Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Раужина Е.Н, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1603/2021 (УИД 54RS0013-01-2021-003504-44) по иску Гасановой Гулнары Мурват Кызы к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" о льготном обеспечении медицинскими изделиями и расходными материалами, по кассационной жалобе Гасановой Гулнары Мурват Кызы на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Новосибирской области по доверенности Гусева Егора Александровича, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гасанова Гулнара Мурват Кызы (далее по тексту - Гасанова Г.М.к.) обратилась в Бердский городской суд Новосибирской области с иском к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" (далее по тексту - ГБУЗ Новосибирской области "Бердская центральная городская больница") об обязании Министерства здравоохранения Новосибирской области обеспечить за счет средств бюджета Новосибирской области изделиями медицинского назначения - расходными материалами инсулиновой помпы Медтроник Минимед ММТ 754 с системой постоянного мониторирования глюкозы: сенсором для мониторинга глюкозы Enlite до момента отмены инсулиновой помпы по медицинским показаниям, обязании ГБУЗ Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" выдать рецепты на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения - расходными материалами инсулиновой помпы Медтроник Минимед ММТ 754 с системой постоянного мониторирования глюкозы: сенсор для мониторинга глюкозы Enlite до момента отмены инсулиновой помпы по медицинским показаниям.
Определением Бердского городского суда Новосибирской области от 14 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов и налоговой политики по Новосибирской области.
Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 13 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г. (с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 апреля 2022 г. об исправлении описки), в удовлетворении исковых требований Гасановой Г.М.к. отказано.
Гасанова Г.М.к. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Бердского городского суда Новосибирской области от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г. отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Гасанова Г.М.к. указала на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального права. Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что, несмотря на невключение медицинского изделия необходимого ей в Перечень медицинских изделий имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г..N 3053-р она имеет право на получение средств диагностики (медицинское изделие). Она отнесена к категории больных "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", вследствие этого она, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г..N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также федеральной и территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами, а также средствами диагностики по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, средствами диагностики (медицинскими изделиями), не входящими в Перечень медицинских изделий имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Суды в своих постановлениях указали, что использование инсулиновой помпы возможно без непрерывного мониторинга, однако вопрос о возможности использования помпы без непрерывного мониторинга глюкозы именно ей, исходя из ее заболевания, состояния, каким образом она может это делать самостоятельно без применения медицинских изделий, не выяснялся. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Министерство здравоохранения Новосибирской области в отзыве на кассационную жалобу, представленном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Бердского городского суда Новосибирской области от 13 октября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шейдаевой Г.М.к. 1 октября 2010 г бессрочно установлена "данные изъяты" группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ N
ДД.ММ.ГГГГ г. Шейдаева Г.М.к. вступила в брак с ФИО11, в связи с чем ей была присвоена фамилия супруга Гасанова.
Согласно выписке из медицинской карты, Гасанова Г.М.к. состоит на учете в ГБУЗ Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" с диагнозом - "данные изъяты".
В соответствии с выписным эпикризом из эндокринологического отделения клиники лимфологии СОРАН 31 мая 2019 г. Гасановой Г.М.к. выдана в безвозмездное пользование инсулиновая помпа модели Medtronic Minimed Paradigm ММТ-754 и трансмиттер МиниЛинк, приобретенные в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), включенной в базовую программу ОМС. Она ознакомилась со всеми документами, приложенными к выданным изделиям, удостоверилась в наличии всех деталей и расходных материалов, входящих в комплект. Комплектация: инсулиновая помпа Paradigm, резервуар - 1шт, канюля - 2 шт, сертер для установки канюли - 1шт, инструкция пользователя - 1шт, батареи ААА-2 шт, а также дневник пациента, краткая памятка, карточка для экстренных ситуаций, кожаный футляр, аксессуары для ношения помпы, зажимы для трубки, трансмиттер МиниЛинк, зарядное устройство для трансмиттера и инструкция пользования трансмиттером. Сенсоры для проведения CGM (система постоянного мониторинга глюкозы) в комплект не входят. Гасанова Г.М.к. подписала информированное согласие на получение помпы и трансмиттера без дальнейшего снабжения расходными материалами после выписки из клиники. Под контролем CGMS произведен подбор настроек помпы, достигнуто улучшение показателей "данные изъяты". Технических претензий к установленной помпе нет. В числе рекомендаций при диспансерном наблюдении эндокринолога по месту жительства указано, что при использовании функции CGM смена сенсора каждые 7-9дней.
