Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Латушкиной С. Б, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 3580/2021 (УИД 70RS0004-01-2021-003868-96) по иску прокурора Бакчарского района Томской области, действующего в интересах Черепаноавой Н.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в страховой стаж
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Черепанова Н.В. (далее по тексту Черепанова Н.В, истец) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Томской области (далее по тексту - ОПФ по Томской области) о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ - УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) от 3 декабря 2019 г. N в части отказа во включении в специальный страховой стаж работы Черепановой Н.В, дающий право на назначение пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", следующих периодов: с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г, с 10 марта 1998 г. по 16 октября 2002 г, с 26 октября 2002 г. по 26 ноября 2002 г, с 17 октября 2002 г. по 25 октября 2002 г, с 26 октября 2006 г. по 27 октября 2006 г, с 24 марта 2009 г. по 25 марта 2009 г, с 8 декабря 2011 г. по 9 декабря 2011 г, с 28 октября 2013 г. по 30 октября 2013г, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", следующие периоды: с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г, с 10 марта 1998 г. по 16 октября 2002 г, с 26 октября 2002 г. по 26 ноября 2002 г, с 17 октября 2002 г. по 25 октября 2002 г, с 26 октября 2006 г. по 27 октября 2006 г, с 24 марта 2009 г. по 25 марта 2009 г, с 8 декабря 2011 г. по 9 декабря 2011 г, с 28 октября 2013 г. по 30 октября 2013г.
В обоснование заявленных требований заявитель кассационной жалобы указал, что 20 ноября 2019 г. Черепанова Н.В. обратилась в ГУ - УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 3 декабря 2019 г. N в специальный стаж истца не засчитаны указанные периоды работы в должности социального педагога в детском доме, а также периоды нахождения в командировках. С решением Пенсионного органа прокурор Бакчарского района Томской области и Черепанова Н.В. не согласны и полагают, что указанные периоды должны быть включены в специальный стаж Черепановой Н.В.
Решением Советского районного суда г. Томска от 29 ноября 2021 г. исковые требования прокурора Бакчарского района Томской области, действующего в интересах Черепановой Н.В, удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) от 3 декабря 2019 г. N в части отказа во включении в специальный страховой стаж работы Черепановой Н.В. по п.19 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периодов работы: с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г, с 10 марта 1998 г. по 16 октября 2002 г, с 26 октября 2002 г. по 26 ноября 2002 г, с 17 октября 2002 г. по 25 октября 2002 г, с 26 октября 2006 г. по 27 октября 2006 г, с 24 марта 2009 г. по 25 марта 2009 г, с 8 декабря 2011 г. по 9 декабря 2011 г, с 28 октября 2013 г. по 30 октября 2013г. и обязал Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить в специальный стаж работы Черепановой Н.В, дающий право на назначение пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. следующие периоды: с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г, с 10 марта 1998 г. по 16 октября 2002 г, с 26 октября 2002 г. по 26 ноября 2002 г, с 17 октября 2002 г. по 25 октября 2002 г, с 26 октября 2006 г. по 27 октября 2006 г, с 24 марта 2009 г. по 25 марта 2009 г, с 8 декабря 2011 г. по 9 декабря 2011 г, с 28 октября 2013 г. по 30 октября 2013г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 марта 2022 г. решение Советского районного суда г. Томска от 29 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области просит об отмене судебных актов как незаконных и необоснованных в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации обязанности включить Черепановой Н.В. в специальный педагогический стаж периодов работы с 12 ноября 1993 г. по 31 октября 1999 г. в должности специального педагога по п. п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на необоснованное включение судами в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы Черепановой Н.В. с 12 ноября 1993 г. по 31 октября 1999 г.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, согласно частям 1, 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N165 -ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
При этом Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 должность социального педагога не предусмотрена.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции сослался на пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, которым предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а также на пункт 11 данных Правил, устанавливающий виды образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа в которых в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Заявитель кассационной жалобы полагает неверным утверждение суда относительно того, что Правила N781 позволяют засчитывать периоды работы в должности социального педагога, выполнявшейся до даты утверждения в 2002 году Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости даже в случае, если ранее действовавшим Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 должность социального педагога не была предусмотрена.
Между тем, пункт 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, только определяет порядок реализации пенсионных прав граждан, осуществляющих педагогическую деятельность, указанных как в Списках 2002 года, так и в ранее действовавших списках, а пункт 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, устанавливает виды образовательных учреждений, работа в которых в должностях социального педагога, педагога-психолога, и инструктора по труду, включенных в Список 2002 года, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
При этом Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 не имеют обратной силы, не распространяют действие Списка 2002 года на период до даты его утверждения и не отменяют Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463.
Прокуратурой Томской области принесены возражения на кассационную жалобу, поданную Государственным учреждением Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области, в которых Прокурор Томской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Черепанова Н.В, ответчик - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу обоснованной, а решение Советского районного суда г. Томска и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда, подлежащим отмене в обжалуемой кассатором части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Черепанова Н.В. 20 ноября 2019 г. обратилась в ГУ - УПФР за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 3 декабря 2019 г. N специальный стаж истца не засчитаны периоды работы Черепановой Н.В. в должности социального педагога в детском доме, а также периоды нахождения в командировках. С решением Пенсионного фонда РФ Черепанова Н.В. не согласилась, в связи с чем оспорила его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, включая в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы истца в должности социального педагога Семейного детского дома, Бакчарского детского дома с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г, с 10 марта 1998 г. по 16 октября 2002 г, с 26 октября 2002 г. по 26 ноября 2002 г. руководствовался положениями п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пришел к выводу, что работа Черепановой Н.В. в спорные периоды в должности социального педагога Семейного детского дома, Бакчарского детского дома подлежит зачету в специальный страховой стаж истца, поскольку должность социального педагога при работе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях предусмотрена Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781.
