Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Шадриной Е.В, при секретаре - помощнике судьи Михайловой К.П, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-93/2022 по апелляционным жалобам Департамента имущественных отношений Вологодской области, Орловой Г.В. на решение Вологодского областного суда от 15 марта 2022 года, которым удовлетворён административный иск Орловой Галины Васильевны о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года N 63-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N 98-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года N 102-н, частично удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области Веселовой Е.Л, поддержавшей апелляционную жалобу, участвовавшей в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 24 ноября 2016 года издан приказ N 83-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее Перечень на 2017 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov35.ru" 25 ноября 2016 года.
В пункт 4977 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 22 ноября 2017 года издан приказ N 63-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень на 2018 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov35.ru" 22 ноября 2017 года.
В пункт 4650 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: город "адрес"
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 20 ноября 2018 года издан приказ N 67-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov35.ru" 21 ноября 2018 года.
В пункт 4651 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: город "адрес"
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 15 ноября 2019 года издан приказ N 87-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень на 2020 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 19 ноября 2019 года.
В пункт 4291 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: город "адрес"
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 19 ноября 2020 года издан приказ N 98-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень на 2021 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 25 ноября 2020 года.
В пункт 5330 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: город "адрес".
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 18 ноября 2021 года издан приказ N 102-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее Перечень на 2022 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 18 ноября 2021 года.
В пункт 5604 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером N расположенное по адресу: город "адрес".
Орлова Г.В. обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующими вышеназванные пункты 4977, 4650, 4651, 4291, 5330 и 5604 Перечней на 2017-2022 годы соответственно, ссылаясь на то, что указанное в них, принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец ссылался на то, что включение данного помещение в Перечни неправомерно возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Вологодского областного суда от 15 марта 2022 года административный иск удовлетворен частично. Признан не действующим со дня принятия пункт 4977 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Вологодской области просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в указанной части.
В апелляционной жалобе Орлова Г.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении административного иска отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска в указанной части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628
"О налоге на имущество физических лиц" с 1 января 2016 года на территории муниципального образования "Город Вологда" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц (статья 1).
Статьёй 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Вологодской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" Департамент имущественных отношений области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Проанализировав вышеуказанные положения, а так же положения статьи 60 Устава Вологодской области, статей 3 и 5 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области", пункта 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874, суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов налогообложения, предусмотренных статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 2 Решения Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628 "О налоге на имущество физических лиц").
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1, подпункту 1 пункта 3, пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе признаваемых объектами налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в оспариваемые пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности помещение с кадастровым номером 35:24:0502007:2572, расположенное по адресу: город Вологда, улица Петрозаводская, д.16б, имеющее назначение - нежилое, площадью 95, 2 кв.м.
Судом первой инстанции установлено, что спорное помещение включено в Перечни, исходя из сведений, содержащихся в технической документации.
Согласно экспликации к поэтажному плану, являющейся неотъемлемой частью кадастрового паспорта на помещение, составленного 30 июля 2008 года спорное помещение является нежилым, имеет общую площадью 95, 2 кв.м, состоит из двух торговых залов площадью 20, 4 кв.м и 49, 8 кв.м, кабинета - 11, 8 кв.м, двух тамбуров - 1, 3 кв.м и 3, 8 кв.м, коридора - 4, 6 кв.м, санузла - 1, 1 кв, кладовой уборочного инвентаря - 1, 2 кв.м.
Поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте нежилого помещения более 20 процентов его площади предназначено для размещения "торгового зала", суд первой инстанции обоснованно пришел к заключению о соответствии спорного помещения критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, законности включения его в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 года и отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о незаконности включения спорного помещения в Перечень на 2017 год, поскольку диспозиция правовой нормы, содержащейся в подпункте 1 пункта 2 статьи 378.12 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции на дату утверждения Перечня, не предусматривает возможность учитывать наименования составных частей помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 378.12 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату утверждения Перечня на 2017 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В рассматриваемом случае наименование помещений содержит сведения об их предназначении, в связи с чем удовлетворяет требованиям приведенного положения.
Доводы апелляционной жалобы Орловой Г.В. повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, решение суда в части признания не действующим со дня принятия пункта 4977 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н, подлежит отмене. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 15 марта 2022 года в части удовлетворения административного иска Орловой Галины Васильевны отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.