Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Головкиной Л.А, Семеновой И.А.
с участием прокурора
Парфёновой Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Катковой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-37/2022 по апелляционной жалобе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 04 марта 2022 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМП Шанс" о признании недействующими абзаца 1 пункта 4 и пункта 7 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), являющегося приложением N 7 к Тарифному соглашению, утвержденному решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области N 6 к протоколу N 13 от 29 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителей: административного истца ООО "СМП Шанс" - Ершова Д.Л, Скачковой О.А.; заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - Коваленко И.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфёновой Е.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области N6 к протоколу N 13 от 29 декабря 2020 года утверждено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее-Тарифное соглашение) (Л.д.15, 41-45 т.1).
Приложением N 7 к Тарифному соглашению является Порядок оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) (далее-Порядок оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации).
Изложенный в пункте 7 раздела II Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов способ оплаты медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) - по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи, полностью повторяет способ оплаты скорой медицинской помощи, оказанной при данных условиях, установленный нормами разделов IV Базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 2299 от 28 декабря 2020 года, и VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области N 911-пп от 22 декабря 2020 года (далее - Базовая программа обязательного медицинского страхования и Территориальная программа обязательного медицинского страхования).
Между тем, в оспариваемых абзаце 1 пункта 4 раздела 2 "Методика расчета тарифа на основе подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи" и пункте 7 раздела 3 "Порядок определения объеме финансирования по подушевому нормативу" Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), являющегося приложением N 7 к Тарифному соглашению, определено, что финансирование по подушевому нормативу - это способ финансирование медицинской организации, при котором подушевой норматив включает финансовые средства, обеспечивающие собственную деятельность медицинской организации, и средства на оплату скорой медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам медицинской организацией - исполнителем, по утвержденным тарифам за вызов (Л.д.21 т.1). Финансирование по подушевому нормативу медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь, осуществляется страховой медицинской организацией в размере скорректированного объема финансирования (Vфин мес СМП), рассчитанного по формуле: V фин мес СМП= V мес СМП - V ИСП мес СМП +V НЕПР мес СМП, предусматривающей исключение из объема финансирования сумм расходов за скорую медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, иными станциями (отделениями) скорой медицинской помощи.
Следовательно, абзацем 1 пункта 4 раздела 2 и пунктом 7 раздела 3 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, регламентирован расчет между медицинскими организациями по тарифу за вызов из объема средств, выделенных на финансирование по подушевому нормативу финансирования, что не соответствует нормам разделов IV Базовой программы обязательного медицинского страхования и VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы; пунктам 4 и 7 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и пункту 1 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации.
Полагая, что порядок оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), установленный абзацем 1 пункта 4 раздела 2 "Методика расчета тарифа на основе подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи" и пунктом 7 раздела 3 "Порядок определения объеме финансирования по подушевому нормативу" Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), являющегося приложением N 7 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, противоречит способам оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, установленным разделами IV Базовой программы обязательного медицинского страхования и VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы, имеющим большую юридическую силу, административный истец - ООО "СМП Шанс" обратилось в суд с настоящим административным иском, в котором просило признать недействующими абзац 1 пункта 4 раздела 2 "Методика расчета тарифа на основе подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи" и пункт 7 раздела 3 "Порядок определения объеме финансирования по подушевому нормативу" Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), являющегося приложением N 7 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов. При этом административный истец указал, что законодательством Российской Федерации предусмотрено включение расходов на оплату скорой медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями-исполнителями, в подушевой норматив финансирования только при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, но не предусмотрено для случаев оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации).
Решением Архангельского областного суда от 04 марта 2022 года административный иск удовлетворен.
Суд признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части абзаца 1 пункта 4 и пункта 7 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (приложение N 7 к Тарифному соглашению), утвержденного решение Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области N6 к протоколу N 13 от 29 декабря 2020 года.
Также с Правительства Архангельской области за счет средств казны Архангельской области в пользу ООО "СМП Шанс" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе, поданной заинтересованным лицом - Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Архангельской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В суде апелляционной инстанции представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители ООО "СМП Шанс" и прокурор, каждый в отдельности, возражали против доводов апелляционной жалобы, и просили решение суда оставить без изменения.
Административные ответчики Правительство Архангельской области и Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также заинтересованные лица: Министерство здравоохранения Архангельской области и 23 медицинские организации, осуществляющие деятельность в Архангельской области, о времени судебного разбирательства извещены. Представители перечисленных участников судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств об уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представители.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования, а также имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2.1. статьи 30 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" председатель комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, обязан в пятидневный срок после дня заключения тарифного соглашение направить его в Федеральный фонд для подготовки заключения о соответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Из статьи 36 (части 1, 2, 6) Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" следует, что территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию.