Также судом первой инстанции включены в специальный стаж Черепановой Н.В. периоды прохождения курсов повышения квалификации с 17 октября 2002 г. по 25 октября 2002 г, с 26 октября 2006 г. по 27 октября 2006 г, с 24 марта 2009 г. по 25 марта 2009 г, с 8 декабря 2011 г. по 9 декабря 2011 г, с 28 октября 2013 г. по 30 октября 2013 г. на основании положений частей 1, 4 статьи 196 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", вступившего в действие с 1 сентября 2013 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 марта 2022 г. выводы суда первой инстанции поддержаны, решение Советского районного суда г. Томска от 29 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Томской области), не согласившись с обоснованностью решения суда в части включения в специальный стаж работы истца периода с 12 ноября 1993 г. по 31 октября 1999 г. в должности социального педагога в Бакчарском семейном детском доме Томской области, оспорило судебные акты в порядке кассационного производства.
С учетом положений части 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверяет законность оспариваемых судебных актов только в обжалуемой органом Пенсионного фонда Российской Федерации части.
Как следует из материалов дела, справки Областного государственного казенного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района" от 4 октября 2018 г. N, Черепанова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. 1 июля 1992 г. была принята в Бакчарский семейный детский дом Томской области помощником воспитателя (приказ N, параграф 1 от 29 июня 1992 г.), 12 ноября 1993 была переведена социальным педагогом (приказ N от 29 октября 1993 г.) 10 марта 1998 г. Бакчарский детский дом семейного типа переименован в Бакчарский детский дом, приказ от 10 марта 1998 г. N, приказ по Бакчарскому семейному детскому дому от 14 марта 1998 г. Nа, 27 ноября 2002 г. Бакчарский детский дом переименован в Областное государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Бакчарский детский дом", приказ от 25 сентября 2002 г. N, приказ по Бакчарскому детскому дому от 27 ноября 2002 г. N, 15 апреля 2011 г. Областное государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Бакчарский детский дом" признано считать Областным государственным казенным образовательным учреждением для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Бакчарский детский дом".
Спорным является период работы Черепановой Н.В. с 12 ноября 1993 г. по 31 октября 1999 г. в должности социального педагога Бакчарского детского дома.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, оценив доводы заявителя кассационной жалобы, счел заслуживающими внимания доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж работы для решения вопроса о назначении Черепановой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости указанного периода ее работы в Бакчарском детском доме по должности социального педагога по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400 -ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, которая предусматривает, что основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж, на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
К спорному периоду работы истца в должности социального педагога Бакчарского детского дома с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г. и с 10 марта 1998 г. по 31 октября 1999 г. подлежит применению Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", которым должность "социального педагога" в детском доме и в любом другом детском учреждении не была предусмотрена.
Впервые указанная должность "социального педагога" в образовательных учреждениях для детей - сирот, детских домах и специальных (коррекционных) детских домах была включена в Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г N1067, который подлежит применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Должность социального педагога в детском доме, предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, который к спорному периоду времени с 12 ноября 1993 г. по 31 октября 1999 г. не применим, поскольку перечень должностей, работа на которых предоставляет гражданам возможность учитывать соответствующие периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости определяется Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463, которым должность социального педагога не предусмотрена.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необоснованными и не мотивированными выводы судов о том, что при определении списка должностей, работа на которых учитывается при определении специального страхового стажа для назначения пенсии по старости по п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ необходимо руководствоваться Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781, поскольку указанный вывод не соответствует положениям подпункта "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской федерации от 16 июля 2014 г. N665, прямо предписывающему порядок и перечень списков, которые подлежат применению в четко очерченные в п. "м" Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N665 временные периоды.
При этом то обстоятельство, что Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской федерации от 29 октября 2002 г. N781 содержат положения, регулирующие вопросы учета периодов работы в должностях, учитываемых при определении специального льготного страхового стажа при назначении пенсии за предшествующий период, не свидетельствует о возможности применения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N Списка должностей к спорному периоду с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г. и с 10 марта 1998 г. по 31 октября 1999 г.
С учетом изложенного, суд полагает в соответствующей части судебные акты подлежащими отмене как принятые с нарушением норм материального права, а дело подлежащим направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для выяснения значимых для дела обстоятельств и устранения неправильного применения норм материального права, на которое указано судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащим отмене решение суда первой инстанции и апелляционной инстанции в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) от 3 декабря 2019 г. N в части отказа во включении в специальный страховой стаж работы Черепановой Н.В. по п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периодов работы с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г. и с 10 марта 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности социального педагога и возложения на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанности зачесть указанный период работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо разрешить спор с учетом правильного применения норм материального права, выяснить все значимые для дела обстоятельства.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 марта 2022 г. в части признания незаконным решения Государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) от 3 декабря 2019 г. N в части отказа во включении в специальный страховой стаж работы Черепановой Н.В. по п.19 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периодов работы: с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г, с 10 марта 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности социального педагога и в части возложения на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить в специальный стаж работы Черепановой Н.В, дающий право на назначение пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. периода работы с 12 ноября 1993 г. по 9 марта 1998 г, с 10 марта 1998 г. по 31 октября 1999 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.