рабочих и инженерно-технических работников, занятых на изготовлении металлических оболочек для воспламенителей).
Кроме того, с 9 мая 1984 г. по 7 мая 1986 г. он проходил службу в Советской армии. Нормативным правовым актом, регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" являлось Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Пункт 109, действовавшего в период его службы в Советской Армии вышеназванного Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения службы в рядах Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, период службы в составе Вооруженных Сил СССР может быть приравнен к работе по Списку N 1 от 1956 года.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец, с учетом уточнения требований, просил:
- признать за ним право на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- возложить на УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды: с 16 июля 1983 г. по 2 мая 1984 г. - в качестве эл. слесаря КИПиА в цехе аммонитов уч.4, слесаря КИП в цехе аммонитов уч.4 на Бийском химическом комбинате (уволен в связи с призывом в СА); с 9 мая 1984 г. по 7 мая 1986 г. - период прохождения военной службы по призыву; с 3 июля 1986 г. по 30 января 1988 г. - в качестве эл. слесаря в цехе аммонитов уч-к 4, эл. слесаря КИПиА в цехе пр-ва промышленных взрывчатых веществ уч. 1, слесаря КИПиА по обсл. цеха промышленных взрывчатых веществ на Бийском химическом комбинате;
- возложить на УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 15 июля 2021 г. (с учетом определения от 9 августа 2021 г. об исправлении описки) исковые требования Беленко А.И. удовлетворены частично, на УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность включить в специальный стаж Беленко А.И, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 16 июля 1983 г. по 2 мая 1984 г. в качестве эл. слесаря КИПиА в цехе аммонитов уч. 4, слесаря КИП в цехе аммонитов уч. 4 на Бийском химическом комбинате, с 3 июля 1986 г. по 30 января 1988 г. в качестве эл. слесаря в цехе аммонитов уч. 4, эл. слесаря КИПиА в цехе производства промышленных взрывчатых веществ уч. 1, слесаря КИПиА по обслуживанию цеха промышленных взрывчатых веществ на Бийском химическом комбинате, также с УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края в пользу Беленко А.И. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением Бийского городского суда Алтайского края от 28 октября 2021 г. в связи с реорганизацией территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации произведена замена ответчика УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОПФР по Алтайскому краю).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 января 2022 г. решение Бийского городского суда Алтайского края от 15 июля 2021 г. в части отказа во включении в специальный стаж Беленко А.И, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода прохождения военной службы по призыву с 9 мая 1984 г. по 7 мая 1986 г. отменено, принято в указанной части новое решение, которым на УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края (после реорганизации - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю) возложена обязанность включить в специальный стаж Беленко А.И, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период прохождения военной службы по призыву с 9 мая 1984 г. по 7 мая 1986 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Беленко А.И. просит отменить решение Бийского городского суда Алтайского края от 15 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 января 2022 г, выражаю несогласие с отказов в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 2 марта 2021 г. Беленко А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 29 апреля 2021 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
При этом решением установлено, что продолжительность страхового стажа у заявителя более 25 лет, имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента - более 21, возраст Беленко А.И. на ДД.ММ.ГГГГ составлял 57 лет, специальный стаж в соответствии со Списком N 2 составляет 3 года 2 месяца 15 дней, вместо требуемого специальный стажа для данного возраста не менее 7 лет 6 месяцев.
В специальный стаж не включены период работ с 16 июля 1983 г. по 2 мая 1984 г. - в качестве эл. слесаря КИПиА в цехе аммонитов уч. 4, слесаря КИП в цехе аммонитов уч. 4 на Бийском химическом комбинате; период работ с 3 июля 1986 г. по 30 января 1988 г. - в качестве эл. слесаря в цехе аммонитов уч-к 4, эл. слесаря КИПиА в цехе пр-ва промышленных взрывчатых веществ уч. 1, слесаря КИПиА по обсл. цеха промышленных взрывчатых веществ на Бийском химическом комбинате; период прохождения военной службы по призыву с 9 мая 1984 г. по 7 мая 1986 г.
