Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Ехаловой Ю.А, Подгорной Е.П.
при секретаре-помощнике судьи: Асеевой П.В.
рассмотрев апелляционную жалобу представителя Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2022 года по административному делу N3а-28/2022 по иску ИП Ротарь Ивана Ивановича к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" об оспаривании решения от 12 января 2022 года об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелевой И.Л,
УСТАНОВИЛА:
ИП Ротарь Иван Иванович, в лице представителя, обратился в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с административным иском к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" об оспаривании решения от 12 января 2022 года об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого была установлена административным ответчиком, по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 68 940 483, 16 рублей.
В дальнейшем кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером N была пересмотрена Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр имущественных отношений" в связи с уточнением сведений о нем, и по состоянию на 4 мая 2021 года установлена в размере 15 870 605, 40 рублей.
Поскольку характеристики нежилого помещения за период с 1 января 2019 года по 4 мая 2021 года не изменялись, а завышенный размер кадастровой стоимости, установленный в размере 68 940 483, 16 рублей нарушает его имущественные права как налогоплательщика, истец обратился в Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" с заявлением о перерасчете указанной кадастровой стоимости с 1 января 2019 года, в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении.
Решением Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" в удовлетворении заявления ИП Ротарь И.И. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, отказано по причине отсутствия ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Административный истец не согласен с указанным решением Бюджетного учреждения, в связи с чем, просил признать его незаконным, обязать административного ответчика в течение 10 дней вынести решение о перерасчете с 1 января 2019 года кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении.
В процессе рассмотрения дела судом в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры.
Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2022 года административное исковое заявление ИП Ротарь Ивана Ивановича удовлетворено.
На Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" возложена обязанность повторно произвести расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в порядке, предусмотренном ст.21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Суд взыскал с БУ ХМАО-Югры "Центр имущественных отношений" в пользу административного истца судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, административному истцу отказано.
В апелляционной жалобе представитель Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" просит отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального права.
В жалобе указано, что для целей проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года Управлением Росреестра по ХМАО-Югры предоставлен перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, информация о кадастровом номере здания, в котором расположено данное помещение, отсутствовала, в связи с чем, Учреждением в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226, был применен метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости.
По результатам произведенных расчетов, кадастровая стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 68 940 483, 16 рублей (23 774, 22 руб./кв.м.).
В связи с тем, что органом регистрации была установлена связь помещения с кадастровым номером N со зданием, в котором оно находится с кадастровым номером N учреждением актуализирована кадастровая стоимость помещения с учетом полученной информации. В результате перерасчета, кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 4 мая 2021 года составила 15 870 605, 40 рублей (5 473 руб./кв.м.).
Решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости от 21 января 2022 года принято по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 14 статьи 21 Закона о кадастровой оценке, поскольку при определении кадастровой стоимости помещения по состоянию на 1 января 2019 года использовались достоверные сведения об объекте недвижимости.
Установление связи между родительскими объектами и помещениями не относится к компетенции учреждения. Такими полномочиями обладает орган регистрации прав, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", кроме того, установить такую связь по адресу помещения по состоянию на 1 января 2019 года учреждение не имело возможности так как адрес помещения с кадастровым номером N и адрес его родительского объекта с кадастровым номером N были различными, что подтверждается перечнем объектов недвижимости, предоставленным Управлением Росреестра по состоянию на 1 января 2019 года.
Фактически, Управление Росреестра 4 мая 2021 года не осуществило государственный кадастровый учет изменений, а исправило техническую ошибку.
Кроме того, орган регистрации прав должен был определить срок применения кадастровой стоимости - 1 января 2019 года, в связи с тем, что полномочиями по определению такого срока обладает исключительно этот орган, поскольку он обладает информацией о причинах изменения сведений, содержащихся в ЕГРН, послуживших основанием для перерасчета кадастровой стоимости. В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости с 1 апреля 2021 года применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", предусматривающие внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
ИП Ротарь И.И. является собственником объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" государственный кадастровый учет которого осуществлен 27 января 2014 года.
