Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике судьи Шевченко Ю.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-25/2022 по административным исковым заявлениям Журовой Ирины Владимировны, Михайловой Анны Андреевны, Галашовой Евгении Васильевны и Березиной Нины Владимировны о признании не действующим в части решения Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018 г. N 28/15-296 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" по апелляционным жалобам Петрозаводского городского Совета и администрации Петрозаводского городского округа, апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Верховного Суда Республики Карелия от 9 марта 2022 г, которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя Петрозаводского городского Совета Даниленко Т.С. и представителя администрации Петрозаводского городского округа Аникиной Е.В, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
26 апреля 2018 г. Петрозаводским городским Советом принято решение N 28/15-296 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее - Решение, Правила землепользования и застройки), которым внесены изменения в статью 22 Правил землепользования и застройки: зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (Жи) изменена на природно-рекреационную зону (Рпр) для земельного участка ориентировочной площадью 10 542 кв. м, находящегося в районе переулка Западный, согласно схеме.
Указанный документ опубликован 7 мая 2018 г. на официальный сайте администрации Петрозаводского городского округа http://www.petrozavodsk-mo.ru и 1 июня 2018 г. в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Информационный бюллетень", N 141.
Журова И.В, Михайлова А.А, Галашова Е.В. и Березина Н.В. обратились в суд с административными исковыми заявлениями, в котором указали, что на основании Закона Республики Карелия от 6 марта 2017 г. N 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия" имеют право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. При обращении в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении каждому земельного участка в кадастровом квартале 10:01:0110102 с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории им в этом было отказано с указанием на то, согласно Правилам землепользования застройки испрашиваемые земельные участки находятся территориальной зоне: природно-рекреационная зона (Рпр), в которой не допускается индивидуальная жилая застройка.
Административные истцы полагали, что Решение вступило в противоречие с Генеральным планом г. Петрозаводска, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с которым выбранные земельные участки находятся в функциональной зоне: зона индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки.
Просили признать Решение не действующим в части четырёх земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 10:01:0110102, в координатах, указанных в административных исках.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 9 марта 2022 г. административные исковые заявления удовлетворены, оспариваемые положения Решения признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах Петрозаводский городской Совет и администрация Петрозаводского городского округа, а в апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городского округа и внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Как правильно установилсуд и подтверждается материалами дела, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры проведения публичных слушаний, формы их принятия и утверждения, а также официального опубликования и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание приведённых норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплён принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд пришёл к выводу о том, что Правила землепользования и застройки вступили в противоречие с Генеральным планом г. Петрозаводска, утверждённым решением Петрозаводского городского совета от 11 июля 2008 г. N ХХVI/ХХ-361 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска", которым предусмотрено, что земельные участки, на которые претендуют административные истцы, находятся функциональной зоне: зона индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки.
По смыслу положений пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на момент рассмотрения административного дела.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлено, что 3 июня 2022 г. Петрозаводским городским Советом принято решение N 29/9-108 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее - Генеральный план), которым генеральный план городского округа изложен в новой редакции.
Названное решение опубликовано 9 июня 2022 г. в официальном сетевом издании органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа" http://www.pgo-pra.ru, 24 июня 2022 г. в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Информационный бюллетень", N 179, и вступило в силу 9 июня 2022 г.
Поскольку решение суда первой инстанции в законную силу не вступило, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции применению подлежит Генеральный план г. Петрозаводска в действующей редакции, то есть в редакции решения Петрозаводского городского Совета от 3 июня 2022 г. N 29/9-108 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа".
Согласно карте функциональных зон Генерального плана большая часть каждого из земельных участков, испрашиваемых Журовой И.В. и Михайловой А.А, а земельные участки, испрашиваемые Березиной Н.В. и Галашовой Е.В, полностью, находятся в функциональной зоне: зона спортивных объектов с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (РС).
Из Положения о территориальном планировании Генерального плана следует, что функциональная зона спортивных объектов с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны, предназначена для строительства республиканского спортивного комплекса "Курган", строительства республиканского комплекса "Дом Бокса", строительства спортивного комплекса в пойме реки Неглинки, строительства Ледового Дворца, реконструкции республиканского центра по работе с молодёжью, размещения объектов спорта в количестве 7 штук.
В свою очередь, Правила землепользования и застройки устанавливают, что к основным видам разрешённого использования территориальной зоны: природно-рекреационная зона (Рпр) относятся площадки для занятий спортом; оборудованные площадки для занятий спортом; благоустройство территории (статья 60).
Таким образом, сравнительный анализ оспариваемых положений Правил землепользований и застройки и действующего законодательства свидетельствует о том, что Правила землепользования и застройки (в части) нормативным правовым актам, имеющим большую силу, включая Генеральный план, не противоречат.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует отменить с вынесением нового судебного акта об отказе административным истцам в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 9 марта 2022 г. отменить.
Журовой Ирине Владимировне, Михайловой Анне Андреевне, Галашовой Евгении Васильевне и Березиной Нине Владимировне в удовлетворении административных исковых заявлений о признании не действующим в части решения Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018 г. N 28/15-296 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.