Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 70RS0008-01-2021-001262-39 (N 2-903/2021) по иску Ч.С.Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области на решение Колпашевского городского суда Томской области от 8 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 1 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ч.С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее- ОПФР по Томской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что решением пенсионного органа от 14 января 2020 г. ему незаконно отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Полагает, что представленными им в пенсионный орган документами подтверждается необходимость включения в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) периодов его работы в Новоюгинском лесозаготовительном пункте Каргасокского ордена "Знак Почета" ЛКО "Томлеспром" в качестве слесаря верхнего склада, оператора, машиниста ЛТ- 65Б, В-43, ЛТ-18А с 3 августа 1988 г. по 9 ноября 1988 г, с 14 мая 1991 г. по 26 января 1991 г, с 12 ноября 1991 г. по 5 декабря 1991 г, 30 марта 1992 г. по 13 января 1993 г, с 15 января 1993 г. по 27 января 1993 г, с 29 января 1993 г. по 8 августа 1993 г, с 20 августа 1993 г. по 12 декабря 1993 г, с 15 декабря 1993 г. по 22 мая 1994 г, с 5 июня 1994 г. по 31 июля 1994 г, с 2 сентября 1994 г. по 13 октября 1994 г, с 6 декабря 1994 г. по 15 марта 1996 г, с 13 декабря 1996 г. по 31 декабря 1996 г. с учетом Правил исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Аналогично (в полуторном размере), по мнению истца, подлежат включению в специальный стаж периоды его работы: в Новоюгинском лесозаготовительном пункте МУП "Дорожник" в качестве машиниста ЛТ-65Б с 1 января 1997 г. по 19 января 1997 г, с 22 января 1997 г. по 12 января 1998 г, с 9 апреля 1998 г. по 22 сентября 1998 г, с 27 ноября 1998 г. по 7 сентября 1999 г, в качестве тракториста трелевочной машины в ООО "Каргасок Леспром" с 1 декабря 2007 г. по 1 января 2009 г, с 1 декабря 2009 г. по 11 апреля 2020 г, с 1 декабря 2020 г. по 30 апреля 2011 г, с 1 декабря 2011 г. по 31 декабря 2011 г, периоды работы в ООО "Каргасок Леспром" в качестве тракториста трелевочной машины с 1 января 2013 г. по 31 марта 2013 г, с 1января 2014 г. по 30 апреля 2014 г, с 1 января 2015 г. по 31 марта 2015 г.
Период работы с 1 декабря 2007 г. по 31 декабря 2007 г. должен быть включен в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Просил суд включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, указанные периоды работы в Новоюгинском лесозаготовительном пункте Каргасокского ордена "Знак Почета" Лесопромышленном комбинате объединения "Томлеспром" (с 21 июня 1993 г. - Акционерное общество закрытого типа "Каргасокский лесопромышленник") в качестве слесаря верхнего склада, оператора, машиниста ЛТ-65Б, В-43, ЛТ-18А с учетом правил исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; периоды работы в Новоюгинском лесозаготовительном пункте МУП "Дорожник" в качестве машиниста ЛТ-65Б, ЛТ-72Б с учетом правил исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также периоды работы в ООО "Каргасок Леспром" в качестве тракториста трелевочной машины; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж работы и стаж работы в местности приравненной к районам Крайнего Севера Чирцова С.Н. период работы в ООО "Каргасок Леспром" с 1 декабря 2007 г. по 31 декабря 2007 г.; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в сумме 300 руб, оплатой услуг юриста за составление искового заявления в сумме 7 000 руб. и представительство в суде первой инстанции в сумме 15 000 руб, а всего 22 300 руб.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 8 ноября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично, суд возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы в Новоюгинском лесозаготовительном пункте Каргасокского ордена "Знак Почета" Лесопромышленного комбината объединения "Томлеспром" с 14 мая 1991 г. по 26 июня 1991 г, с 12 ноября 1991 г. по 5 декабря 1991 г. в качестве оператора ЛТ-65 по фактически отработанному времени, возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы с 30 марта 1992 г. по 13 января 1993 г, с 15 января 1993 г. по 27 января 1993 г, с 29 января 1993 г. по 8 августа 1993 г, с 20 августа 1993 г. по 12 декабря 1993 г, с 15 декабря 1993 г. по 22 мая 1994 г, с 5 июня 1994 г. по 31 июля 1994 г, с 2 сентября 1994 г. по 13 октября 1994 г, с 6 декабря 1994 г. по 15 марта 1996 г, с 13 декабря 1996 г. по 31 декабря 1996 г. в Новоюгинском лесозаготовительном пункте Каргасокского ордена "Знак Почета" Лесопромышленного комбината объединения "Томлеспром" (с 21 июня 1993 г. - Акционерное общество закрытого типа "Каргасокский лесопромышленник"), с 1 января 1997 г. по 19 января 1997 г, с 22 января 1997 г. по 12 января 1998 г, с 9 апреля 1998 г. по 22 сентября 1998 г, с 27 ноября 1998 г. по 7 сентября 1999 г. в Новоюгинском лесозаготовительном пункте МУП "Дорожник" в качестве оператора, машиниста ЛТ-65Б, В-43, ЛТ-18А с учетом правил исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до 1 января 2002 г.