При внесении в ЕГРН сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N его кадастровая стоимость была рассчитана региональным отделением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреесра" по Уральскому федеральному округу в соответствии с положениями статьи 24.19 Закона N135-ФЗ с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 декабря 2012 гола N549-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" и составила, по состоянию на 8 февраля 2014 года, и составила 9 886 027, 15 рублей.
В соответствии со статьями 6, 7 Закона о кадастровой оценке, распоряжением правительства ХМАО-Югры от 29 сентября 2017 года N581-рп на территории автономного округа для целей определения кадастровой стоимости объектов недвижимости было создано бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" (далее - Бюджетное учреждение).
В 2019 году в соответствии с распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 января 2018 года N13-Р-7 "О проведении государственной кадастровой оценки" Бюджетным учреждением проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, за исключением земельных участков, в порядке, установленном Законом N237-ФЗ.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, был сформирован по состоянию на 1 января 2019 года.
В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в указанном перечне содержалась информация о том, что объект оценки расположен по адресу: "адрес".
Сведения о здании, в котором располагалось оцениваемое помещение в перечне объектов недвижимости, предоставленном Управлением Росреестра по состоянию на 1 января 2019 года, отсутствовали.
Поскольку Бюджетное учреждение не располагало сведениями о месте расположения здания, в котором находилось помещение с кадастровым номером N, а также информацией о годе завершения его строительства, материале стен, этажности, строительном объеме, то есть, о данных, оказывающих существенное влияние на величину кадастровой стоимости оцениваемого помещения (указанные сведения отсутствовали в ЕГРН по состоянию на 1 января 2019 года) при определении кадастровой стоимости помещения на указанную дату, в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226, им был применен метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС), путем умножения среднего значения УПКС объектов недвижимости, схожих по виду использования групп (подгрупп) объектов недвижимости в "адрес", на его площадь.
По результатам произведенных расчетов, кадастровая стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2019 года составила 68 940 483, 16 рублей.
Результаты определения кадастровой стоимости были утверждены приказом Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2019 года N19-нп, с началом применения кадастровой стоимости с 1 января 2020 года.
19 мая 2021 года от ГБУ "ФКП Росреестра" в адрес Бюджетного учреждения поступил перечень объектов недвижимости, в отношении которых в сведениях ЕГРН внесены изменения их качественных и (или) количественных характеристик, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости.
В частности, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в ЕГРН 4 мая 2021 года были внесены сведения о здании, в котором оно расположено: указан его кадастровый N, его назначение - нежилое, год завершения строительства здания-2002, этажнось-2 этажа, о материале стен - железобетонные.
В связи с тем, что органом регистрации была установлена связь помещения с кадастровым номером N с "родительским объектом" зданием с кадастровым номером N, Бюджетным учреждением актуализирована кадастровая стоимость помещения, принадлежащего истцу, с учетом предоставленной информации.
В результате перерасчета кадастровая стоимость объекта недвижимости составила, по состоянию на 4 мая 2021 года, 15 870 605, 4 рублей (Акт об определении кадастровой стоимости от 31 мая 2021 года).
30 ноября 2021 года в адрес Бюджетного учреждения от ИП Ротаря И.И. поступило заявление о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года, на которые был дан ответ 14 декабря 2021 года.
22 декабря 2021 года от представителя ИП Ротаря И.И. в адрес Бюджетного учреждения поступило заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года.
По результатам рассмотрения обращения представителя ИП Ротаря И.И. Бюджетным учреждением принято решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости от 21 января 2022 года N13/01-Р-3.
Несогласие административного истца с указанным решением, явилось основанием для обращения ИП Ротаря И.И. в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" внесены в ЕГРН 27 января 2014 года на основании кадастрового паспорта от 16 октября 2010 года и с момента постановки указанного объекта на кадастровый учет до момента определения его кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не изменялись; содержащиеся в ЕГРН сведения об адресе родового объекта - здания с кадастровым номером N, в котором расположено данное помещение, соответствуют адресу спорного помещения; учитывая указанные обстоятельства, применение Бюджетным учреждением метода моделирования на основе УПКС населенного пункта является необоснованным, осуществлено в нарушение пункта 7.2.3 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226, что свидетельствует об ошибке, допущенной при определении кадастровой стоимости.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в редакции, действующей по состоянию на 1 января 2019 года, полномочиями бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, являются, в числе прочего, определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.