Из вышеприведенных норм Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" следует, что содержание тарифного соглашения, заключенного во исполнение части 2 статьи 30 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", должно соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов является составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 2299 от 28 декабря 2020 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
На территории Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области N 911-пп от 22 декабря 2020 года утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
В соответствии с пунктами 1-4 части 3 статьи 32 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Базовой программой обязательного медицинского страхования и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, установлены в зависимости от условий, в которых оказана медицинская помощь (вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно).
Так, согласно раздела IV Базовой программы обязательного медицинского страхования при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации:
при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (за исключением расходов на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии, а также средств на финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (за исключением расходов на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии, а также средств на финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи), в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях за единицу объема медицинской помощи;
за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, посещение, обращение (законченный случай) (используется при оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, а также в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц);
за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу (используется при оплате отдельных диагностических (лабораторных) исследований - компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии);
при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), - по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
Подпунктом 4 раздела VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы установлены способы оплаты оказанной медицинской помощи в амбулаторных условиях и вне медицинской организации идентичные вышеприведенным положениям Базовой программы обязательного медицинского страхования.
Взаимосвязанное и буквальное толкование вышеприведенных правовых норм Базовой программы и Территориальной программы позволило суду первой инстанции согласиться с утверждением административного истца о том, что оплата по подушевому нормативу, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях за единицу объема медицинской помощи - является способом оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях. Приведенный способ оплаты скорой медицинской помощи не применим в случае оказания медицинской помощи вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой помощи, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации). При оказании медицинской помощи вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой помощи, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) оплата должна производиться по душевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой помощи, и данный способ оплаты не предусматривает каких-либо взаиморасчетов между медицинскими организациями, оказывающими скорую медицинскую помощь, из объема финансирования по подушевому нормативу.
В связи с этим суд признал не соответствующими абзац 1 пункта 4 и пункт 7 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (приложение N 7 к Тарифному соглашению), утвержденного решение Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области N6 к протоколу N 13 от 29 декабря 2020 года, нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суд первой инстанции следует признать правильными.
Как указано в апелляционном определении ранее, во исполнение Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (статей 30, 36), приказа Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 ноября 2018 года N 247 "Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения", постановления Правительства Архангельской области от 22 декабря 2010 года N 911-пп "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области N6 к протоколу N 13 от 29 декабря 2020 года утверждено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Вопреки нормам разделов IV Базовой программы обязательного медицинского страхования и VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы, а также пунктов 4, 7 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов устанавливающих в качестве способа оплаты медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) - по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи, в оспариваемых абзаце 1 пункта 4 раздела 2 "Методика расчета тарифа на основе подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи" и в пункте 7 раздела 3 "Порядок определения объеме финансирования по подушевому нормативу" Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), являющегося приложением N7 к Тарифному соглашению, при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, установлен иной способ оплаты медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, которым предусмотрены взаиморасчеты между медицинскими организациями Архангельской области, оказывающими скорую медицинскую помощь, производимые из объема финансирования по подушевому нормативу.
Так, абзацем 1 пункта 4 раздела 2 "Методика расчета тарифа на основе подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи" Порядка оплаты установлено, что финансирование по подушевому нормативу - это способ финансирование медицинской организации, при котором подушевой норматив включает финансовые средства, обеспечивающие собственную деятельность медицинской организации, и средства на оплату скорой медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам медицинской организацией - исполнителем, по утвержденным тарифам за вызов (Л.д.21 т.1).
Пунктом 7 раздела 3 "Порядок определения объеме финансирования по подушевому нормативу" Порядка оплаты (л.д. 23 т.1 оборот) установлено, что финансирование по подушевому нормативу финансирования медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь, осуществляется страховой медицинской организацией в размере скорректированного объема финансирования (Vфин мес СМП), рассчитанного следующим образом:
V фин мес СМП= V мес СМП - V ИСП мес СМП +V НЕПР мес СМП, где:
V ИСП мес СМП - сумма принятых к оплате страховой медицинской организацией счетов за скорую медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам иными станциями (отделениями) скорой медицинской помощи (медицинской организации- исполнителя) за отчетный месяц, с учетом результатов контроля;
V НЕПР мес СМП - сумма принятых к оплате страховой медицинской организацией счетов за скорую медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, закрепленным по территории обслуживания за иными станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, за отчетный месяц с учетом результатов контроля.
