Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Стахова Т.М., рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N 9а-77/2022 по частной жалобе представителя Манжуковой А.И. на определение Ленинградского областного суда от 1 июня 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Манжукова А.И, действуя через представителя по доверенности, обратилась в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости, равной 427 000 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.
Определением Ленинградского областного суда от 1 июня 2022 года в принятии административного иска отказано по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку поданный Манжуковой А.И. административный иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка не подлежит рассмотрению в суде.
В частной жалобе представитель административного истца просит отменить определение суда от 1 июня 2022 года, как принятое с нарушением норм процессуального законодательства.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Признана утратившей силу статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", предусматривающая порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, одновременно Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ дополнен статьей 22.1, которой введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании решения уполномоченного бюджетного учреждения.
Так, в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть заявлено лишь одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке. В течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. С даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия такого решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года " 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Из приведенных правовых норм следует, что если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, то есть после 01 января 2023 года или с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Аналогичное по своему содержанию толкование вышеприведенных норм Федеральных законов изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 ноября 2021 года N 713 установлена дата перехода к применению статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Ленинградской области - с 01 января 2022 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, с 01 января 2022 на территории Ленинградской области не применяются нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта.
С 01 января 2022 года на территории Ленинградской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки", решение которого может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Из административного материала следует, что Манжукова А.И. обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 31 мая 2022 года; 4 апреля 2022 года Манжукова А.И. обращалась в ГБУ Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости.
Письмом от 8 апреля 2021 года N 319-И-22 ГБУ Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" уведомило Манжукову А.И. о возврате без рассмотрения вышеназванного заявления по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке с разъяснением права повторного обращения с указанным выше заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возврата заявления без рассмотрения.
В данном случае, обратившись в ГБУ Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, административному истцу надлежало руководствоваться частью 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке из которой следует, что такие заявления могут быть поданы в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к нему отчете об оценке.
Отказывая в принятии административного искового заявления Манжуковой А.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, суд первой инстанции верно указал, что исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания действующей кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на указанную административным истцом дату, с 1 января 2022 года утрачена.
Поскольку с 1 января 2022 года на территории Ленинградской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, и требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения и не носит самостоятельного характера, доводы частной жалобы об отсутствии оснований для отказа в принятии административного иска и нарушении права административного истца на судебную защиту при установленных обстоятельствах не могут быть признаны состоятельными.
Самостоятельным основанием, препятствующим принятию административного иска к производству суда, также служит непредставление административным истцом сведений и документов, подтверждающих, что действующей кадастровой стоимостью земельного участка нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Как усматривается из представленных административным истцом совместно с административным исковым заявлением документов, Манжукова А.И. на основании договора субаренды земельного участка от 3 августа 2019 года N, заключенного с дачным некоммерческим партнерством "Гранит", и действовавшего до 2 июля 2020 года, являлась субарендатором земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в государственной собственности и переданного в аренду дачному некоммерческому партнерству "Гранит" по договору аренды от 31 марта 2017 года N 422-Н.
Согласно условий договора субаренды (п.3.1), размер арендной платы за пользование земельным участком определяется решением общего собрания членов дачного некоммерческого партнерства "Гранит".
Исходя из действующего нормативного правового регулирования, кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть пересмотрена по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
В абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Вместе с тем, сведений о том, что размер вносимой Манжуковой А.И. арендной платы за пользование земельным участком, определенный решением общего собрания членов дачного некоммерческого партнерства "Гранит", поставлен в зависимость от кадастровой стоимости объекта недвижимости, административное исковое заявление и приложенные к нему документы не содержат.
Учитывая изложенное, а также то, что процессуальных нарушений, приведенных в статье 310 КАС Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Ленинградского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Манжуковой А.И. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.