Согласно статье 13 указанного Закона в этой же редакции, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки (ч.1), в перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня (ч.5), обработка перечня для целей определения кадастровой стоимости осуществляется государственным бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ч.8).
Согласно части 1 статьи 14 указанного закона, определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно "Порядку формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 74, в редакции, действующей по состоянию на 1 января 2019 года, формирование и предоставление перечня осуществляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (п.2), в перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, в перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном настоящим Порядком (п.4), количественные и качественные характеристики объектов недвижимости включают сведения, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также следующие сведения:
вид объекта недвижимости, в котором расположено помещение, машино-место;
назначение здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место;
количество этажей (этажность) здания или сооружения, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания или сооружения), в котором расположено помещение, машино-место;
материал наружных стен здания, в котором расположено помещение, машино-место;
год ввода в эксплуатацию здания, сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, по завершении строительства указанного здания или год завершения данного строительства (п.п.12-13).
Правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года были установлены "Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке", утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 N 226.
Согласно пункту 7.2.3 указанных методических указаний, метод моделирования на основе УПКС применяется в случаях, когда отсутствует возможность применения метода статистического (регрессионного) моделирования, метода типового (эталонного) объекта недвижимости, а также методов индивидуальной оценки, вследствие недостатка информации о точном местоположении (адресе) объекта недвижимости, о других точных его характеристиках, то есть когда, в частности, отсутствуют значения ценообразующих факторов, которые необходимо было бы подставить в статистическую модель, полученную в результате применения метода статистического (регрессионного) моделирования, или для применения метода (эталонного) типового объекта недвижимости.
Указанный метод заключается в следующем:
1) определяется уровень детализации расположения объекта недвижимости (кадастровый квартал, населенный пункт, муниципальное образование, субъект Российской Федерации);
2) определяется среднее значение УПКС объектов недвижимости, имеющих сходство по виду использования групп (подгрупп) объектов недвижимости, существующих в пределах территориальной единицы (кадастровый квартал, населенный пункт, муниципальное образование, субъект Российской Федерации), в которой расположен объект недвижимости;
3) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется путем умножения среднего значения УПКС объектов недвижимости, схожих по виду использования групп (подгрупп) объектов недвижимости по кадастровому кварталу (в случае отсутствия в кадастровом квартале - в населенном пункте, муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации), в котором расположен объект недвижимости, на его площадь, объем, иные характеристики.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в действующей редакции, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке; публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Согласно статье 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в действующей редакции, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ч.1).
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (ч.2).
При рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (ч.13).
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (ч.14).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (ч.23).
Признавая незаконным решение Бюджетного учреждения N13/01-Р-3 от 12 января 2022 года и понуждая учреждение повторно произвести расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку адрес указанного объекта оценки не изменялся с момента постановки его на государственный кадастровый учет, сведения об изменении характеристик указанного объекта недвижимости в ЕГРН не вносились, у административного ответчика отсутствовали основания для применения метода моделирования на основе УПКС при расчете кадастровой стоимости по мотиву недостатка информации о точном местоположении (адресе) объекта недвижимости, и о других точных его характеристиках, влияющих на значение ценообразующих факторов (сведения о характеристиках здания, в котором находится помещение).
Между тем, несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке являются ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым принять во внимание, что в период с 1 января 2019 года по 4 мая 2021 года принадлежащий административному истцу объект недвижимости - складское помещение с кадастровым номером N, не претерпело никаких количественных или качественных изменений, что могло бы повлиять на размер установленной в отношении него кадастровой стоимости.
Доказательств того, что такие изменения в указанный период времени претерпело здание с кадастровым номером N, в котором указанное помещение находится, в материалы дела не представлено и административные ответчики на указанное обстоятельство не ссылались.