Как следует из информационного письма ООО "Медтроник" от 10 декабря 2019 г, представленного истцом в материалы дела, в качестве расходных материалов к инсулиновой помпе MiniMed Paradigm VEO (согласно сведениям сайта ООО Медтроник в сети Интернет - ММТ 754) с системой постоянного мониторирования глюкозы используются "Резервуар для помпы инсулиновой MiniMed в наборе" (регистрационное удостоверение от 11 февраля 2019 г. N РЗН 2019/8094) и устройства для инфузии MiniMed Silhouette, MiniMed Quick-set, MiniMed Sure-T, MiniMed Mio (регистрационное удостоверение от 7 февраля 2019 г. N ФСЗ 2011/10169). Замену устройств для инфузии Quick-set, Silhouette, Mio, а также резервуаров следует производить каждые 3 дня, замену устройств для инфузии Sure-T - каждые 2 дня. При использовании мониторинга с инсулиновой помпой MiniMed Paradigm VEO (ММТ 754) с системой постоянного мониторирования глюкозы расходным материалом является "Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями" (регистрационное удостоверение от 4 июля 2013 г. N РЗН 2013/785), замену сенсора необходимо производить каждые 6 дней.
Гасанова Г.М.к. встала на учет по "данные изъяты".
Согласно справке врача-эндокринолога ГБУЗ Новосибирской области "ГНОКБ" от 1 июля 2021 г, учитывая "данные изъяты".
7 июня 2021 г. Гасанова Г.М.к. обратилась в ГБУЗ Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" с заявлением об обеспечении средствами диагностики, просила предпринять необходимые меры, направленные на обеспечение ее непрерывным мониторингом глюкозы, расходными материалами к нему, выписать рецепты на бесплатное получение непрерывного мониторинга глюкозы, расходных материалов к нему в количестве, необходимом для их постоянного использования (сенсор Enlite) для мониторинга сахара ММТ-7008, 4 сенсора в месяц.
В связи с обращением Гасановой Г.М.к. по вопросу необходимости обеспечения непрерывного мониторинга глюкозы сенсором, 21 июня 2021 г. в ГБУЗ Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" была проведена врачебная комиссия об обоснованности назначения лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Из заключения врачебного консилиума следует, что с учетом рекомендаций главного эндокринолога Новосибирской области принято решение обеспечить пациентку Гасанову Г.М.к. тест-полосками для индивидуального глюкометра OneTouch Select Plus либо Контур ТС, Акучек Перфома в количестве 150-200 штук в месяц в период "данные изъяты", сенсором непрерывного мониторинга уровня глюкозы "данные изъяты" и расходными материалами к нему.
Протоколами врачебной комиссии от 21 июня 2021 г. N 7065 и N 7066 подтверждены решения, в соответствии с рекомендациями врача- эндокринолога, по жизненным показаниям о выдаче Гасановой Г.М.к. сенсора для непрерывного мониторинга уровня глюкозы "данные изъяты" и расходных материалов к нему сенсор Enlite для постоянного мониторинга сахара ММТ- 7008; тест-полосок Акучек Перфома, OneTouch Select Plus либо Контур ТС в количестве 150-200 штук в месяц.
В письме Министерства здравоохранения Новосибирской области от 21 июля 2021 г. N 8285-01/24 по вопросу обеспечения Гасановой Г.М.к. системой непрерывного мониторинга глюкозы, направленного в адрес главного врача ГБУЗ Новосибирской области "Бердская центральная городская больница", указано, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р система непрерывного мониторинга глюкозы не входит в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. В настоящее время бесплатное обеспечение системами непрерывного мониторинга глюкозы действующим законодательством не предусмотрено.
