Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 января 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 3 марта 2022 года в отношении Волощук Екатерины Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
15 ноября 2021 года главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в отношении должностного лица-генерального директора акционерного общества "Винлаб Уссурийск" (далее - АО "Винлаб") Волощук Е.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 3 марта 2022 года, действия Волощук Е.Ю. с части 2 статьи 6.3 переквалифицированы на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, производство по делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. просит судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, что повлекло неверную квалификацию действий лица, в отношении которого осуществляется производство по делу и неправильное прекращение производства по делу по истечении срока давности.
Волощук Е.Ю. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещена о принесении данной жалобы, возражений на жалобу не представила.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судьями районного и краевого судов вышеуказанные требования закона в полной мере выполнены не были.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут ответственность в соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Коронавирусная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (2019-nCoV) включена в указанный перечень.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Профилактические прививки относятся к предусмотренным санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемическим мероприятиям, которые в силу части 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны проводиться своевременно и в полном объеме.
Заместителем Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю 1 июля 2021 года N 6 издано постановление "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее Постановление N 6, применяемое в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела), которым постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе, в сфере торговли (пункты 1 и 1.1). Пунктом 2.1 указанного постановления на руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Хабаровского края, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, возложена обязанность в срок до 31 июля 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 31 августа 2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении, составленному главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Боярчук Т.В. 15 ноября 2021 года, в АО "Винлаб Уссурийск", генеральным директором которого является Волощук Е.Ю, трудоустроено 190 сотрудников, сведения о профилактических прививках из которых имеются по 24 сотрудникам, что составляет менее 60% от общей численности, Кроме того, в магазине "Винлаб", расположенном по адресу: "адрес", трудоустроено 4 сотрудника, при этом согласно представленным данным, у всех сотрудников отсутствуют профилактические прививки.
Непринятие генеральным директором АО "Винлаб Уссурийск" Волощук Е.Ю. в срок до 31 августа 2021 года мер по организации на предприятии торговли проведения профилактических прививок первым, вторым компонентом или однокомпонентной вакциной сотрудникам не менее 60% от их общей численности, повлекло квалификацию действий должностного лица по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Не ставя под сомнение доказанность нарушений пункта 2.1 Постановления N 6, судья районного суда с предложенной административным органом квалификацией действий Волощук Е.Ю. не согласился и, полагая, что должностное лицо, не выполнив установленные указанным пунктом требования, нарушило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, переквалифицировал действия генерального директора АО "Винлаб Уссурийск" на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ составляет три месяца, события, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела имели место 1 сентября 2021 года, суд прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Хабаровского краевого суда с выводами судьи нижестоящего суда согласился и оставил жалобу лица, составившего протокол об административном правонарушении, без удовлетворения.
Между тем выводы судов не учитывают следующего.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических норм в период угрозы распространения опасного заболевания, карантина либо невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе, по предписанию надзорного органа образует состав указанного административного правонарушения.
Как было указано выше, профилактические прививки Федеральным законом N 52-ФЗ отнесены к перечню санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно статье 35 Федерального закона N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 57-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются, в том числе полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Постановление N 6, неисполнение которого вменено в вину Волощук Е.Ю, издано заместителем Главного санитарного врача Хабаровского края, в последующем в него Главным санитарным врачом Хабаровского края были внесены изменения, и является постановлением о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Данный нормативно-правовой акт предписывает руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Хабаровского края, в определенных сферах деятельности, организовать проведение профилактических прививок, то есть провести конкретное санитарно- противоэпидемическое мероприятие.
Следовательно, неисполнение данного постановления свидетельствует о нарушении требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемического мероприятия - профилактических прививок при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Неверно применив по делу нормы материального права, что повлекло неправильную квалификацию действий лица, в отношении которого осуществляется производство по делу и прекращение производства по нему в отсутствие того правового основания, на которое указано в судебном акте, судья Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края в ходе производства по настоящему делу допустил существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судья краевого суда допущенную судьей первой инстанции фундаментальную ошибку в применении норм права не устранил.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку решения судей нижестоящих судов вынесены с существенными нарушениями процессуальных требований, срок давности привлечения должностного лица-генерального директора АО "Винлаб Уссурийск" Волощук Е.Ю. к административной ответственности не истек, принятые по делу судебные акты подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует исследовать все представленные доказательства в совокупности, установить на их основе обстоятельства дела и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, постановила:
жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. удовлетворить.
Постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 января 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 3 марта 2022 года в отношении должностного лица - генерального директора акционерного общества "Винлаб Уссурийск" Волощук Екатерины Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить
Дело возвратить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.