В процессе рассмотрения дела административные ответчики не оспаривали того обстоятельства, что разница в размере кадастровой стоимости помещения, установленной по состоянию на 1 января 2019 года и 4 мая 2021 года была вызвана не изменением характеристик указанного объекта недвижимости, а внесением в ЕГРН сведений о родительском объекте -здании с кадастровым номером N индивидуальные характеристики которого, а именно, месторасположение, год завершения строительства, материал стен, этажность, строительный объем, являются данными, влияющими на применяемый Бюджетным учреждением метод оценки объекта недвижимости и, как следствие, оказывающими существенное влияние на величину кадастровой стоимости оцениваемого помещения.
Как следует из материалов дела, год завершения строительства здания-2002 год, по какой причине сведения об указанном объекте недвижимости были внесены в ЕГРН только в мае 2021 года представители административных ответчиков не пояснили, однако, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное обстоятельство, не должно влиять на право административного истца уплачивать налоги с действительной кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого помещения, которая должна быть установлена с учетом всех влияющих на нее факторов, в том числе, с учетом индивидуальных особенностей здания в котором оно расположено.
Произведенная 4 мая 2021 года "актуализация" сведений о нежилом помещении с кадастровым номером N, при котором кадастровая стоимость рассчитывалась Бюджетным учреждением с учетом индивидуальных особенностей здания с кадастровым номером N, по существу, представляет собой устранение дефекта, допущенного при установлении его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, выразившегося в том, что кадастровая стоимость помещения определялась без учета сведений о виде объекта недвижимости, в котором оно расположено, назначении здания, в котором оно расположено, количестве этажей здания, материале наружных стен, годе ввода его в эксплуатацию.
Судебная коллегия считает, что указанный дефект следует расценивать как неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, что является ошибкой, допущенной при определении кадастровой стоимости, которая подлежит исправлению Бюджетным учреждением в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" путем пересчета кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Доводы представителя Бюджетного учреждения о том, что ошибка была допущена Управлением Росреестра, при формировании Перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, поскольку последнее имело возможность установить связь помещения с кадастровым номером N с родительским объектом - зданием с кадастровым номером N до начала проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2019 года, а также должно было определить срок применения кадастровой стоимости в размере 15 870 605, 40 руб. с 1 января 2019 года, тогда как Бюджетное учреждение лишь осуществляет перерасчет кадастровой стоимости по сведениям, предоставляемым органом регистрации прав, не влияют на правильность указанных выводов.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в редакции, действующей по состоянию на 1 января 2019 года предусматривалось, что в полномочия бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, в числе прочего входили сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения (п.5 ч.1 ст.7), в обязанности бюджетного учреждения входило исследование документации, необходимой для определения кадастровой стоимости (п.2 ст.8), Бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации, в распоряжении которых имеется соответствующая информация (ч.5 ст.14).
"Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке", утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 N 226, предусматривалось, что подготовка к проведению государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением включает в себя сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости (п.2.1), при обработке бюджетным учреждением информации, содержащейся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке необходимо учитывать максимально полные сведения, полученные в том числе с привлечением уполномоченного органа, о местоположении, физических, технических и эксплуатационных характеристиках, степени благоустройства объектов недвижимости, ограничениях в их использовании, иных характеристиках, необходимых для определения кадастровой стоимости (п.3.5), источниками информации о значениях ценообразующих факторов могут служить в том числе, данные, имеющиеся в распоряжении организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органам муниципальных образований, данные Росреестра, в том числе из фонда данных государственной кадастровой оценки, адресные цифровые планы и цифровые тематические карты, архивы органов и организаций технической инвентаризации, иные источники информации (п.5.2).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права, Бюджетное учреждение также располагало возможностью установить связь помещения с кадастровым номером N с родительским объектом - зданием с кадастровым номером N до начала проведения государственной кадастровой оценки.
Кроме того, отсутствие сведений о родовом объекте-здании, в котором расположено помещение, в силу пункта 6 "Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 74, в редакции, действующей по состоянию на 1 января 2019 года, не являлось основанием для исключения помещения из переченя объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению, не усматривает.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.