Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фролова Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 19RS0001-02-2021-006720-05 (N 2-4959/2021) по исковому заявлению Ш.Е.Ф. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Хакасия об оспаривании решения, включение периодов работы, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии
по кассационной жалобе Ш.Е.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Ш.Е.Ф, представителя Ш.Е.Ф. - В.А.Г, действующей на основании ордера, поддержавших доводы кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ш.Е.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Хакасия (далее- ОПФР по Республике Хакасия) об оспаривании решения, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии.
В обосновании требований указала, что что 22 июня 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), однако решением ответчика от 30 июня 2021 г. ей отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, спорные периоды не включены в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С указанным решением она не согласна, полагает его незаконным.
Просила суд признать незаконным решение пенсионного органа от 30 июня 2021 г. N об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 29 сентября 1996 г. по 27 февраля 1998 г. в качестве педагога - воспитателя и преподавателя биологии по совместительству в негосударственном образовательном учреждении "Зеленый росток" (далее- НОУ "Зеленый росток"); с 1 сентября 1998 г. по 4 апреля 1999 г, с 5 апреля 1999 г. по 31 июля 1999 г, с 1 октября 1999 г. по 30 ноября 1999 г, с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2005 г, в качестве учителя биологии и классного руководителя в учреждении образования "Хакасско - Турецкий лицей" и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением 22 июня 2021 г.
Определением суда от 12 октября 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) на его правопреемника - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Отделение).
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 октября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение пенсионного органа от 30 июня 2021 г. N об отказе в установлении пенсии в части не включения Ш.Е.Ф. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с 29 сентября 1996 г. по 27 февраля 1998 г. в должности педагога-воспитателя и преподавателя биологии по совместительству в НОУ "Зеленый росток", с 1 сентября 1998 г. по 4 апреля 1999 г. в должности учителя биологии в негосударственном учреждении образования "Хакасско-Турецкий колледж", с 5 апреля 1999 г. по 31 июля 1999 г, с 1 октября 1999 г. по 30 ноября 1999 г. в должности учителя биологии в негосударственном учреждении образования "Хакасско-Турецкий лицей", с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2005 г. в должности учителя биологии в негосударственном образовательном учреждении "Хакасско-Турецкий лицей", суд возложил на ответчика обязанность включить Ш.Е.Ф. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости не ранее 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 февраля 2022 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 октября 2021 г. в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа от 30 июня 2021 г. N об отказе во включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2005 г. в должности учителя биологии в негосударственном образовательном учреждении "Хакасско-Турецкий лицей", возложении обязанности на ответчика включить указанный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости не ранее 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости отменено, с принятием в указанной части нового решения которым в удовлетворении иска в указанной части отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ш.Е.Ф. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 февраля 2022 г, как незаконного вынесенного с нарушением норм материального права, в части невключения в специальный стаж периода работы с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2005 г, просит оставить в силе решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 октября 2021 г.
Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Хакасия представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь п. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав истца и представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судами установлено и следует из материалов дела, 22 июня 2021 г. Ш.Е.Ф. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Решением ответчика о 30 июня 2021 г. N ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из указанного решения следует, что по результатам рассмотрения представленных документов истцу засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 20 лет 0 месяцев 21 день.
Не засчитан в страховой стаж и стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период:
с 29 сентября 1996 г. по 27 февраля 1998 г. - 1 год 4 месяца 29 дней, в должности педагога-воспитателя и преподавателя биологии по совместительству в НОУ "Зеленый росток", поскольку отсутствуют документы, подтверждающие льготный стаж и факт работы в данной организации.
Не засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:
с 1 сентября 1998 г. по 4 апреля 1999 г. - 0 лет 7 месяцев 4 дня, в должности учителя биологии в негосударственном учреждении образования "Хакасско - Турецкий колледж", поскольку тип учреждения "колледж" соответствующим Списком от 6 сентября 1991 г. N 463 не предусмотрен;
с 5 апреля 1999 г. по 31 июля 1999г. - 0 лет 3 месяца 27 дней, с 1 октября 1999 г. по 30 ноября 1999г. - 0 лет 2 месяца 0 дней, в должности учителя биологии в негосударственном учреждении образования "Хакасско - Турецкий лицей", поскольку согласно архивной справке с марта по июль и с октября по ноябрь 1999 года количество отработанных дней в ведомостях по начислению заработной платы не указано;
с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2005 г. - 4 года 10 месяцев 0 дней, в должности учителя биологии в негосударственном образовательном учреждении "Хакасско - Турецкий лицей", так как из представленных истцом документов не представляется возможным определить выполнение ею нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы.