Таким образом, оспариваемыми абзацем 1 пункта 4 раздела 2 и пунктом 7 раздела 3 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), являющегося приложением N 7 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, расходы на оплату скорой медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями-исполнителями, включены в подушевой норматив финансирования, что допускается разделами IV Базовой программы обязательного медицинского страхования и VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы только при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, но не предусмотрено для случаев оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации).
Утверждение подателя апелляционной жалобы о несостоятельности решения суда в связи с его несоответствием Методическим рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, изложенным в письме Минздрава России N 11-7/И/2-20691, ФФОМС N 00-10-26-2-04/11-51 от 30 декабря 2020 года (далее-Методические рекомендации), судебная коллегия считает не верным.
В пункте 1 раздела III Методических рекомендаций разъяснено, что оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) осуществляется по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 (т.е. в соответствии).
Таким образом, подходы к оплате скорой медицинской помощи оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), определенные в пункте 1 раздела III Методических рекомендаций, повторяют способы оплаты медицинской помощи, установленные нормами раздела IV Базовой программы обязательного медицинского страхования и раздела VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы, и не предусматривают межучрежденческие и (или) межтерриториальные взаиморасчеты при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации).
В соответствии с разделами II, V, VI Методических рекомендаций межучрежденческие и (или) межтерриториальные взаиморасчеты при оплате скорой медицинской помощи застрахованным лицам возможны лишь в определенных случаях:
-оплаты первичной медико-санитарной помощи, оказанной в амбулаторных условиях (раздел II Методических рекомендаций);
-оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования (раздел V Методических рекомендаций);
-оплаты медицинской помощи, оказанной с применением телемедицинских технологий (раздел VI Методических рекомендаций).
При этом, как Методическими рекомендациями, так и Базовой программой обязательного медицинского страхования, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания на территории Архангельской области гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы не допускается самопроизвольное изменение субъектами регулируемых отношений установленных законодательством способов оплаты медицинской помощи, дифференцированных по условиям ее оказания.
Следовательно, оспариваемые административным истцом положения Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), являющегося приложением N 7 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, противоречат вышеприведенным нормам разделов II, III, V, VI Методических рекомендаций, на что правильно указал суд первой инстанции.
Как указано в пункте 209.5. Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н, объем финансового обеспечения медицинской помощи по условиям оказания и способу оплаты медицинской помощи, профилю и виду медицинской помощи, наименованию медицинской услуги рассчитывается как произведение объема предоставления соответствующей медицинской помощи, распределенного медицинской организации, на установленный в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, или порядке, предусмотренном частью 3.1 статьи 30 Федерального закона, соответствующий условиям оказания и способу оплаты медицинской помощи, профилю и виду медицинской помощи, наименованию медицинской услуги и данной медицинской организации тариф на оплату медицинской помощи (подушевой норматив финансирования).
Формулы для расчета среднего подушевого, базового подушевого, дифференцированного подушевого нормативов финансирования скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации, медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования приведены в разделе III Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденных письмом Минздрава России N 11-7/И/2-20691, ФФОМС N 00-10-26-2-04/11-51 от 30 декабря 2020 года, и не предусматривают взаиморасчетов между медицинскими учреждениями и (или) корректирование объемов финансирования медицинских учреждений, которые соответствовали бы тем способам определения объема финансирования по подушевому нормативу, которые установлены оспариваемыми положениями пункта 4 (абзац 1) и пункта 7 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, являющегося приложением N 7 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что механизм определения среднего подушевого норматива финансирования, используемого при определении базового норматива финансирования и дифференцированного подушевого норматива скорой медицинской помощи предусматривает взаиморасчеты между медицинскими организациями по утвержденным тарифам за вызов.
В качестве самостоятельного основания для удовлетворения административного иска, суд первой инстанции указал на внутреннюю несогласованность и противоречивость норм Порядка оплаты скорой медицинской помощи, являющегося приложение N 7 к Тарифному соглашению, в связи с различными способами оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, установленных пунктом 1 (которым предусмотрена оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов) и пунктами 4 (абзац 1), 7 данного Порядка (которые предусматривают взаиморасчеты между медицинскими организациями, оказавшими скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, из объема финансирования по подушевому нормативу), что создает неопределенность при применении Порядка оплаты скорой медицинской помощи и не соответствует требованиям к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1397н от 29 декабря 2020 года.
Доводов, опровергающих правильность вышеприведенных вывода суда, участниками судебного разбирательства не заявлено.
Таким образом, вопреки доводов апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые проверены и оценены судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим данные правоотношения. В связи с этим оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Архангельского областного суда от 04 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.