Так же суд возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы с 1 декабря 2007 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 декабря 2009 г. по 11 апреля 2010 г, с 1 декабря 2010 г. по 30 апреля 2011 г, с 1 декабря 2011 г. по 31 декабря 2011 г. в ООО "Каргасок Леспром" в качестве тракториста трелевочной машины, периоды работы с 1 января 2013 г. по 31 марта 2013 г, с 1 января 2014 г. по 30 апреля 2014 г, с 1 января 2015 г. по 31 марта 2015 г. в ООО "КаргасокЛеспром" в качестве тракториста трелевочной машины, а также обязанность включить в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы в ООО "Каргасок Леспром" в должности тракториста трелевочной машины с 1 декабря 2007 г. по 31 декабря 2007 г, в удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал, взыскав с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, по оплате услуг представителя в размере 17 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 1 февраля 2022 г. решение Колпашевского городского суда Томской области от 8 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОПФР по Томской области ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих особый характер работы истца в спорные периоды, указывает, что сведения индивидуального лицевого счета истца не содержат код особых условий труда, а в отношении периода с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. отсутствует код территориальных условий, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих то, что в периоды после 1 января 2013 г. условия его труда являлись вредными или опасными, нет сведений о проведении специальной оценки условий труда, в деле также отсутствуют сведения по уплате работодателем дополнительных взносов по дополнительным тарифам за указанный период работы истца.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами были допущены такие нарушения и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела решением пенсионного органа от 14 января 2020 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.7 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на лесозаготовках и лесосплаве и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку указанные профессии не соответствуют Спискам, а выписка из индивидуального лицевого счета не содержит кода льготных условий труда в соответствующие периоды.
Согласно представленным документам и сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на дату обращения с заявлением продолжительность страхового стажа истца составляет 33 года 5 месяцев 24 дня, в том числе продолжительность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 14 лет 3 месяца 29 дней, продолжительность специального стажа на лесозаготовках в качестве чокеровщика в Ново-Юргинском лесопункте Каргасоксого ЛПК составила 10 месяцев 14 дней (фактически 6 месяцев 29 дней + 3 месяца 25 дней за работу в северной местности), в том числе по периодам с 7 августа 1991 г. по 11 ноября 1991 г, с 6 декабря 1991 г. по 29 марта 1992 г.
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован с 25 декабря 1998 г.
При этом ответчиком не включены в специальный стаж истца, периоды его работы, указанные в иске.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования истца, приходя к выводу о возложении на ответчика обязанности включить вышеупомянутые периоды работы истца в Новоюгинском лесозаготовительном пункте Каргасокского ордена "Знак Почета" Лесопромышленном комбинате объединения "Томлеспром" (с 21 июня 1993 г. - Акционерное общество закрытого типа "Каргасокский лесопромышленник"), в Новоюгинском лесозаготовительном пункте МУП "Дорожник" в качестве оператора, машиниста ЛТ-65Б, В-43, ЛТ-18А с учетом правил исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до 1 января 2002 г, исходил из того, что представленные истцом доказательства с достоверностью подтверждают работу истца в спорные периоды в должности, предусмотренной Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" на предприятиях, занимающихся лесозаготовительной деятельностью и выполняемые им работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, являлись составной частью технологического процесса лесозаготовок, что соответствует условиям, дающим право на включение данных периодов трудовой деятельности в специальный стаж по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Вместе с тем суд не усмотрел правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца с 3 августа 1988 г. по 9 ноября 1988 г. в качестве слесаря верхнего склада Новоюгинского лесозаготовительного пункта Каргасокского ордена "Знак Почета" Лесопромышленного комбината объединения "Томлеспром" (с учетом правил исчисления стажа в полуторном размере).
