Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Стаценко О.Н. на вступившее в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 января 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 16 марта 2021 года в отношении Стаценко Ольги Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 января 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 8 февраля 2021 года), оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 16 марта 2021 года, Стаценко О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Стаценко О.Н. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях).
Согласно статье 2 Закона о публичных мероприятиях публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1). Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3).
Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц (пункт 1 части 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Статьей 3 Закона о публичных мероприятиях установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, а также добровольности участия в публичном мероприятии.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона о публичных мероприятиях, частью 1 которой установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что 27 октября 2020 года в период времени с 20 часов 20 минут до 21 часов 00 минут в городе Хабаровске Хабаровского края на площади имени Ленина возле здания Правительства Хабаровского края по адресу: "адрес" Стаценко О.Н. принимала участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга в поддержку бывшего Губернатора Хабаровского края Фургала С.И, с общим количеством участников мероприятия около 9 человек, не выполнила неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятии, озвученные с помощью звукоусиливающих устройств.
Указанные установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Стаценко О.Н. обязанностей участника публичного мероприятия, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения Стаценко О.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 20 января 2021 года (л.д. 2); рапортами сотрудников полиции (л.д. 3-5, 9); объяснением Новаха А.А. (л.д. 6); протоколом о доставлении (л.д. 10); видеозаписью (л.д. 15), фотоматериалами (л.д. 16-20) и иными материалами дела, которым судами дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой в совокупности, получены с соблюдением закона, логичны, последовательны и достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении наказания события административного правонарушения.
Из всей совокупности документов, фото- и видеоматериалов, представленных в дело, следует, что Стаценко О.Н. была участником публичного мероприятия, проводившегося без уведомления органов местного самоуправления, и не выполнила законные требования сотрудников полиции оставить место проведения публичного мероприятия, продолжив участие в митинге.
Административное наказание назначено Стаценко О.Н. с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, личности виновной.
Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
Вопреки доводам жалобы сотрудники полиции, требуя от участников митинга оставить место его проведения, были осведомлены о несогласованности публичного мероприятия.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях после получения уведомления о проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обеспечивает, в том числе, с уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия.
Следовательно, о согласовании публичного мероприятия орган полиции извещается заблаговременно до даты его проведения. Вследствие отсутствия такого извещения незаконность проводимого 27 октября 2020 года публичного мероприятия была очевидна для сотрудников полиции, которые предъявляли законные требования к участникам оставить место проведения митинга.
Таким образом, то обстоятельство, что заместитель Мэра города Хабаровска на запрос начальника УМВД России по городу Хабаровску ответ о непоступлении в орган местного самоуправления уведомления о проведении публичных мероприятий с 26 октября по 5 ноября 2020 года дал 28 октября 2020 года, на следующий после митинга день, о предположительном характере сообщений сотрудников полиции о незаконности проводимого публичного мероприятия не свидетельствует.
Сообщение заместителя Мэра города Хабаровска получено административным органом в качестве доказательства по делу для целей административного производства, в ходе которого устанавливалась причастность конкретных лиц к нарушениям законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Представленный в материалы дела ответ N1.1.49-2408 от 28 октября 2020 года подтверждает обстоятельство, возникшее на момент совершения административного правонарушения, а именно отсутствие согласования органа местного самоуправления на проведение публичного мероприятия 27 октября 2020 года.
Оснований согласиться с утверждением Стаценко О.Н. о нарушении ее права на защиту в ходе производства по делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ право пользоваться юридической помощью защитника является одним из прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Данное право реализуется лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельно путем приглашения защитника таким лицом.
Нормами Кодекса на лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, включая и судебные органы, не возложена обязанность обеспечить участие в деле защитника.
Порядок и срок давности привлечения Стаценко О.Н. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 января 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 8 февраля 2021 года) и решение судьи Хабаровского краевого суда от 16 марта 2021 года в отношении Стаценко Ольги Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Стаценко О.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.