2 августа 2021 г. Гасановой Г.М.к. получено письмо главного врача ГБУЗ Новосибирской области "Бердская центральная городская больница", содержащее аналогичную информацию, изложенную в письме Министерства здравоохранения Новосибирской области от 21 июля 2021 г. N 8285-01/24. Дополнительно Гасановой Г.М.к. сообщено, что по факту необоснованного решения врачебной комиссии от 21 июня 2021 г. по выдаче ей сенсора для непрерывного мониторинга уровня глюкозы "данные изъяты" и расходных материалов к нему, в ГБУЗ Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" будет создана врачебная комиссия внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с целью оценки действий врачебной комиссии взрослого поликлинического отделения N 1.
Гасанова Г.М.к, указав, что по жизненным показаниям ей необходима инсулиновая помпа, которая не может функционировать без сенсора Enlite, работа инсулиновой помпы возможна без использования функции непрерывного мониторинга, но не в полном объеме, поскольку когда "данные изъяты"; она вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения "данные изъяты" "данные изъяты", постоянного мониторирования глюкозы, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г..N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г..N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г..N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г..и на плановый период 2021 и 2022 гг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г..N 1610, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г..N 1492, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г..N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что сенсор для мониторинга глюкозы Enlite не является расходным материалом к инсулиновой помпе
MiniMed ММТ 754 и ее использование по назначению возможно без функционирования системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что она имеет право на получение всех лекарственных средств, показанных в связи с постановкой диагноза " "данные изъяты" "данные изъяты"", суд апелляционной инстанции указал, что они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, которыми предусмотрено предоставление лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъектов, в том числе, в порядке утверждения и реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг", в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи включены помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром. При этом в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при представлении набора социальных услуг, входят, в том числе, инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе. Указанный перечень является исчерпывающим.
Аналогичные перечни лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждаются и на уровне субъектов Российской Федерации в рамках утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 29 декабря 2020 г. 561-п "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, помимо инфузионных наборов к инсулиновой помпе и резервуаров к инсулиновой помпе включена система мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования (использования) у постели больного в целях диагностики in vitro, однако именно расходные материалы в виде сенсоров для мониторинга глюкозы не предусмотрены.
Требуемые истцом расходные материалы к инсулиновой помпе ни в один из утвержденных, как на федеральном, так и на региональном уровне, перечень не включены.
Указанные расходные материалы необходимы только для использования функции инсулиновой помпы по непрерывному мониторингу уровня глюкозы и их отсутствие не исключает ее использование по основному назначению. Вместе с тем, в целях измерения уровня глюкозы в крови, действующим законодательством предусмотрено бесплатное предоставление тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, которые были предоставлены истцу.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (далее - Программа).
В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе. Сенсоры для мониторирования глюкозы в указанный перечень не включены.
Вместе с тем, согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Бесплатное предоставление расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Как разъяснено в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями процессуального закона и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, в нарушение приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, в целях правильного разрешения заявленных исковых требований не определили не установилв качестве юридически значимого обстоятельства нуждаемость Гасановой Г.М.к. по жизненным показаниям, с учетом наличия у нее социально значимого заболевания ("данные изъяты" "данные изъяты") и инвалидности вследствие этого заболевания, в непрерывном мониторировании глюкозы, осуществляемое с помощью сенсора, не предусмотренным соответствующим стандартом медицинской помощи.
Вывод судов о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе (сенсор для мониторирования глюкозы) не относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены истцу бесплатно, сделан без учета положений части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованных судебного постановления.
В связи с изложенным решение Бердского городского суда Новосибирской области от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить требования истца в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бердского городского суда Новосибирской области от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Е.Н. Раужин
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.