Суд апелляционной инстанции, рассматривая доводы жалобы пенсионного органа, оспаривающие состоятельность судебного решения в части включения в специальный стаж истца указанных периодов работы истца в качестве тракториста трелевочной машины в ООО "Каргасок Леспром" ввиду отсутствия об этом сведений индивидуального лицевого счета, отметил, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждено, что истец в указанные периоды фактически выполнял работы, характерные для тракториста на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса, занятого на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, то есть занимал должности, предусмотренные Списком от 24 апреля 1992 г. N 273, на предприятиях, занимающихся лесозаготовительной деятельностью и выполняемые им работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, являлись составной частью технологического процесса лесозаготовок, указанный вывод суда основан совокупности доказательств, в том числе и архивных справок работодателя, из которых следует, что в указанный период Ч.С.Н. работал в должностях, предусмотренных Списками должностей и профессий 1956, 1992 годов, в том числе занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, на предприятии, занимавшемся лесозаготовительной деятельностью (заготовкой, вывозкой и переработкой древесины), был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок, содержат достаточную информацию о производстве, к которым относятся выполняемые работы, раскрывают характер и условия труда.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие сведений об особых условиях труда страхователя в заявленный период в отношении Ч.С.Н. отсутствие уплаты дополнительных страховых взносов работодателем, не препятствует удовлетворению иска, поскольку совокупностью представленных в дело доказательств подтверждено, что в указанные в жалобе пенсионного органа периоды Ч.С.Н... фактически выполнял работы, характерные для тракториста на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса, занятого на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, то есть занимал должности, предусмотренные Списком от 24 апреля 1992 г. N 273, на предприятиях, занимающихся лесозаготовительной деятельностью и выполняемые им работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, являлись составной частью технологического процесса лесозаготовок.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд первой и апелляционной инстанций при разрешении спора нормы материального права в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца периоды работы после 1 января 2013 г. применил неправильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" п. 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее- Список от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее- Список N 2 от 22 августа 1956 г.)
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, применяемым для учета периодов выполнения работ, имевших место до 1 января 1992 г, право на льготное пенсионное обеспечение в разделе "Лесозаготовки" предусмотрено для конкретных профессий (должностей), в числе которых слесарь верхнего склада не значится.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзц. 3 ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой
стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Суд апелляционной инстанции учел, что на 1 января 1992 г. истец не выработал полностью необходимый специальный стаж по Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, соответственно, применению подлежит Список N 273 от 24 апреля 1992 г.
Подпунктом "д" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунд. "ж" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее также - Список N 273 от 24 апреля 1992 г.).
Указанным Списком предусмотрены слесари по ремонту лесозаготовительного оборудования, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, трелевщики, машинисты трелевочных машин, чокеровщики.
Из примечания к Списку N 273 от 24 апреля 1992 г. следует, что указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Единый технологический процесс лесозаготовок включает в себя подготовку лесосек к валке леса, обрубку сучьев и вершин, вырубку деревьев, поврежденных при валке, трелевку (подвозку или вывозку) древесины с лесосек к верхним и промежуточным складам, разделку древесины, штабелевку древесины, вывозку древесины (по лесовозным дорогам) на нижние склады или погрузочные пункты для отправки потребителю. Нижними складами именуются склады, расположенные в пункте примыкания лесовозной дороги к пунктам общего пользования (ГОСТ 17461-84 Технология лесозаготовительной промышленности Термины и определения, утверждены и введены в действие постановлением Госстандарт СССР от 14 декабря 1984 г. N 4435).
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего с 1 января 2002 г, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Пунктом 4 ст. 30 приведенного Закона определено, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере. Льготное исчисление специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", указанной нормой не предусмотрено.
Судами учтены разъяснения, содержащиеся в пп.4 ("б") п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о том, что продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, которой регламентировано, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п.п. 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пунктом 11 ч. 2 с. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), в том числе, документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассатора суды пришли к правильному выводу о том, что характер работы истца в спорные периоды до 1 января 2013 г. был подтвержден представленными доказательствами, учитывая записи в трудовой книжке, справки и приказы, имеющиеся в материалах дела, которым судами дана мотивированная оценка.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что неуплата дополнительных страховых взносов за период после 1 января 2013 г. не препятствует включению периодов работы истца в специальный стаж, поскольку льготный характер работы подтвержден совокупностью представленных в дело доказательств, не соответствует положениям ч.6 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г, в соответствии с которой периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Из ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в соответствии с ч. 1 ст. 8 которого обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Как справедливо указано в кассационной жалобе суд апелляционной инстанции, приходя к выводу о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы после 1 января 2013 г. упомянутые нормы права не учел, не установилюридически значимые обстоятельства, связанные с работой истца в условиях труда на рабочих местах по работам, с соответствующим классом вредности или опасности, установленному по результатам специальной оценки условий труда, а также обстоятельства уплаты работодателями страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Частью 2 ст. 56 названного выше кодекса установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из положений ст.ст. 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Эти требования материального и процессуального закона судом первой инстанции соблюдены не были, суд апелляционной инстанции не исправил допущенные судом первой инстанции нарушения, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части возложении на ответчика обязанности включения периодов работы истца после 1 января 2013 г. в специальный стаж и направлении дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В связи с тем, что вопросы распределения судебных расходов зависят от объема удовлетворенных требований, решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части распределения судебных расходов также подлежит отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 8 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 1 февраля 2022 г. отменить в части удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца периоды его работы после 1 января 2013 г, взыскания судебных расходов, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в остальной части решение Колпашевского городского суда Томской области от 8 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 1 февраля 2022 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.