В сведениях о трудовой деятельности истца, представленных работодателем в систему персонифицированного учета, не имеется подтверждения выполнения истцом учебной нагрузки, поскольку соответствующий код работодателем не проставлен. В системе индивидуального персонифицированного учета истец зарегистрирована с 28 декабря 1999 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что в спорные периоды она выполняла работу, дающую право на досрочное назначение пенсии по старости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о выполнении истцом в спорные периоды работы педагогической деятельности в учреждениях для детей, о включении спорных периодов в специальный стаж истца и назначении пенсии в соответствии с требованиями законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 29 сентября 1996 г. по 27 февраля 1998 г, с 1 сентября 1998 г. по 4 апреля 1999 г, с 5 апреля 1999 г. по 31 июля 1999 г, с 1 октября 1999 г. по 30 ноября 1999 г, поскольку включение указанных периодов специальный стаж соответствует нормам материального права, в материалах дела имеется достаточная совокупность доказательств, свидетельствующих об осуществлении Ш.Е.Ф. педагогической деятельности в учреждениях для детей в указанные периоды, которые подтверждают особые характер и условия работы.
В указанной части решение суда первой инстанции и апелляционной инстанции сторонами не обжалуются.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периода работы с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2005 г, поскольку суд первой инстанции не учел нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения.
Так, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям 5-11 классов школ составляет 18 часов в неделю, 20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений.
Как следует из архивной справки от 14 сентября 2021 г. N, выданной ГКУ Республики Хакасия "Национальный архив", истец работала учителем биологии с учебной нагрузкой 4 часа, по контракту на 1 год.
Из трудовых договоров с негосударственным образовательным учреждением "Хакасско-Турецкий лицей" следует, что в периоды с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г. недельная нагрузка истца составляла 13 часов.
Документов, содержащих сведения об учебной нагрузке истца в периоды с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2002 г. и с 1 сентября 2003 г. по 30 июня 2005 г. материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорный период, имевший место после 1 сентября 2000 г, а именно с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2005 г. выполняла необходимую учебную нагрузку 18 часов в неделю. Выводы суда первой инстанции о том, что истцом (суммарно по основному и другим местам работы) выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) в спорный период противоречат представленным доказательствам. В связи с чем, суд апелляционной инстанции указал на неправомерность включения периода работы Ш.Е.Ф. с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2005 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку решением ответчика от 30 июня 2021 г. в бесспорном порядке в специальный страховой стаж истцу было засчитано 20 лет 0 месяцев 21 день, по решению суда в специальный стаж истца включены периоды с 29 сентября 1996 г. по 27 февраля 1998 г. -1 год 4 месяца 28 дней, с 1 сентября 1998 г. по 4 апреля 1999 г.- 7 месяцев 3 дня, с 5 апреля 1999 г. по 31 июля 1999 г. - 3 месяца 26 дней, с 1 октября 1999 г. по 30 ноября 1999 г. - 2 месяца 29 дней, всего 2 года 6 месяц 26 дней, то специальный стаж составляет 22 года 7 месяцев 17 дней, то есть, менее требуемых 25 лет.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно указанному Приложению в 2021 году срок назначения досрочной страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку на момент обращения истца за назначением страховой пенсии ранее достижения возраста составил менее 25 лет, возложение на ответчика обязанности по назначению Ш.Е.Ф. досрочной страховой пенсии не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, является неправомерным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п. 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Постановление от 29 октября 2002 г. N781, Список от 29 октября 2002 г. N 781, Правила от 29 октября 2002 г. N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее - Постановление от 22 сентября 1999 г. N 1067, Список от 22 сентября 1999 г. N 1067, Правила от 22 сентября 1999 г. N 1067), с применением положений абзц. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Постановление от 6 сентября 1991 г. N 463, Список от 6 сентября 1991 г. N 463), с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (п. 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Доводы кассационной жалобы о возможном установлении обстоятельств полной педагогической нагрузки в спорный период путем сравнения заработной платы истца с минимальным размером оплаты труда, путем исследования представленных истцом планов уроков, публикаций в печатных изданиях о деятельности истца в должности учителя биологии, грамот, анализа свидетельских показаний, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции указанных норм материального права, поскольку условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Характер работы показаниями свидетелей в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не подтверждается.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, а также к выражению несогласия с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, оснований отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 379.7, ст. 390, ст. 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.Е.Ф, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.