Разрешая спор, оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, в том числе записи в трудовой книжке, копии архивных справок, карточки формы Т-2, уточняющей справки от 1 февраля 1988 г. N, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца на Бийском химическом комбинате с 16 июля 1983 г. по 2 мая 1984 г, с 3 июля 1986 г. по 30 января 1988 г, которые предусмотрены Списком N 1 от 22 августа 1956 г. N 1173, подлежат включению в специальный страховой стаж как работа с вредными условиями труда, в связи с чем удовлетворил исковые требования в указанной части, не усмотрев оснований для включения в специальный стаж периода прохождения военной службы.
Несмотря на включение в специальный стаж вышеуказанных периодов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии основания для досрочного назначения истцу, достигшему возраста 57 лет, страховой пенсии по стрости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения в пенсионный орган вследствие отсутствия требуемого специального стажа.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж периодов работы на Бийском химическом комбинате с 16 июля 1983 г. по 2 мая 1984 г, с 3 июля 1986 г. по 30 января 1988 г, не согласился с выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода прохождения военной службы по призыву.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и удовлетворяя требования истца включении в специальный стаж Беленко А.И. периода прохождения военной службы по призыву с 9 мая 1984 г. по 7 мая 1986 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что учитывая, что служба истца в армии как предшествовала, так и следовала за периодом его работы на Бийском химическом комбинате, то указанный период прохождения истцом военной службы по призыву также подлежал включению судом в специальный страховой стаж работы истца по Списку N 1, поскольку Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшего на момент прохождения службы истцом в составе Вооруженных Сил СССР, было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе вооруженных сил СССР.
Вместе с тем, несмотря на включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по Списку N 1, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у истца не возникает право на получение досрочной страховой пенсии по старости как в соответствии с пунктом 1 части 1 стать 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого специального стажа, так как такой соответственно составляет по Списку N 1 - 4 года 4 месяца 14 дней (с учетом службы в армии) и по Списку N 2 - 3 года 2 месяца 15 дней.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что в результате суммирования периодов работы истца по Списку N 1 и по Списку N 2 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у Беленко А.И. не возникает.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе решение суда и апелляционное определение не оспариваются в части удовлетворения исковых требований Беленко А.И.
Судебная коллегия не усматривает законных оснований для выхода за пределы доводов жалобы и проверки судебных постановлений в полном объеме.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665 от 16 июля 2014 г.).
Согласно пункту 3 Постановления N 665 от 16 июля 2014 г. исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
В соответствии с пунктом 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил от 11 июля 2002 г. N 516).
В соответствии с пунктом 2 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с вредными условиями труда (подпункт 1); работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2).
Согласно пункту 3 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке: путем прибавления, в том числе, к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, пункт 3 Правил N 516 от 11 июля 2002 г. допускает суммирование периода работы с тяжелыми условиями труда с периодом работы с вредными условиями труда, если в результате такого прибавления стаж для мужчин составит не менее 12 лет 6 месяцев.
Снижение возраста при суммировании стажа не предусмотрено.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно исходили из того, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, аналогичная норма предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая изложенное, являются обоснованными выводы судов о том, что при назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости возможно суммирование периодов работы только в том случае, если в результате такого суммирования специальный стаж составит 12 лет 6 месяцев, тогда как вопреки доводам кассационной жалобы действующим правовым регулированием не допускается одновременное суммирование периодов работы и снижение (уменьшение) возраста.
Поскольку с учетом установленного специального стажа Беленко А.И. по решению пенсионного органа и включения периодов работы по решению судов первой и апелляционной инстанций суммированный стаж на соответствующих видах работ истца составляет менее требуемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости 12 лет 6 месяцев, являются обоснованными выводы судов о том, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца с ДД.ММ.ГГГГ. (достижение истцом возраста 57 лет) не возникло.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части назначения досрочной страховой пенсии по старости, повторяют позицию истца, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 15 июля 2021 г. в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 января 2022 г, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Беленко Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.